Главная » Статьи » Истории Пророков |
Му’авийат, воссевший на троне, был добр и милосерден к подданным, уважал ахль аль-байт Расула (саллаллаху аляйхи ва саллям). Он приблизил и содержал семью Хусейна(радыйаллаху анх). Он не ел, если они были голодны, не пил, если они испытывали жажду, и ничего для них не жалел. Более того, Му’авийат ничего не делал не посоветовавшись с Хусейном (радыйаллаху анх).Он вел себя красиво, уважая должным образом ахль аль-байт. Му’авийат отправился в священную Мекку для совершения хаджа и на обратном пути в Ива’ заболел. Он вернулся домой больным и понял, что ему не жить. Он подозвал своего сына Йазида и сделал завещание. Му’авийат поручил Йазиду халифат, заключив договор, и жители Шама согласились с этим. Отец вверил Йазиду ахль аль-байт Расула (саллаллаху аляйхи ва саллям), особо наказал не обижать их и даже строго предупредил, назвав имя: «Смотри, не убивай Хусейна(радыйаллаху анх). Также сказано, что Му’авийат велел Йазиду передать халифат Хусейну(радыйаллаху анх), когда он станет взрослее, особо разъяснив, что быть халифами — исключительное право ахль аль-байт, а не их. Так, сделав доброе завещание сыну и покаявшись во всем содеянном, с надеждой на милость Прощающего Аллаха Му’авийат, да смилуется над ним Аллах, отправился в Ахират. Он не выполнил завещание, оставленное отцом, не проявлял почтения к ахль аль-байт Расула (саллаллаху аляйхи ва саллям) , перестал выплачивать им жалованье и ничего не сделал им, кроме плохого. Он отдалил от себя этих людей, которых отец привел к себе в Шам, заботясь о них, как о своих близких. После смерти Му’авийата для Хусейна (радыйаллаху анх) и его семьи не было ни одной ночи без тревоги. Хусейн (радыйаллаху анх)отправился к сестре Сакине и поделился с ней своими переживаниями, сказав, что хочет вернуться на родину предков, в Мекку и Медину. Она согласилась с братом и сказала, что лучше спросить разрешение на это у Йазида. Зная о коварстве Йазида, которому нельзя было доверять, они побоялись уйти без его разрешения. Хусейн (радыйаллаху анх)написал письмо Йазиду, в котором поведал о своем желании вернуться в Медину. Йазид грубо ответил ему, что он может идти куда хочет. Всей семьей покинув Шам, родня Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям)отправилась в путь. Преодолевая голод, жажду и тяготы на пути, ахль аль-байт ХабИба (саллаллаху аляйхи ва саллям) прибыли в Медину. Саййид Хусейн (радыйаллаху анх) вступил в дом отца, встретился с братом Мухаммадом Ханифийатом, который оставался в Медине, когда Хусейн (радыйаллаху анх) с родней отправился в Шам. Брат с радостью встретил и принял неожиданно вернувшегося Хусейна(радыйаллаху анх). Они вместе отправились на зийарат к могиле Расула (саллаллаху аляйхи ва саллям), и их влюбленные и тоскующие сердца наполнились файзом(Файз — свет познания Аллаха.). Теперь, когда их стали тревожить и в Медине, Хусейн(радыйаллаху анх)с ‘Абдуллахом ибн Зубайром (радыйаллаху анх) отправились в Мекку. Мекканцы очень обрадовались его прибытию и встретили их очень радушно. Йазид, ставший правителем Шама, не был угоден в других областях. Навести порядок в Куфе, Басре и на земле Ирака было поручено Ибн Зийаду. Йазид начал притеснять народ и нарушать шариат ХабИба (саллаллаху аляйхи ва саллям). Нафс аль-аммарат сел верхом на него и вел куда сам пожелает. Среди своих подданных он законность заменил насилием. В Куфе стало известно о том, что Хусейн (радыйаллаху анх) отказался присягнуть Йазиду и отправился в Мекку. Жители Куфы, которые любили ‘Али (радыйаллаху анх), собрались, чтобы посоветоваться и подумать, как им быть. Собравшиеся пришли к единому мнению и решили, что не будут терпеть притеснения и гнет Йазида. «Не подобает, чтобы правление халифатом было у Бану Умаййат», — сказали они и решили передать правление кому следует. Сулайман аль-Хаза’и встал и начал речь с восхваления Всевышнего, затем произнес салават Пророку (саллаллаху аляйхи ва саллям) и перечислил караматы ‘Али ибн Абу Талиба (радыйаллаху анх).Потом он сказал: «Мы являемся его и Хусейна сторонниками, а Хусейн нуждается в нашей помощи» — и пояснил, что Хусейн (радыйаллаху анх) был вынужден уйти в Мекку, опасаясь козней людей Абусуфйана. Он задал вопрос собравшимся, помогут ли они Хусейну (радыйаллаху анх). «Если вы обещаете помочь и не измените потом данному обещанию, у нас есть возможность добиться, чтобы халифом стал Хусейн (радыйаллаху анх), потомок Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям), имеющий на это законное право». Собравшиеся в один голос дали слово помочь Хусейну (радыйаллаху анх). Все выразили готовность отдать жизнь за него и выступить против любого врага, скрепив договор твердым обещанием. Получив такое обещание, Сулайман велел написать письмо Хусейну(радыйаллаху анх) и отправил гонца с посланием от имени всех собравшихся. Жители Ирака отправили Хусейну (радыйаллаху анх) последнее письмо с угрозой: «Если откажешься и оставишь нас в притеснении, завтра на Арасате ты будешь ответчиком». Хусейн (радыйаллаху анх) был в смятении. Он сжалился над уммой и оказался вынужденным встать на защиту шариата Хабиба(саллаллаху аляйхи ва саллям). Он вознамерился отправиться в Куфу, как и было предопределено Аллахом. Боясь Могущественного (Джаббар), сжалившись над уммой, обливаясь слезами, он взял в руки бумагу и перо. Он ответил на просьбу куфийцев и отправил им письмо с этой радостной вестью. Гонца, который вез в Куфу письмо с ответом, сопровождал Ибн Укайл. В письме куфийцам сообщалось, что до его прибытия имамом в намазе для них будет Муслим. Муслим прибыл с письмом в Куфу. Жители Куфы с радостью приняли его и сразу по прибытии принесли присягу Хусейну (радыйаллаху анх). Об этом стало известно Ну’ману ибн Ваширу. В это время Ну’ман был правителем Куфы, и ему не понравился приезд Муслима с письмом. Он написал Йазиду в Шам, сообщая о предстоящем прибытии Хусейна (радыйаллаху анх). Согласно одной версии, письмо написал Ну’ман, а в другом сказании говорится иначе. Когда Муслим прибыл с письмом из Мекки, Ну’ман обратился к куфийцам: «Вы не спешите устраивать смуту, это приведет к кровопролитию». Не согласившись с речью Ну’мана, ‘Абдуллах Хазрами встал и сказал: «Твое мнение — это мнение слабых людей». Ну’ман ответил ‘Абдуллаху добрыми словами: «Лучше потерпеть поражение, покоряясь Всевышнему, чем одержать победу, ослушавшись Его». На этом мы закончим их диалог, поскольку один Аллах знает, кто из них прав, а кто нет. Нам ясно одно, что, поспорив с Ну’маном, этот нечестивец поступил вероломно. Сказано, что это он написал письмо Йазиду, в котором сообщил о цели прибытия Муслима. Сказано также, что его имя означает «сын неверного, раб идола». Так написано на полях книги «Футухат». Утром он собрал людей и объявил им о том, что они должны подчиниться ему. Он восхвалил Йазида, разбранил людей Хусейна (радыйаллаху анх)и стал угрожать жителям Куфы. Муслим услышал речь этого проклятого и отправился к Хани ибн Урвату. Он попросил убежища в его доме, так как его жизни угрожала опасность и ему было необходимо сменить место жительства. Хани было стыдно отказать Муслиму, и он принял его, хотя и не хотел. Теперь те, кто хотел присягнуть Хусейну (радыйаллаху анх),стали тайком ходить к Муслиму. Тот записывал их имена, и количество пришедших людей достигло двадцати тысяч. Злосчастный сын Зийада поручил своему слуге обойти Куфу и разыскать Муслима. Ибн Зийад дал слуге три тысячи дирхемов для Муслима, чтобы войти в доверие к нему и разузнать у него обо всем. Тот после долгих поисков выследил Муслима и под видом гостя из Шама пришел к нему, сказав, что хочет присягнуть Хусейну (радыйаллаху анх). Муслим поверил и принял его с радостью. Этот лицемер достиг цели, узнав о местонахождении Муслима, и вернулся, выполнив поручение. Он отправился к Ибн Зий-аду и доложил, что Муслим находится в доме Ибн Урвата. Затем Убайдуллах отправил туда группу людей, поручив им немедленно привести к нему Хани ибн Урвата. Когда Хани привели во дворец правителя, Убайдуллах стал упрекать его: «Ты думал, я не узнаю о том, что ты прячешь в своем доме Муслима?!» Поняв, что амир обо всем знает, Ибн «Урват стал учтиво оправдываться. «О правитель! Я не приглашал Ибн *Укайла к себе домой. Я впустил его, поскольку он пришел с просьбой сдать ему комнату. Если это не дозволено, я выгоню его,’только отпустите меня домой», — просил он. «Если не приведешь ко мне Муслима, дома тебе не видать», — пригрозил ему правитель. «Я не приведу к тебе гостя, даже если придется умереть», — смело возразил Хани. Тут вмешался Ибн ‘Амр и стал уговаривать его выдать Муслима правителю. Ибн «Урват поклялся Ибн Амру, что этому не бывать, пока он жив. Ибн Зийад разгневался и ударил его по лицу тем, что попалось под руку. Хани в ответ набросился на него как лев, но люди Ибн Зийада схватили его и увели. Ибн Зийад стал кричать, чтобы его посадили в тюрьму. Хани закрыли в одной комнате. Ибн Зийад спросил, что это за шум, и ему ответили, что пришла родня Ибн Урвата. Ибн Зийад велел показать им Ибн Урвата, чтобы те успокоились, увидев его живым. Шурайх выполнил поручение Ибн Зийада, и родня Хани вернулась обратно, убедившись в том, что он жив. После этого Муслим напал на дворец правителя с восемнадцатью тысячами всадников. Их встретило войско Убайдуллаха, которое находилось в крепости, и произошло кровопролитное сражение. В разгар сражения Ибн Шихаб поднялся на самое высокое место и громким голосом, чтобы услышали все, начал выкрикивать угрозы. «Сторонники Муслима, присягнувшие Хусейну, - кричал он, — вас настигла беда. Из Шама прибыли войска Йазида. Поберегите себя и не сражайтесь понапрасну. Если вы не прекратите сражаться, Убайдуллах поклялся, что больше не сжалится над вами». Воины Муслима поверили ему и, напуганные, разбежались. К вечеру верными присяге остались только десять всадников. Когда Муслим зашел в мечеть помолиться, те десять тоже исчезли. Удрученный изменой, израненный, уставший и оказавшийся в безвыходном положении, Муслим сел на коня и поехал по одной из куфий-ских улиц. Не было никого, кто приютил бы его. У ворот одного дома он увидел женщину. Муслим поприветствовал ее. Она ответила на приветствие и спросила, не нужно ли ему чего. Муслим попросил воды, и эта женщина дала ему воду. Муслим выпил, и она спросила его, кто он. «Чужестранец, которого предали друзья и которому некуда идти», — ответил Муслим. «Откуда ты?» — спросила она. Муслим рассказал ей о себе: «Я сын ‘Укайла, брата ‘Али-асхаба, и саййид Хусейн приходится мне двоюродным братом». Женщина прослезилась. Она завела Муслима к себе домой и стала заботиться о нем как о своем брате. Она отделила ему угол, спрятала от всех и оказала гостеприимство по мере своей возможности. Тем временем неразумный Убайдуллах продолжал суетиться, говоря, что не будет жить, оставив Муслима в живых, и тому, кто приведет Муслима, пообещал десять тысяч дирхемов. Опытные воины во главе с Мухаммадом ибн Аш’асом отправились на поимку Муслима. За десять тысяч дирхемов раб взялся выполнить поручение негодного Ибн Зийада. Услышав на улице цокот копыт, Муслим догадался, что прибыли лицемеры. В тот же час он оседлал коня, вооружился и сказал себе: «Пора!» Он поблагодарил Тав’ат за гостеприимство и попросил ее открыть ворота, чтобы он мог выехать. Не успела она отворить ворота, как он, подобно раненному льву, с сердцем, исполненным гнева, бросился в толпу врагов. Он вдохновенно сражался и убил много людей. Всадники Аш’аса понесли большие потери, им никак не удавалось справиться с Муслимом. И тогда Ибн Зийад велел Аш’асу пообещать Муслиму безопасность. Аш’асу пришелся по душе приказ Ибн Зийада, и он обратился к Муслиму с таким предложением. «Мне не нужны гарантии безопасности от коварных людей», — заявил Муслим и снова вступил в бой. Сражаясь и убивая, он и сам был изранен и из-за сильной жажды совсем ослаб. Пробившись сквозь ряды врагов, он отошел в сторону и присел у стены. Но враги вновь напали на него, и он снова встал и начал сражаться. Раны его кровоточили, силы иссякли. Он упал с коня. Его схватили и обезоружили. Муслим попросил воды. Ибн Амр аль-Бахили грубо ответил ему, что вместо воды он выпьет из рога смерти. Муслим воскликнул: «О куфийцы, почему вы не даете хотя бы воды выпить?» Кайс, слуга Амра ибн Харса, подошел к нему с ковшом и кувшином воды. Он набрал ковш и дал Муслиму. Но Муслим не смог выпить, кровь, сочившаяся с его лица, смешалась с водой, и он не стал пить окровавленную воду. Пленного Муслима отвели к Убайдуллаху во дворец. Некий человек, стоявший рядом с Муслимом, велел ему поприветствовать правителя Убайдуллаха. Муслим дал ему достойный ответ, поклявшись, что он для него не правитель. Этими словами он пронзил ему грудь и заставил замолчать. Он вступил в спор с Ибн Зийадом, и речь его подобно сабле отсекала слова этого негодяя. Они долго дискутировали по поводу халифата, и Муслим сказал: «Разве люди Суфйана не отняли его силой?» Хани отвели на рынок овец в со связанными назад руками. И хотя ему ничего не сказали, он сам догадался, что ведут убивать, и посочувствовал сам себе. Пленник со связанными руками оказался бессилен, как лев, попавший в капкан охотников. Слуга Ибн Зийада Ра-шид подошел к нему и ударил его саблей, но не причинил никакого вреда. Хани попросил Всевышнего сделать эти мучения искуплением его грехов. Снова неверный Рашид набросился на Хани, и от второго удара тот стал шахидом. Ибн Зийад отправил в Шам к Йазиду двух верных всадников с головами обоих убитых и с письмом, в котором подробно описал все, что произошло с ними и что он сам натворил в Куфе. Верные гонцы Ибн Зийада до- ставили Йазиду письмо и головы. По приказу Йазида обе головы повесили у ворот города Дамаска. Гонцам, принесшим головы, он подарил по десять тысяч дирхемов. Так погиб Муслим. Я передал рассказ об этом в самом сокращенном виде. В другом сказании приводится завещание Муслима, которое он сделал перед гибелью. В день, когда он должен был отправиться в Ахират, он попросил привести к нему кого-нибудь из курайшитов. К нему пришел Ибн Сайд и сказал: «Сделай свое завещание». Муслим, в первую очередь, произнес оба шахадата, во-вторых, он попросил предать его земле после гибели. В-третьих, сказал, что должен один дирхем, попросил продать его кольчугу и вернуть долг и сообщил, кому он должен. Известие о том, что Хусейн выехал из Мекки, встревожило Муслима. Он поручил ‘Умару ибн Сайду написать письмо Хусейну, чтобы тот не приезжал, ибо с Хусейном может случиться то же, что и с ним. «Он перебил тысячу пятьсот наших всадников, сбросьте его с высоты», — приказал Ибн Зийад. Слуги Ибн Зийада выполнили его приказ и сбросили Муслима с высоты. Затем ему отрубили голову и вместе с головой Хани отправили в Шам, как было сказано ранее. Какая бы из этих двух версий ни была правильной, голову Муслима доставили Йазиду в Шам. | |
Просмотров: 3030 | | |
Всего комментариев: 0 | |