Главная » Статьи » Истории сподвижников Пророка мир Ему |
Именем Аллаха Милостивого,
Милосердного! Свое
имя — Абд ар-Рахман ибн Сахр — он получил от посланника Аллаха после принятия
Ислама. В эпоху язычества его звали Абд Шамсом — «рабом солнца». Родом он был
из известного племени Даус аль-Азди из Йемена, которое существует и по наши
дни. Его
семья прозвала его Абу Хурейрой — «владельцем котенка». Однажды, когда он пас
овец, он нашел дикую кошку с котятами. Ему очень понравились котята, и он взял
нескольких из них и спрятал в рукаве. Когда он вернулся домой, его родственники
услышали мяуканье и спросили: «Что это?» Он ответил: «Котята». С того дня его и
прозвали Абу Хурейрой. Среди
своего племени Абу Хурейра пользовался славой и авторитетом, которые достались
ему от его дяди по отцу и по матери. Его дядя по отцу был эмиром своего
племени, и после принятия им Ислама пророк оставил его на этой должности. Его
дядя по матери был знаменитым героем и богатырем Дауса. ВНЕШНИЙ ВИД И ХАРАКТЕР Абу
Хурейра был темнокожим мужчиной, широкоплечим, с двумя косами. Между верхними
резцами у него было небольшое расстояние. Он был мягким, жизнерадостным и
веселым человеком, любил носить льняную одежду и черную чалму. ПРИНЯТИЕ ИСЛАМА И ПЕРЕСЕЛЕНИЕ В
МЕДИНУ Племя
Даус было языческим и поклонялось идолам, как и все остальные арабские племена.
Покровителем Дауса считался Зуль-Хулса — идол, которому поклонялись члены
племени. Кромешный мрак язычества рассеялся с появлением призыва к единобожию,
принесенного из Мекки
ат-Туфейлем ибн Амром — поэтом, знатным и очень гостеприимным человеком из
племени Даус. Он принял Ислам в Мекке, когда встретился с посланником Аллаха, а
затем вернулся к своему народу, призвав его к Исламу, и все они уверовали
благодаря ему. Среди них был и Абу Хурейра. Позднее, незадолго до покорения
Мекки, он переселился к посланнику Аллаха в Медину. Тогда
Абу Хурейра был еще молодым человеком, не достигшим тридцати лет, однако не
следует удивляться, что он был сообразительным, имел живой ум, прекрасную
память и крепкую веру. Они сформировались, пока он рос сиротой, опираясь только
на самого себя. Его поразительная память была следствием аскетизма и
отдаленности от мирских хлопот. Абу Хурейра говорил о себе: «Я вырос сиротой и
совершил хиджру бедняком». ДОСТОИНСТВА АБУ ХУРЕЙРЫ И ОСТАЛЬНЫХ
СПОДВИЖНИКОВ ПРОРОКА Переселение
Абу Хурейры к пророку и присоединение к его сподвижникам позволили ему достичь
огромных заслуг и великого блага. Аллах даровал ему честь быть сподвижником
Своего посланника, и он заслужил вознаграждение, обещанное всем сподвижникам
пророка. Всевышний Аллах сообщил об этом в Своем Откровении: «Мухаммад — посланник Аллаха, и те,
которые с ним, — яростны против неверных и милостивы между собой...» (Священный
Коран. Сура «аль-Фатх» («Победа») 48:29). В
одном из самых последних аятов Корана, ниспосланном о них, Всевышний сказал: «Аллах принял покаяния пророка,
мухаджиров (мусульман, переселившихся из Мекки. — Ред.) и ансаров (мединских мусульман. —
Ред.), которые последовали за ним в
трудный час...» (Сура
«ат-Тауба» («Покаяние») 9:117) Абу Хурейра также является мухаджиром,
совершившим переселение к посланнику Аллаха из родного Йемена. Пророк
сказал: «Не ругайте моих сподвижников. Если бы один из вас пожертвовал золото
количеством с гору Ухуд, то это не сравнилось бы и с пригоршней, пожертвованной
ими, и даже с ее половиной» («аль-Джами' ас-Сахих» («Сборник достоверных
хадисов») имама аль-Бухари. Том 5, с. 10). Поэтому любовь к сподвижникам
пророка, да будет доволен ими Аллах, и обращение к Аллаху с молитвой об их
прощении относятся к основам чистого исламского вероубеждения. Ибн Аббас,
двоюродный брат посланника Аллаха по отцу, сказал: «Не ругайте сподвижников
Мухаммада, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, поскольку час их
пребывания рядом с ним лучше, чем ваши старания в течение 40 лет» («аль-Акида»
(«Вероубеждение») имама ат-Тахави, с. 398); Всевышний Аллах сказал: «Те, которые пришли после них,
говорят: «Господи, прости нам и братьям нашим, которые опередили нас в вере, и
не утверждай в сердцах наших злобы к тем, которые уверовали) Господи наш, ведь
Ты — Мягок, Милостив!» (Сура
«аль-Хашр» («Собрание») 59:1.0) Таким образом, нам повелено только молить
Аллаха о прощении для них. Всевышний Аллах также сказал: «Так Мы сделали вас справедливой
общиной, чтобы вы были свидетелями относительно людей и чтобы посланник был
свидетелем относительно вас...» (Сура
«аль-Бакара» («Корова») 2:143) Всевышний Аллах призвал нас придерживаться
прямого пути, веры, знаний, братства, согласия и любви, которым следовали
сподвижники, сказав: «А кто станет противиться
посланнику после того, как стал ему ясен прямой путь, и последует не по пути
верующих, того Мы обратим к тому, к чему он сам обратился, и спалим его в
геенне. Как скверно это пристанище!» (Сура
«ан-Ниса'» («Женщины») 4:115) Имам ат-Тахави в своем труде об исламском
вероубеждении, авторитет и достоверность которого признали ученые всех
мазхабов, писал: «Мы любим сподвижников посланника Аллаха, да благословит его
Аллах и ниспошлет ему мир, не проявляем чрезмерность в нашей любви к ним и не
отрекаемся ни от одного из них. Мы не любим тех, кто ненавидит их или
недостойно о них отзывается. Говоря же о них, мы говорим только благое. Любовь
к ним — это часть религии, веры и ихсана
(высшей степени веры. — Прим. пер.), а ненависть к ним — прямая
противоположность
вышеупомянутому...»
(«аль-Акида», с. 396). Придерживаться этих убеждений обязан каждым мусульманин. Посланник
Аллаха обратился к Всевышнему с молитвой за племя Даус, сказав: «О Аллах!
Наставь Даус на прямой путь и приведи их в Ислам!» Тогда Абу Хурейра уже был
верующим, однако благословение молитвы пророка не миновало его. Об этом
свидетельствуют слова посланника Аллаха, который подчеркнул превосходство
мусульман Йемена, сказав; «Вера — из Йемена, и мудрость — из Йемена. К вам приехали
жители Йемена с тонким умом и мягкими сердцами...» (аль-Бухари, 5/219). Абу
Хурейра и его мать были удостоены и особой молитвы посланника Аллаха. Он
сказал: «О Аллах! Сделай этого Своего раба и его мать любимыми для Своих
верующих рабов, и сделай верующих любимыми для них!» («аль-Джами' ас-Сахих»
имама Муслима, 7/166). Поэтому любовь к Абу Хурейре и его матери является одним
из признаков искренней веры. Однако
подлинные слава и заслуги нашли Абу Хурейру когда он поселился в ас-Суффе —
тенистом месте во дворе мечети пророка в Медине. Обитателями ее были бедные
мухаджиры, не имеющие никакого другого пристанища, помимо мечети. Их
единственной заботой было изучение Корана и религии Аллаха. Ас-Суффа
была первой школой Ислама, а окрепших в ней верующих Аллах удостоил Своей
похвалы в Священном Коране и повелел мусульманам быть добродетельными к ним: «...Для бедных, которые терпят нужду на
пути Аллаха; они не могут вести промыслов на земле. Незнающий почтет их, по
скромности их, богатыми; ты узнаешь их по их признакам: они не просят
докучливо...» (Сура
«аль-Бакара» («Корова») 2:273) Аллах также повелел Своему посланнику держаться
вместе с теми бедняками, единственной заботой которых было поклонение Аллаху и
повиновение ему днем и ночью: «Терпи душой с теми, которые
взывают к своему Господу утром и вечером, стремясь к Его лику...» (Сура
«аль-Кахф» («Пещера») 18:28) ЛЮБОВЬ К ПРОРОКУ И НЕРАЗЛУЧНОСТЬ С
НИМ Абу
Хурейра сильно любил посланника Аллаха. Однажды он признался ему: «О посланник
Аллаха, когда я вижу тебя, душа моя становится счастливой, а глаза отдыхают»
(«Муснад» имама Ахмада 2/323). Эта любовь полностью овладела им, и он отдавал
предпочтение тому, чтобы услышать один хадис из уст посланника Аллаха, перед
тысячью рачатами дополнительной молитвы. Он говорил: «Одна часть постигаемых
Нами знаний любезнее для нас, чем тысяча рак'атов». Страстная
любовь к посланнику разгоралась в нем, когда упоминалось его имя. После смерти
посланника Аллаха он не мог одерживать себя и был готов разрыдаться до потери
сознания при его упоминании. («аль-Джами' аль-Кабир» «Большой сборник хадисов»)
имама ат-Тирмизи 9/226). Являясь частью его веры, глубокая любовь к пророку в
сердце Абу Хурейры побудила его всецело отдаться непрерывному общению с
посланником Аллаха — не только в мечети и ас-Суффе, но и в походах и
путешествиях, на базаре и при навещении больных. Он держал поводья его
верблюдицы, помогал ему дома и в дороге. Он очень часто спрашивал пророка о
том, о чем не интересовался никто иной. Это позволило Абу Хурейре узнать о многих
деяниях пророка, о которых не ведали большинство сподвижников. Посмотрите
на его рвение к знаниям: когда посланник Аллаха раздавал трофеи, он спросил
его: «Разве ты не попросишь у меня доли из этих трофеев?» Он ответил: «Я прошу
лишь научить меня тому, чему научил тебя Аллах». Всевышний и Всеведущий Аллах
знал правдивость его слов, и он стал одним из великих ученых. | |
Просмотров: 2486 | | |
Всего комментариев: 0 | |