Главная » Статьи » Истории сподвижников Пророка мир Ему

АБУ ХУРЕЙРА — Хранитель исламских преданий. Часть 1

Именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Свое имя — Абд ар-Рахман ибн Сахр — он получил от посланника Аллаха после принятия Ислама. В эпоху язычества его звали Абд Шамсом — «рабом солнца». Родом он был из известного племени Даус аль-Азди из Йемена, которое существует и по наши дни.

Его семья прозвала его Абу Хурейрой — «владельцем котенка». Однажды, когда он пас овец, он нашел дикую кошку с котятами. Ему очень понравились котята, и он взял нескольких из них и спрятал в рукаве. Когда он вернулся домой, его родственники услышали мяуканье и спросили: «Что это?» Он ответил: «Котята». С того дня его и прозвали Абу Хурейрой.

Среди своего племени Абу Хурейра пользовался славой и авторитетом, которые достались ему от его дяди по отцу и по матери. Его дядя по отцу был эмиром своего племени, и после принятия им Ислама пророк оставил его на этой должности. Его дядя по матери был знаменитым героем и богатырем Дауса.

ВНЕШНИЙ ВИД И ХАРАКТЕР

Абу Хурейра был темнокожим мужчиной, широкоплечим, с двумя косами. Между верхними резцами у него было небольшое расстояние. Он был мягким, жизнерадостным и веселым человеком, любил носить льняную одежду и черную чалму.

ПРИНЯТИЕ ИСЛАМА И ПЕРЕСЕЛЕНИЕ В МЕДИНУ

Племя Даус было языческим и поклонялось идолам, как и все остальные арабские племена. Покровителем Дауса считался Зуль-Хулса — идол, которому поклонялись члены племени. Кромешный мрак язычества рассеялся с появлением призыва к единобожию, принесенного из

Мекки ат-Туфейлем ибн Амром — поэтом, знатным и очень гостеприимным человеком из племени Даус. Он принял Ислам в Мекке, когда встретился с посланником Аллаха, а затем вернулся к своему народу, призвав его к Исламу, и все они уверовали благодаря ему. Среди них был и Абу Хурейра. Позднее, незадолго до покорения Мекки, он переселился к посланнику Аллаха в Медину.

Тогда Абу Хурейра был еще молодым человеком, не достигшим тридцати лет, однако не следует удивляться, что он был сообразительным, имел живой ум, прекрасную память и крепкую веру. Они сформировались, пока он рос сиротой, опираясь только на самого себя. Его поразительная память была следствием аскетизма и отдаленности от мирских хлопот. Абу Хурейра говорил о себе: «Я вырос сиротой и совершил хиджру бедняком».

ДОСТОИНСТВА АБУ ХУРЕЙРЫ И ОСТАЛЬНЫХ СПОДВИЖНИКОВ ПРОРОКА

Переселение Абу Хурейры к пророку и присоединение к его сподвижникам позволили ему достичь огромных заслуг и великого блага. Аллах даровал ему честь быть сподвижником Своего посланника, и он заслужил вознаграждение, обещанное всем сподвижникам пророка. Всевышний Аллах сообщил об этом в Своем Откровении:

«Мухаммад — посланник Аллаха, и те, которые с ним, — яростны против неверных и милостивы между собой...» (Священный Коран. Сура «аль-Фатх» («Победа») 48:29).

В одном из самых последних аятов Корана, ниспосланном о них, Всевышний сказал:

«Аллах принял покаяния пророка, мухаджиров (мусульман, переселившихся из Мекки. — Ред.) и ансаров (мединских мусульман. — Ред.), которые последовали за ним в трудный час...»

(Сура «ат-Тауба» («Покаяние») 9:117) Абу Хурейра также является мухаджиром, совершившим переселение к посланнику Аллаха из родного Йемена.

Пророк сказал: «Не ругайте моих сподвижников. Если бы один из вас пожертвовал золото количеством с гору Ухуд, то это не сравнилось бы и с пригоршней, пожертвованной ими, и даже с ее половиной» («аль-Джами' ас-Сахих» («Сборник достоверных хадисов») имама аль-Бухари. Том 5, с. 10). Поэтому любовь к сподвижникам пророка, да будет доволен ими Аллах, и обращение к Аллаху с молитвой об их прощении относятся к основам чистого исламского вероубеждения. Ибн Аббас, двоюродный брат посланника Аллаха по отцу, сказал: «Не ругайте сподвижников Мухаммада, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, поскольку час их пребывания рядом с ним лучше, чем ваши старания в течение 40 лет» («аль-Акида» («Вероубеждение») имама ат-Тахави, с. 398); Всевышний Аллах сказал:

«Те, которые пришли после них, говорят: «Господи, прости нам и братьям нашим, которые опередили нас в вере, и не утверждай в сердцах наших злобы к тем, которые уверовали) Господи наш, ведь Ты — Мягок, Милостив!»

(Сура «аль-Хашр» («Собрание») 59:1.0) Таким образом, нам повелено только молить Аллаха о прощении для них. Всевышний Аллах также сказал:

«Так Мы сделали вас справедливой общиной, чтобы вы были свидетелями относительно людей и чтобы посланник был свидетелем относительно вас...»

(Сура «аль-Бакара» («Корова») 2:143) Всевышний Аллах призвал нас придерживаться прямого пути, веры, знаний, братства, согласия и любви, которым следовали сподвижники, сказав:

«А кто станет противиться посланнику после того, как стал ему ясен прямой путь, и последует не по пути верующих, того Мы обратим к тому, к чему он сам обратился, и спалим его в геенне. Как скверно это пристанище!»

(Сура «ан-Ниса'» («Женщины») 4:115) Имам ат-Тахави в своем труде об исламском вероубеждении, авторитет и достоверность которого признали ученые всех мазхабов, писал: «Мы любим сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, не проявляем чрезмерность в нашей любви к ним и не отрекаемся ни от одного из них. Мы не любим тех, кто ненавидит их или недостойно о них отзывается. Говоря же о них, мы говорим только благое. Любовь к ним — это часть религии, веры и ихсана (высшей степени веры. — Прим. пер.), а ненависть к ним — прямая противоположность   вышеупомянутому...»   («аль-Акида», с. 396). Придерживаться этих убеждений обязан каждым мусульманин.

Посланник Аллаха обратился к Всевышнему с молитвой за племя Даус, сказав: «О Аллах! Наставь Даус на прямой путь и приведи их в Ислам!» Тогда Абу Хурейра уже был верующим, однако благословение молитвы пророка не миновало его. Об этом свидетельствуют слова посланника Аллаха, который подчеркнул превосходство мусульман Йемена, сказав; «Вера — из Йемена, и мудрость — из Йемена. К вам приехали жители Йемена с тонким умом и мягкими сердцами...» (аль-Бухари, 5/219).

Абу Хурейра и его мать были удостоены и особой молитвы посланника Аллаха. Он сказал: «О Аллах! Сделай этого Своего раба и его мать любимыми для Своих верующих рабов, и сделай верующих любимыми для них!» («аль-Джами' ас-Сахих» имама Муслима, 7/166). Поэтому любовь к Абу Хурейре и его матери является одним из признаков искренней веры.

Однако подлинные слава и заслуги нашли Абу Хурейру когда он поселился в ас-Суффе — тенистом месте во дворе мечети пророка в Медине. Обитателями ее были бедные мухаджиры, не имеющие никакого другого пристанища, помимо мечети. Их единственной заботой было изучение Корана и религии Аллаха.

Ас-Суффа была первой школой Ислама, а окрепших в ней верующих Аллах удостоил Своей похвалы в Священном Коране и повелел мусульманам быть добродетельными к ним: «...Для бедных, которые терпят нужду на пути Аллаха; они не могут вести промыслов на земле. Незнающий почтет их, по скромности их, богатыми; ты узнаешь их по их признакам: они не просят докучливо...»

(Сура «аль-Бакара» («Корова») 2:273) Аллах также повелел Своему посланнику держаться вместе с теми бедняками, единственной заботой которых было поклонение Аллаху и повиновение ему днем и ночью:

«Терпи душой с теми, которые взывают к своему Господу утром и вечером, стремясь к Его лику...» (Сура «аль-Кахф» («Пещера») 18:28)

ЛЮБОВЬ К ПРОРОКУ И НЕРАЗЛУЧНОСТЬ С НИМ

Абу Хурейра сильно любил посланника Аллаха. Однажды он признался ему: «О посланник Аллаха, когда я вижу тебя, душа моя становится счастливой, а глаза отдыхают» («Муснад» имама Ахмада 2/323). Эта любовь полностью овладела им, и он отдавал предпочтение тому, чтобы услышать один хадис из уст посланника Аллаха, перед тысячью рачатами дополнительной молитвы. Он говорил: «Одна часть постигаемых Нами знаний любезнее для нас, чем тысяча рак'атов».

Страстная любовь к посланнику разгоралась в нем, когда упоминалось его имя. После смерти посланника Аллаха он не мог одерживать себя и был готов разрыдаться до потери сознания при его упоминании. («аль-Джами' аль-Кабир» «Большой сборник хадисов») имама ат-Тирмизи 9/226). Являясь частью его веры, глубокая любовь к пророку в сердце Абу Хурейры побудила его всецело отдаться непрерывному общению с посланником Аллаха — не только в мечети и ас-Суффе, но и в походах и путешествиях, на базаре и при навещении больных. Он держал поводья его верблюдицы, помогал ему дома и в дороге. Он очень часто спрашивал пророка о том, о чем не интересовался никто иной. Это позволило Абу Хурейре узнать о многих деяниях пророка, о которых не ведали большинство сподвижников.

Посмотрите на его рвение к знаниям: когда посланник Аллаха раздавал трофеи, он спросил его: «Разве ты не попросишь у меня доли из этих трофеев?» Он ответил: «Я прошу лишь научить меня тому, чему научил тебя Аллах». Всевышний и Всеведущий Аллах знал правдивость его слов, и он стал одним из великих ученых.

Категория: Истории сподвижников Пророка мир Ему | Добавил: SalSabil (28.01.2012)
Просмотров: 1894 | Теги: лучшие из лучших, сподвижники Пророка с.а.в., Абу Хурейра, истории сподвижников Пророка с.а.в. | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]