Главная » Статьи » Хукм по спорным вопросам |
Как относиться к иносказательным аятам и хадисам
Худжату-ль-Ислам имам аль-Газали, да смилуется над ним Аллах, красиво разъяснил, что должен делать мусульманин, услышав иносказательные аяты или хадисы. В книге «Ильджам аль-аввам ан ильм аль-калям» он пишет:
Знай, ясной и бесспорной истиной для обладающих глубоким знанием людей является мазхаб саляфов, то есть мазхаб сподвижников и табиинов. Я приведу здесь разъяснение этому и доказательство. Человеку не из ученых, который слышит такой [иносказательный (муташабихат)] хадис, следует соблюдать семь условий. Он должен: почтить его, подтвердить, признать свою слабость, молчать, воздержаться, отказаться и предоставить это людям знания.
Почтить – значит считать Всевышнего Аллаха чистым от телесности и того, что из этого вытекает. Что касается подтверждения, то имеется в виду вера в то, что он (Пророк, салляЛлагьу г1алайгьи ва саллям) сказал, в то, что его слова – истина и что он прав в своих словах. Верить, что это истина в том смысле, который он имел в виду. Что касается признания своей слабости, то это признание неспособности понять смысл и того, что это не является его делом и специальностью. Молчать – значит не спрашивать об их (иносказательных аятов и хадисов) смысле и не углубляться в это; знать, что вопросы об этом есть новшество (бид`а), а углубляться в них опасно для веры, поскольку таким образом можно выйти из веры, даже не зная об этом. Что касается воздержания, то имеется в виду, что не следует склонять эти слова, заменять их другими, на другом языке (т. е. переводить), сокращать их или прибавлять к ним что-либо, разделять или объединять. То есть говорить надо никак иначе, а только теми же словами, в той же форме, как они дошли до нас, сохраняя их род, стиль, спряжение, падеж. Отказаться – значит удержать свое сердце от исследования этих текстов и размышления о них. Предоставить это знающим – значит не быть убежденным, что если не знаешь их смысла из-за своей слабости, то не знал этого и Пророк (салляЛлагьу г1алайгьи ва саллям), или праведники, или любимцы Аллаха (авлия). Воистину, по убеждению всех саляфов, это семь обязательных условий для каждого человека, не обладающего знаниями. Не следует даже думать, что среди саляфов были разногласия по этому поводу. Из книги имама аль-Газали «Ильджам аль-аввам ан ильм аль-калям» (стр. 4). Источник: http://sufizm.org | |
Просмотров: 2139 | | |
Всего комментариев: 0 | |