Главная » Статьи » Хукм по спорным вопросам

Можно ли фотографироваться и иметь фотографии в доме?

Можно ли фотографироваться и иметь фотографии в доме?

Известны хадисы Пророка e, в которых говорится, что в дом, в котором присутствуют изображения, не войдут ангелы и что в Судный  день самые страшные муки испытает тот, кто создавал их. Их не стоит  приводить здесь, ибо нет человека, который бы их отрицал. Лучше рассказать немного о тех, кто дал толкования этим хадисам.

Имам ан-Навави говорит, что в хадисе, в котором идет речь о том, что в Судный день страшным мукам подвергнутся те, кто создает изваяния, имеются в виду люди, создающие идолов ради поклонения им или с целью уподобления себя Творцу I в Его творении. Но если ни одна из упомянутых целей не преследуется, тогда этот человек не является впавшим в неверие – он совершает большой грех. По отношению к нему выражение «подвергнутся самым страшным мукам» лучше отнести к словам, носящим оттенок угрозы. Смысл их заключается примерно в следующем: предположим, что родители наказывают своим детям вести себя послушно и не совершать ничего порицаемого и плохого, в противном случае они накажут их ужасным способом. Но, угрожая им, разве они в действительности совершат что-то страшное по отношению к ним? То, что сотворившим будет повелено вселить дух в свои изваяния, следует воспринимать как угрозу, приблизительно подобно тому, когда родители разрешают детям делать то-то и то-то, заранее зная, что это им совершенно не по силам.

Смысл приведенного выше из разных книг один. Обобщая, скажу, что во времена пророка Сулеймана u изображения живших до него пророков, сотворенные из камня, меди или дерева, выставлялись внутри храма. Смысл подобного заключался в том, чтобы, глядя на них, люди вспоминали о тех пророках, чтобы у них появилось желание служить Всевышнему I так, как служили они. Также после смерти какого-то хорошего человека они возводили над его могилой храм и помещали внутри него изображения. То, что сегодня мы называем идолами (телесные изваяния), тогда не было запретным, ибо в те времена намерения у людей были чисты. Поскольку в дальнейшем намерения изменились и люди стали поклоняться сотворенным идолам, изображения стали запретными. А теперь задумайтесь!

Учтите, что в разговоре, который мы ведем здесь, не имеются в виду фотографии, которые делаются при помощи фотоаппарата. Речь идет об идолах – памятниках и скульптурах, а фотографии, отснятые фотоаппаратом, не имеют к этому никакого отношения.

До прихода Ислама в Мекку Ка’аба была заполнена идолами. У каждого рода был свой идол-божество. Когда наш Пророк e начал призывать мекканцев-курайшитов к Единобожию, то они восстали против него, возражая и не понимая, каким образом один Бог I может быть достаточен для всего человечества. Имамы, толкующие эти хадисы, говорят, что они относятся к тем, кто творит идолов с телом, намереваясь поклоняться им, подобно Богу I. Давайте посмотрим, что говорят современные богословы, придерживающиеся пути этих имамов.

Из приведенного выше более чем ясно следует, что изображения на бумаге, в том числе и фотографии, не являются запретными и что в приведенных хадисах имеются в виду именно идолы – изображения, имеющие форму тела. Ученые четырех богословско-правовых школ (мазхабов) пришли к единому мнению: изображать то, что не имеет души – например, солнце, луну, деревья, лес, дома, мечети и т. п., – можно. Также все эти богословы пришли к единому мнению в том, что запретно ваять то, что имеет дух, например, человека или животное, при наличии следующих трех условий:

– если оно имеет формы тела, то есть изготовлено из чего-либо. Если же оно нарисовано на полотне или на бумаге, то это разрешено;

– если изваяние является цельным. Если же оно сделано так, что жизнь человека или животного невозможна, – например, если от изображения человека или животного отнять голову, проколоть его насквозь или сделать что-либо подобное – то это изображение перестанет быть запретным. Это относится к скульптуре; 

– если это изображение дает тень. Но если изображение, прикрепленное на стену, не дает тени, тогда оно не является запретным. При том, что все эти три условия характерны для детских кукол, которыми играют девочки, они все-таки разрешены. Почему? Потому что эти куклы изготавливаются с целью, чтобы девочки с детства учились нянчить и воспитывать детей.

Теперь, братья по вере, вы можете поразмыслить о том, какие изображения разрешены, а какие запретны, и почему их запретили. Например, почему изображения и изваяния, разрешенные во времена пророка Сулеймана u, оказались запретными для нашей уммы? Также: почему то, что является запретным для уммы, дозволено для маленьких девочек, и почему это разрешено иметь в доме? К чему вести споры вокруг снимков, снятых фотоаппаратом, на которых изображены тела: разве они дают тень и разве у них есть объем? Вспомните, разве не сказано в книгах о том, что у пророка Адама u был сундучок, в котором хранились изображения всех пророков, которые передавались по наследству?

Я не буду приводить здесь то, что сказано в этих книгах. Тот, кому это необходимо, может заглянуть в них сам. Но об этой истории упомянуть необходимо. Во времена правления халифа Абу Бакра жил византийский царь Ираклий (Харкал), которого призывали принять Ислам. Вот отрывок из истории о том, как сподвижник Хишам ибн Ас возглавлял делегацию направившихся к нему мусульман. Тогда-то они и обнаружили у него изображения всех пророков. Вот как об этом рассказывается:

А теперь вкратце смысл приведенного выше. Под предводительством сподвижника Пророка e Хишама к византийскому царю направилась делегация мусульман. Царь принял их, усадил и велел принести сундук, в котором было много маленьких секций. Затем он открыл его, вынул оттуда завернутое в черный шелк изображение, показал его и спросил: «Знаете ли вы этого человека?». Они ответили, что не знают.

Тогда царь сказал: «Это ваш праотец Адам u», – и, завернув его опять в тот же шелк, положил на место. Затем он во второй раз открыл сундук, вынул завернутое в черный шелк изображение и спросил: «А знаете ли вы его?». Сподвижники вновь ответили отрицательно. «Это ваш отец Ибрахим u», – ответил царь. В третий раз он опять вынул изображение и спросил: «Известно ли вам, кто изображен здесь?». На ответ: «Нет», – он сказал: «Это ваш отец Муса u, сын Имрана». Таким образом он доставал все изображения, пока не дошел до Пророка Мухаммада e и не спросил: «Знаете ли вы этого человека?». Как только сподвижники увидели изображение, они громко заплакали. Царь спросил: «Отчего же вы плачете?». «Это наш Пророк e», – ответили они и добавили: «На этом изображении он словно среди нас». Затем они спросили у правителя римлян, откуда у него эти изображения. И он рассказал, как пророк Адам u попросил Всевышнего I показать ему изображения всех посланников из его потомков. Тогда Всевышний I ниспослал ему изображения всех посланников, которые были завернуты в зеленый шелк. Каждую пятницу пророк Адам u показывал их своим детям. Он хранил их в сундуке. Перед смертью Адам u передал сундук своему сыну Шису, а тот, в свою очередь, передал его своему сыну Анушу. Таким образом, переходя из рук в руки, сундук дошел до Зулькарнайна. Затем он был передан нашим предкам и, таким образом, дошел до нас.

Рассказ об этом сундуке и изображениях подробно приводится в названных ранее книгах. Желающие могут прочесть. Сегодня же стоит только заикнуться об изображении Пророка e, как тут же отрицающие изображения люди начинают сходить с ума. Добавлю к сказанному еще немного. Я видел, и у меня также есть фотографии таких богословов и суфиев, как Мухаммад Бухари (шейх Бахауддин), имам аль-Газали, Мухиддин ‘Араби, Джаляладдин Руми, ‘Абдуль-Кадыр Гилани, Салахуддин аль-Айюби, Халид Шах, Махмуд-афанди, Джамаладдин Кумухи, Фатахуддин шазили, Ахмад Талали, ‘Абд ур-Рахман Сугури, Шарафуддин Кикуни, ‘Абдулла-хаджи из Гимры вместе с мюридами, Шу’айб Багини, Наджмуддин из Гоцо, Узун-хаджи вместе с большим количеством людей и другие. Да возвеличит Аллах I их степень и уровень, и да получим мы их благодать! Это фотографии, которые я искал, нашел и очень люблю. Снимки же Маркса, Энгельса, Ленина и им подобным вызывают у меня отвращение, даже если я случайно увижу их. Эти снимки я никогда не брал в руки, их никогда не было в моем доме, и они мне были ни к чему. Не было у меня времени, чтобы так много говорить о фотографиях, да и не нужен был этот разговор.

Писать об этом меня вынудили невежды, твердые как камень, которые курят и нет-нет, поднимают стакан, особо не заботясь о намазе и посте, да и споры некоторых «алимов» вокруг фотографии Сайфуллы-кади, которая висит у меня дома.

В итоге они соглашаются с тем, что фотографии дозволены, но потом вновь они пытаются упрямиться, возражая, что их нельзя вешать на стены. Фотографии тех суфиев, познавших Аллаха I (‘арифун), и авлия, которых я люблю, я и на стенку повешу, а если захочу – уберу, и это дозволено. Если нельзя, тогда почему портреты саудовских королей и принцев, мертвых или живых, вешают на стены? Но при этом в Саудовской Аравии не увидишь ни одного памятника. Разве хотя бы это не говорит о различии между скульптурой и фотографией? Лицо любимого человека всегда хочется видеть. А тот, кто говорит обратное, говорит неправду. Почему же пророк Адам u захотел увидеть изображения всех пророков еще до появления их на свет? И почему после того, как он попросил об этом, Всевышний I не сказал ему, что это запретно?

В нашем селе у одного человека была книга «Фикх ус-сунна», написанная его рукой. Между страниц этой книги я лично видел фотографии лидеров ваххабитов Мухаммада Абдо и Рашида Риды. Почему же эти фотографии стали дозволенными для ваххабитов, ведь нет людей, более придирающихся к фотографиям, нежели они?

Астагфиру Ллах! Да простит нас всех Аллах I!

Категория: Хукм по спорным вопросам | Добавил: Zainab (18.01.2013)
Просмотров: 30142 | Теги: хадисы, идолы, табук, Скульптуры, фотографии, изваяния | Рейтинг: 3.9/12
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]