Четверг, 19.10.2017, 06:39
Свет Ислама
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Суфизм [32]
Разное [112]
Истории сподвижников Пророка мир Ему [17]
Намаз [16]
Судный день [9]
Ваххабизм [29]
Истории Пророков [16]
Мусульманка [100]
Пост [5]
Исламские рассказы [47]
Мы вернулись в ислам [25]
Хукм по спорным вопросам [10]
Наш опрос
Сколько часов в день вы уделяете поклонению Аллаху?
Всего ответов: 1936
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Хукм по спорным вопросам

То, что необходимо знать и то, в чем необходимо быть убежденным

Имама Ибн Хаджара аль-Хайтами (909-974 х/1504-1567 м), пусть Аллах продлит пользу его знаниям, спросили: «Что обязательно для нас знать и в чем быть убежденным? Разъясните нам открытым разъяснением, чтобы нам не приходилось искать ответ в другом месте. И да будет вам полное вознаграждение от Аллаха за это».

مطلب فيما يجب تعليمه و اعتقاده

وسئل أدام الله النفع بعلومه : ما الذي يجب علينا تعلمه واعتقاده بينوا لنا بيانا شافيا لا يحتاج معه إلى مراجعة مصنف ولكم الثواب الجزيل من الله الجليل ؟ .

فأجاب بقوله : مما يجب على كل مكلف وجوبا عينيا لا رخصة في تركه أن يتعلم ظواهر الاعتقاد التى الواردة في الكتاب والسنة مع تنزيه الله تعالى عما هو محال عليه مما يقتضي جسما أو جهة كالاستواء على العرش والآيات والأحاديث التي فيها ذكر الوجه واليد ، فهذه ونحوها فيها مذهبان مذهب السلف وهو الأسلم أن يفوض علم حقائقها إلى الله تعالى من التنزيه عما دلت عليه ظواهرها مما هو مستحيل على الله ، ومذهب الخلف وهو أن يخرج تلك النصوص عن ظواهرها وتحمل على محامل تليق به تعالى كحمل الاستواء على الإستيلاء ، والوجه على الذات ، والعين على تمام الرعاية ، والكلأ على الحفظ واليد على النعمة والقدرة ، والرجل على القوم والجماعة يقال رجل الجراد أي جماعته ، والقدم على الجماعة المقدمين ، وغير ذلك مما هو مبسوط في محاله من كتب العقائد وغيرها ، فالمذهبان متفقان على التنزيه عن ظواهر تلك النصوص المشكلة ، وإنما اختلفوا هل يفوض علمها إلى الله تعالى ولا يتعرض لتأويلها وهو مذهب السلف ، أو يتعرض لتأويلها صونا لها عن خوض المبطلين وزيغ الملحدينوهو مذهب الخلف .

وأما بقية نصوص الكتاب والسنة مما دل على التوحيد والتقديس وسائر صفات الكمال كالعلم والقدرة والإرادة والسمعوالبصر والكلام والبقاء ، وسائر صفات السلب كليس بجسم ولا جوهر ولا عرض ولا متحيز ولا في مكان ولا يحده زمان ولا يتصوره وهم {ليس كمثله شيئ وهو السميع البصير} فهذه كلها يجب على كل أحد أن يتعلم ظواهرها ، وكذلك يجب ذلك في نحوها ككون العبد لا يخلق أفعال نفسه خيرها وشرها وإنما لخالق لذلك والموجد له هو الله وحده لا شريك له ، وككونه تعالى يرى في الآخرة ، وككون عذاب القبر وسؤال الملكين والصراط والحوض الميزان والحساب حقا ، وأن الجنة والنار مخلوقتان اليوم وسائر ما يتعلق بالمعاش والمعاد .

ومما يجب تعلمه عينا أيضا أركان الصلاة وشروطها ومبطلاتها أي ظواهر ذلك بعد وجوبها وكذا قبله إن لم يتمكن بعده من التعلم وإدراك الفرض في وقته وكذا الصوم وكذا الزكاة إن كان له مال ، وكذا الحج إن أراد فعله أو تضيق لنحو خوف موت أو غضب أو تلف مال ، وكذا البيع إن أراده ومثله سائر المعاملات كالنكاح وكالقسم لمن معه أكثر من زوجة فهذه كلها بعد الوجوب أو إرادة الفعل ، ويجب علينا تعلم ظواهر شروطها وأركانها ومبطلاتها ، وكذلك يجب علينا تعلم ظواهر حدود أمراض القلب أسبابها وعلاجها كالحسد والعجب والرياء والسمعة والحقد والبغض نعم من خلق سايما منها أو أمكنه إزالتها من غير تعلم لا يلزمه تعلم ما ذكر من الحدود وما بعدها إذ لا حاجة به إليه والله سبحنه وتعالى أعلم .

И он ответил: Из того, что необходимо каждому мукалляфу индивидуальной обязанностью, на оставление чего нету пути, это изучить внешний смысл убеждений, находящихся в Коране и Сунне вместе с очищением Всевышнего Аллаха от того, что невозможно для Него, из того, из чего понимается что Аллах имеет тело, или направление как истава (вознесение) на Трон, а аяты и хадисы в которых упомянуты ваджх (лицо), йад (рука) и подобные этим сифатам, то в этом есть два мазхаба (пути): Путь саляфов – и он наидостоверный,  он заключается  в оставлении истинного смысла Всевышнему Аллаху вместе с очищением Всевышнего Аллаха от того, на что указывает внешний смысл этих слов, который является невозможным (абсурдным) для Него. И путь халяфов – это вывести эти сифаты от внешнего смысла и перенести на то, что подобает Всевышнему Аллаху, как заменить истава (вознесние) на истиля (овладение), и ваджх на сущность, айн на полное покровительство защиту и сохранение,  йад на милость и мощь, и риджль (нога) на общину и народ…

И эти два пути единогласны на очищении Всевышнего Аллаха от того, на что указывает внешний смысл этих затрудненных текстов. Поистине они разногласят в том оставить ли их суть Аллаху и не толковать и это есть мазхаб саляфов. Или же толковать эти сифаты, что бы защитить их от отклонения еретиков и это мазхаб халяфов.

А что касается остальных текстов Корана и Сунны указывающих на единственность и святость Всевышнего Аллаха и другие совершенные сифаты, такие как ‘ильм (знание), кудра (сила), ирада (воля), сам’ (слышание), басар (видение), калям (речь), бакъа (вечность без конца) и другие сифаты сальби, то что Аллах не является телом, не состоит из частей, и не является акциденцией, и то что Он не находится в пространстве, и не располагается в каком либо месте, и не ограничивается временем, и не представляется разумом «Нет ничего подобного Ему, Он Видящий, Слышащий» (сура Шура, аят 11). И это все обязуется знать каждому поверхностно. И так же необходимо знать то, что раб не творит свои деяния, будь то хорошие или плохие, поистине творцом деяний раба является Всевышний Аллах, Единый, у которого нет сотоварища.

Так же необходимо уверовать в то, что Всевышнего Аллаха увидят в раю (уверовавшие), в могильные мучения и в спрос двух ангелов (Мункар и Накир), в мост (сират) и водоем (хауд) и в весы и отчет, то, что все это истинна, и то, что рай и ад сотворены, и все остальное, что связанно с земной и загробной жизнью.

И так же из того, что необходимо изучить каждому это арканы (обязательные составные части) намаза, его шуруты (условия) и так же то, что нарушает намаз, это все обязуется после того, как это стало для него обязанностью, а так же обязуется изучить это до его обязанности если есть опасность не совершить фард в свое время. И так же пост, закат если у него есть имущество, хадж если он намерен совершить его, или его притесняют под угрозой смерти или портят его имущество (то есть нужно знать, как поступать в данных ситуациях). И так же торговля, если он решил заняться ею, и так же подобно этому другие дела такие как никах, распределение между женами если у него больше чем одна, и все это обязуется знать после того как это станет обязанным, или же тогда, когда он захочет их сделать. И обязуется знать каждому из нас поверхностно их условия, составные части и нарушения этих действий.

И так же обязуется знать болезни сердца ее причины и способы ее лечения, таких как зависть, самодовольствие, показуха, стремление к власти, ненависть и злоба. Да, тот, кто чист от этих болезней, или способен удалить эти болезни без их изучения, то он не обязан изучать то, что упомянуто из этих болезней, поскольку он не нуждается в этом. И Аллах свят Он и Велик знает лучше».

[Ибн Хаджар, «Аль-Фатава аль-Хадисийя», стр. 153. Дар ат-Таква]



Источник: http://islamshariat.ru/index.php/archives/397
Категория: Хукм по спорным вопросам | Добавил: Zainab (16.01.2014)
Просмотров: 945 | Теги: знания, коран, рай, убеждения, имена Аллаха, Сунна, сифаты, Ад | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017