Главная » Статьи » Намаз

ЦЕННОСТЬ СУРЫ «АЛЬ-ФАТИХА»
ЦЕННОСТЬ СУРЫ «АЛЬ-ФАТИХА»

Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) говорит: «Если бы сура «Аль-Фāтиħа» была в Торе, то люди из народа пророка Мусы (Моисея) (мир ему) не стали бы иудеями; если бы она была в Евангелии, то люди из народа пророка Исы (Иисуса) (мир ему) не стали бы христианами; если бы она была в Псалтыри, то люди из народа пророка Давуда (Давида) (мир ему) не были бы превращены [в животных], то есть погублены».

В хадисе, рассказанном сподвижником по имени Хузайфат (радыйаллаху анх), говорится: «Когда Всевышний Аллâћ, предначертывая беду или насылая ее на какой-то народ, слышит, как маленький мальчик читает в медресе суру «Аль-Фāтиħа», Он отводит беду от этого народа или избавляет его от беды».

Когда Всевышний Аллâћ лишил иблиса милости Своей, проклятый иблис сказал: «Клянусь величием Твоим, из-за того, что Ты меня ввел в заблуждение, я совращу детей Āдама, приукрашу, сделав для них привлекательным, ослушание (ма‘сийат), поведу их всех по ложному пути, то есть собью их с истины, кроме тех рабов Твоих, которых Ты облагодетельствовал и наставил, кого Ты уберег. Над такими властвовать я не могу». Всевышний Аллâћ говорит: «Тот путь, с которого ты не можешь сбить, – это правильный путь, придерживаясь которого, постигают Меня. Поистине, ты не сможешь властвовать над теми чистыми мусульманами (мухлисин), которые следуют по этому пути, но только над теми, кто последовал за тобой. Поистине, Ад обещан по завету иблису, его помощникам и тем, кто следовал за ним, то есть это их пристанище».

Когда архангел Джабрāил (мир ему) явился к Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) с сурой «Аль-Фāтиħа», он сказал: «Когда был ниспослан тот аят (упомянутый выше), я опасался за твою умму (общину), теперь же у меня появилась вера, что умма твоя спасется от Ада».

Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Кто бы ни прочитал суру «Аль-Фāтиħа», тот подобен тому, кто прочитал Евангелие, Тору, Псалтырь и Коран, то есть все книги, ниспосланные Аллâћом со Своими пророками».

Однажды, когда Посланник Аллâћа (салляллаху аляйхи ва саллям) находился среди своих бедствующих сподвижников, у которых не было одежды и еды, они увидели караван Абу Джахля из семи звеньев, возвращающийся из Сирии с товарами. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям), зная о бедности и нужде своих сподвижников, испытывал сострадание к ним, из-за этого в сердце его вкрались мысли [о богатстве для них]. И тогда, чтобы успокоить его сердце, Аллâћ ниспослал этот аят:

«Ты не смотри на бренное мирское богатство, которое Я дал Абу Джахлю, ведь тебе Я вместо этого дал суру «Аль-Фāтиħа», и не огорчайся из-за бедности сподвижников, будь к ним добр и милостив, ибо это для их сердец лучше, чем обладание богатствами мирскими».

Если же излагать более подробно историю ниспослания данного аята, то дело обстояло так.

Однажды Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сидел со сподвижниками, и они размышляли о благах Аллâћа, о бренности этого мира и вечности того света, о том, какие блага ожидают уверовавших на том свете и какие мучения ожидают неверных. В это время они услышали радостные возгласы, шум, бой бубнов и барабанов. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) спросил, что за радость пришла к жителям Мекки. Сподвижники ответили, что они радуются прибытию каравана из семи звеньев. И когда они встали и увидели вступающие в Мекку семь звеньев каравана, их прельстило это богатство, и они стали говорить друг другу: «Если бы эти товары были нашими, мы бы их раздали и улучшили свое положение». И в сердце милосердного Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) из-за сострадания к ним вкралось такое же желание.

В тот же миг Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) явился архангел Джабрāил (мир ему) и сказал: «О Муħаммад (салляллаху аляйхи ва саллям)! Аллâћ обращается к тебе: "Я даровал тебе взамен семи звеньев каравана Абу Джахля семь аятов – суру «Аль-Фāтиħа». Кто прочтет ее, для того закрываются семь ворот Ада. Она является лекарством от всех болезней, кроме смерти. Ни в одной из (священных) книг, ниспосланных Моим посланникам, нет такой высокоценной суры. Когда ее ниспослали тебе, иблис потерял разум и стал истово кричать, стонать, и потомки его, то есть дети иблиса, спросили: «О наш господин, о наш правитель, что с тобой?» Он ответил: «Клянусь Аллâћом, сегодня ниспослали одну суру этой умме, и тот, кто прочтет ее, войдет в Рай без расспросов (без отчета), и мы не в состоянии вредить тому, кто ее прочтет, она сводит на нет наши хитрости, козни и коварство». Так эта сура сломала хребет иблису”». И Джабрāил (мир ему) спросил: «Что лучше – эти семь аятов суры «Аль-Фāтиħа» или те семь звеньев каравана с бренным мирским богатством, дарованным неверным?» Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) ответил: «Эти аяты лучше». И Джабрāîл (мир ему) спросил Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) : «О Муħаммад (салляллаху аляйхи ва саллям)! Поменяешь ли ты эти семь, дарованные тебе, на семь, дарованных неверным?» Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) ответил: «Не поменяю, о Джабрāîл».

Далее продолжал Джабрāил (мир ему): «Тебе Аллâћ также дал Коран. Если написать его на бумаге, коже или шкуре и бросить их в огонь, они не сгорят. И как может сгореть в огне Ада тот, кто прочтет, последует за прочитанным, выучит наизусть столь возвышенный Аллâћом, высокоценный Коран?» И добавил Джабрāил (мир ему): «Кто прочтет одну букву Корана, тому Аллâћ дает сто благ». А затем он спросил: «Что лучше – дарованный тебе Коран или караван, дарованный неверным?» Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) ответил: «Сей Коран лучше, о Джабрāил!»

Тогда Джабрāил (мир ему) продолжил: «Всевышний Аллâћ говорит: «Я даровал тебе один день (одни сутки) каждой недели. Эта ночь лучше мира бренного и всего, что в нем. В течение каждого часа этой ночи Аллâћ освобождает сотни тысяч людей, заслуживающих Ада, от этого наказания. Всех детей неверных, рожденных в эту ночь, Аллâћ возвышает наставлением на Ислам, проявляя почтение к этой ночи. Грехи му’минов, совершенные ими с этого дня и до наступления такого же дня следующей недели, прощаются. В эту ночь избавляются от мучений умершие му’мины». Что лучше – этот день или те семь звеньев каравана? Променяешь ли ты этот день на те семь звеньев?» Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) ответил: «Этот день лучше, и я его не променяю». И этим днем является пятница.

И далее Джабрāил (мир ему) сказал: «О Муħаммад (салляллаху аляйхи ва саллям)! Всевышний Аллâћ говорит: «Я даровал тебе таваф – обход вокруг Каабы, обход семикратный, и Аллâћ при каждом из этих семи обходов взирает с милостью на совершающего его, и прощаются грехи его. Совершивший таваф вокруг Каабы подобен тому, кто совершил таваф вокруг ‘Арша, и Мне стыдно подвергать мучениям того, кто совершил таваф вокруг ‘Арша». Что лучше – этот таваф или тот караван неверных? И поменяешь ли ты его на тот караван?» Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) ответил: «Это лучше, и я его не поменяю».

Далее Джабрāил (мир ему) сказал: «О Муħаммад (салляллаху аляйхи ва саллям)! Всевышний Аллâћ говорит: «Я даровал тебе бросание семи камешков в каждый джамарат(место бросания камешков паломниками, совершающими Хвадж), а с каждым бросанием прощаются грехи бросающего. Семь брошеных камешков закрывают семь ворот Ада». Что для тебя лучше – это или тот караван неверных? Поменяешь ли ты семикратное бросание камешков на те семь звеньев каравана?» Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) ответил: «Это лучше, и я его не променяю».

И далее Джабрāил (мир ему) сказал: «Всевышний Аллâћ говорит: «Я повелел семи небесам, и семи мирам, и всем творениям в них молиться (читать ду‘а) за тебя и за твою умму каждый день по пять раз во время пяти намазов». Это лучше или те семь?» И Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) ответил: «Это лучше». Затем Джабрāил (мир ему) прочитал следующий аят:

Смысл данного аята: «Ты не взирай, Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям), на прелести мира бренного, которыми Я одарил иудеев, христиан, огнепоклонников, язычников, пусть они не прельщают тебя, не возжелай их. И не огорчайся тому, что они не принимают Ислам. Прояви милость, милосердие к правоверным, будь с ними проще, то есть не будь горделивым».

Еще говорится: «Если на одну чашу весов поставить суру «Аль-Фāтиħа», а на другую Коран, то «Аль-Фāтиħа» перевесит весь остальной Коран семикратно».

Один из аҳлуллāҳов, Суфйан ас-Саври однажды совершал вечерний намаз (магриб) в качестве имама группы людей. Читая «Аль-Фāтиħа», он произнес:

Прочитав этот аят, он потерял сознание. Когда он пришел в себя, его спросили: «Что с тобой случилось?» Он ответил: «Когда я прочитал аят, имеющий смысл: «Тебе мы поклоняемся, о Аллâћ, и у Тебя просим помощи», я испугался, что Аллâћ меня спросит: «Если ты просишь помощи у Меня, зачем же ты идешь к порогу правителей и обращаешься к врачам?» И от стыда перед Ним я потерял сознание».

 

ЦЕННОСТЬ ПРОИЗНЕСЕНИЯ «АМИН»

После завершения чтения суры «Аль-Фāтиħа», не связывая с «Аль-Фāтиħа» (отдельно от нее), желательно (сунна) произнести «амин».

Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал:

«Архангел Джабрābл (мир ему) учил меня произносить «амин» после завершения чтения суры «Аль-Фāтиħа». Он сказал: "Произнесение «амин» подобно скреплению печатью написанного на бумаге’’».

Али-асхаб (радыйаллаху анх) сказал: «Амин – это нечто подобное печати Аллâћа, которой Он скрепляет мольбу раба Своего».

Хадис Посланника Аллâћа (салляллаху аляйхи ва саллям) гласит: «И тот, кто читает мольбу, и тот, кто вторит ему: «Амин», – оба они участники мольбы». То есть произнесение «амин» тоже есть мольба, ибо это означает «Прими, Аллâћ».

Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) говорит джамаату (община, коллектив; здесь: группа мусульман, совершающих коллективный намаз за имамом (руководителем, предстоятелем)):

«Произнесите «амин» после того, как имам завершил чтение последнего аята суры «Аль-Фāтиħа», ибо в это время и ангелы произносят «амин». А тому, кто произнес «амин» вместе с ангелами (то есть чье «амин» совпадет с «амин» ангелов), прощаются все прежние грехи».

Сегодня для наших джамаатов стало обычным выкрикивать «амин», когда имам еще читает последний аят, не дожидаясь завершения его чтения. Это нехорошо.

После завершения чтения данного аята следует произнести «амин» и тому, кто совершает намаз самостоятельно, и тому, кто молится за имамом.

По количеству букв слова амин Аллâћ творит ангелов, и они читают ду‘а, то есть просят у Аллâћа прощения грехов тому, кто произнес это амин. Так сказано. И еще говорится: когда архангел Джабрāил (мир ему) явился к Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) с сурой «Аль-Фāтиħа», его сопровождали семьдесят тысяч ангелов. Днем ниспослания этой суры была пятница, а местом – Мекка. Сказано также, что та же сура «Аль-Фāтиħа» была ниспослана и вторично – в Медине.

Византийский император (кесарь) писал в письме Умар-асхабу (радыйаллаху анх): «В Евангелии говорится, что тот, кто прочтет суру (главу), которая не содержит ни одну из следующих букв: ف ، ظ ، ش، ز ، خ ، ج ، ث, – войдет в Рай. Мы не нашли такой суры в Евангелии, может, такая сура есть в вашей книге?» И когда Умар-асхаб (радыйаллаху анх) прочитал сподвижникам Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) это письмо, сподвижник Убайю (радыйаллаху анх) , сын Ка‘бу, сказал: «О правитель правоверных, сура, в которой нет этих семи букв, – это «Фатихат аль-Китаб» (сура «Аль-Фāтиħа»)». Тогда Умар-асхаб (радыйаллаху анх) написал об этом кесарю. Прочитав ответ Умар-асхаба (радыйаллаху анх), кесарь принял Ислам и умер в Исламе.

Всевышний Аллâћ обратился к пророку Мусе (мир ему) (смысл): «Я дал умме Муħаммада (салляллаху аляйхи ва саллям) четыре буквы: первая буква взята из Торы, вторая – из Евангелия, третья – из Псалтыри и четвертая – из Корана». Мусā (мир ему) спросил: «Что это за буквы?» И получил ответ: «Это – амин». Кто произнес эти четыре буквы, тот подобен человеку, прочитавшему эти четыре книги (то есть ему воздастся как за их чтение)».

Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Амин – это четыре буквы. Того, кто их произнесет, Аллâћ оберегает от четырех бед. Первая – это потеря истинной веры (имана), вторая – опасности, ожидаемые в День Суда на равнине ‘Арасат, третья – это трудности преодоления моста Сират, четвертая – вечное пребывание в Аду».

Еще сказано: буква алиф из слова амин написана на одной из частей ‘Арша, мим – на части Курса[37], йа – в Лавх аль-Махфузе[38], нун – на Каламе[39]. Когда читающий ду‘а произносит «амин», Арш, Курс, Лавх и Калам приходят в движение и просят у Аллâћа прощения грехов тому, кто произнес «амин». И Аллâћ прощает грехи тому человеку, делая свидетелями этих четырех.

Еще в одном предании (ривайате) сказано так: те четыре буквы написаны на лбах четырех архангелов – Джабрāîла, Микаила, Исрафила и Азраила (радыйаллаху анх). Когда правоверный раб произносит «амин», все эти четыре великих архангела совершают земной поклон (суджуд) Аллâћу, просят прощения грехов тому, кто произнес «амин», и не поднимаются с земного поклона, пока Аллâћ не скажет: «Я простил грехи этому человеку».

В хадисе, переданном от Анаса (радыйаллаху анх), говорится: «Когда раб прочтет первый аят суры «Аль-Фāтиħа»

– Всевышний Аллâћ отвечает: «Клянусь достоинством Моим и величием Моим, тебе – блага Мои на этом и на том свете».

Когда прочтет второй аят

– Всевышний отвечает: «Тебе – Моя милость, милосердие на этом и на том свете».

На третий аят

– «Тебе – добро Мое, исключительность Моя на этом и на том свете».

На следующий аят

– «Тебе – содействие Мое на этом и на том свете».

На следующий аят

– «Тебе – Мое наставление на правильный путь на этом и на том свете».

Когда прочтет следующий аят

– «Тебе – Мое, т. е. Посланника Моего (салляллаху аляйхи ва саллям), заступничество (шафа‘ат) на этом и на том свете».

После прочтения следующего аята

– «Клянусь достоинством и величием Моим, тебе – близость ко Мне (такарруб) на этом и на том свете».

Когда прочтет конец последнего аята

– «Клянусь Моим величием, всемогуществом Моим, Я сотру твое имя из списка заблудших (ашķийā’) и запишу его среди людей осчастливленных (су‘адā’)».

Есть еще и такой хадис Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям): «Когда раб Божий прочтет первый аят суры «Аль-Фāтиħа», ему открываются врата первого неба великой милостью и снисхождением Аллâћа. Когда он прочтет второй аят – открываются врата второго неба благодатью, прощением Аллâћа. Когда прочтет третий аят – открываются врата третьего неба достоинством и величием. После прочтения четвертого аята открываются врата четвертого неба благоприятствованием в добрых делах и убережением от плохого. Когда прочтет пятый аят – откроются врата пятого неба всем добром для него и наставлением на правильный путь. После прочтения шестого аята открываются врата шестого неба достоинством, исключительностью. Когда прочтет последний, седьмой аят – открываются врата седьмого неба, утверждая его на пути Ислама и оберегая от заблуждения. Когда он произнесет «амин» после окончания чтения суры «Аль-Фāтиħа», ему открываются врата Арша с принятием прочитанной им мольбы (ду‘а)».

Из книги досточтимого Шейха Саида-афанди (къ.с.) «Побуждение внять призыву Корана», 1 том.

 



Источник: http://madrasah2.ru/besedka-dlya-myuridov/pobuzhdenie-vnyat-prizyivu-korana-4
Категория: Намаз | Добавил: Zainab (03.03.2014) | Автор: Саид афанди к.с.
Просмотров: 8528 | Теги: хадис, сура Фатиха, коран, Саид афанди к.с, амин, Сунна | Рейтинг: 2.5/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]