Главная » Статьи » Намаз

Обязательные части намаза - арканы

Обязательные составные части (арканы) намаза



Арканами намаза называются его обязательные составные части, поэтому без выполнения хоть одного из них намаз считается недействительным. Их всего тринадцать:

1. Намерение. Начиная намаз, обязательно сделать намерение сердцем (мысленно) о выполнении соответствующего намаза, однако произнести сначала намерение языком является сунной. Например: «Я намерился (лась) выполнять своевременный обязательный (фарз) полуденный намаз ради Аллаhа». Намерение делается во время произнесения вступительного такбира, то есть слов: «Аллаhу акбар» (Аллах Велик).

2. Произнесение такбира: «Аллаhу акбар»[1] для вступления в намаз, соблюдая как положено все правила произношения и не изменяя при этом ни одной буквы: произнося как положено долгие и краткие гласные, одинарные и удвоенные согласные, а также не прибавляя и не убавляя ни одной буквы.

3. Стояние выпрямившись. Это условие касается только тех, кто физически может стоять. Если человек не может стоять во время совершения намаза или же ему очень трудно это делать, то он выполняет его наклонившись. Если и так не может, то сидя, а если не может выполнить и сидя, то намаз совершается лежа. Тот, кто имеет подобные уважительные причины, должен спросить об этом у имама или ученого-богослова.

4. Чтение суры «Аль-Фатиха». Ее обязательно читать так, чтобы сам слышал чтение. Также обязательно соблюдать все правила чтения (таджвид) и произносить буквы без искажений: произносить как положено долгие и краткие гласные, одинарные и удвоенные согласные, не прибавлять и не убавлять ни одной буквы. Чтению суры «Аль-Фатиха» необходимо учиться непосредственно из уст компетентного учителя.

5. Совершение поясного поклона (руку) так, чтобы ладони обеих рук упирались в чашки колен. В этой позе обязательно нужно задержаться на некоторое время (минимум на время, достаточное для произне-    сения слов: «Субханаллаh»). При этом поклон не должен быть совершенным с другой целью, кроме как для исполнения элемента намаза.

6. Выпрямление после поясного поклона тидаль) в исходное положение стоя и задержка в этой позе на некоторое время. При этом намерение должно заключаться в выпрямлении только для выполнения элемента намаза.

7. Совершение дважды земного поклона (суджуд), прижавшись лбом к полу (коврику), и задержка в этом положении на некоторое время. Между лбом и полом не должно быть никаких преград, например, волос, головного убора, платка и т. п. Пола должны касаться ладони обеих рук, колени, нижняя часть пальцев ног (пальцы направлены в сторону Киблы) и хотя бы часть лба (при этом вес головы давит на лоб). Таз должен быть выше плеч, и земной поклон не должен быть совершен, кроме как для исполнения элемента намаза.

8. Сидение между двумя земными поклонами, выпрямив при этом туловище, и задержка в такой позе на некоторое время. Намерение должно заключаться в поднятии с земного поклона и сидении только для намаза, без иных целей.

9. Сидение для чтения последнего «Ташаhhуда» («Ат-Тахийят»), выпрямив при этом туловище, и нахождение в этой позе до конца чтения обязательного «Ташаhhуда». Сидение опять-таки должно быть совершено только для исполнения составной части намаза.

10. Чтение в последнем ракаате намаза обязательного «Ташаhhуда» с соблюдением всех правил чтения и произношения звуков: произнося как положено долгие и краткие гласные, одинарные и удвоенные согласные, не прибавляя и не убавляя ни одной буквы. Чтению «Ташаhhуда» также необходимо научиться у компетентного учителя.

11. Чтение «Салавата» Пророку Мухаммаду r после последнего «Ташаhhуда», также соблюдая все правила произношения.

12. Произнесение заключительного «Саляма» один раз словами: «Ас-Саляму аляйкум».

13. Соблюдение последовательности исполнения вышеуказанных двенадцати арканов.



Обстоятельства, нарушающие намаз



Необходимо знать следующие обстоятельства, нарушающие намаз:

1. Невыполнение хотя бы одной обязательной составной части намаза (рукн) или одного его условия (шарт).

2. Произнесение посторонних двух букв или одной буквы, имеющей определенный смысл, если только это не является молитвой, аятом Корана или поминанием Аллаха.

3. При множестве посторонних, нехарактерных для намаза движений (например, три подряд лишних движения рукой или ногой нарушают намаз).

4. Выполнение резких, грубых движений (например, прыжок).

5. При одном игровом движении (например, показать кому-то язык или подмигнуть) или если из-за смеха, плача или же стона выразились две буквы.

6. При проглатывании чего-либо (включая мокроту, находящуюся во рту и остатки пищи), кроме слюны.

7. При нарушении омовения.

8. При изменении намерения намаза или при возникновении сомнений в намерении.

9. При нарушении порядка исполнения арканов намаза.

10. Если повернулся спиной или боком к Каабе.

11. При вероотступничестве.

 

Все вышеперечисленные пункты, касающиеся намаза и частичного омовения, являются их обязательными составными частями. Следовательно, если не исполнить даже один из них, то намаз считается недействительным, и такой намаз необходимо возместить. Поэтому  в первую очередь необходимо изучать и выполнять эти обязательные элементы намаза. Помимо этого намаз и омовение имеют еще много желательных действий и молитв, которые соблюдал наш Пророк Мухаммад r. Их называют суннами. Без исполнения желательных действий намаз принимается, однако такой человек не получит полного вознаграждения за намаз, также не получит заступничества (шафаат) Пророка r и высоких степеней в Раю. Поэтому не следует ограничиваться только выполнением обязательных составных частей намаза, необходимо выучить и стараться соблюдать и сунну Пророка r, следуя ему во всем. Также необходимо выучить и совершать намазы-сунна, выполняемые в течение суток.

При совершении намаза необходимо стараться постоянно находиться в состоянии хузура, то есть всегда в мыслях и в сердце поминая Аллаха, в смиренности, с пониманием смысла читаемых молитв, осознавая, что вы стоите перед Ним, как будто вы видите Его, и, не забывая, что Он всегда видит и слышит вас. Ведь это и является душой намаза.



[1] Следует отметить, что все молитвы, в том числе и читаемые в намазе, необходимо читать только на выдохе, то есть, выдыхая воздух из легких.

Категория: Намаз | Добавил: Администратор (21.10.2010)
Просмотров: 12660 | Теги: арканы, ислам, намаз | Рейтинг: 2.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]