Главная » Статьи » Намаз

Основы намаза - вступление в намаз


Намаз – это особый вид поклонения Всевышнему Аллаху, который состоит из определенных выражений и действий. Он начинается с намерения и завершается произнесением заключительного приветствия – «Саляма».

 

                                                                 Важность и значимость намаза

Намаз является опорой мусульманской религии и деянием, за которое человек будет спрошен в Судный день в первую очередь. Всевышний Аллах обещал одарить Раем Своего раба, в совершенстве выполняющего обязательный намаз, соблюдая все его условия и обязанности. Человеку, даже если он болен и не может встать, пока он находится в сознании, не разрешается оставлять намаз, кроме женщины, находящейся в периоде менструации или послеродового очищения. Некоторые ученые-богословы утверждают, что грех за невыполнение намаза больше, нежели за убийство человека. Родители обязаны обучать своих детей совершению намаза, начиная с семилетнего возраста. Намаз, совершенный полноценно, оберегает человека от всех порицаемых и недостойных поступков.

Человеку, совершающему намаз, необходимо знать, что намаз имеет определенные условия (шуруты) и обязательные составные части столпы (арканы).  Если не соблюдается хоть одно из условий или один из столпов намаза, то он считается недействительным, и намаз, совершенный подобным образом, необходимо возместить.

Условия намаза

Условиями намаза называются определенные действия, которые необходимо соблюдать еще до вступления в намаз, а также  во время его совершения. Поэтому каждому мусульманину необходимо знать и соблюдать пять следующих условий намаза:

1. Находиться в состоянии ритуальной чистоты.

2. Тело, одежда и место, на котором совершается намаз, должны быть чистыми от нечистот.

3. Следует укрывать части тела (аврат), которые, согласно Шариату, должны быть укрыты.

4. Совершать каждый намаз в определенный для него промежуток времени.

5. Совершать намаз, обратившись лицом в сторону Каабы (т. е. Кибла).

 

Первое условие: Нахождение в состоянии ритуальной чистоты. Причина, нарушившая ритуальную чистоту, называется хадасом. Хадас бывает большим и малым. При большом хадасе необходимо совершить полное омовение тела (гусль), а при малом –  частичное омовение тела (вузуъ).

 

Условия частичного и полного омовений

Следует отметить, что при выполнении частичного и полного омовений также необходимо соблюдать следующие условия:

1. Исповедание Ислама. 2. Наличие чистой и пригодной для омовения природной воды. 3. Вода должна обтекать все моющиеся части тела. 4. Отсутствие на моющихся частях тела нечистот и таких веществ, которые изменяют цвет, вкус, запах чистой воды. 5. Отсутствие на моющихся частях тела какого-либо изолятора (лака, клея, краски и т. п.), препятствующего соприкосновению воды с тем или иным омываемым участком тела. 6. Необходимо осознавать обязательность данного омовения. 7. Необходимо знать, какие действия омовения являются обязательными (арканами), а какие желательными (сунна). 8. Для женщин обязательно очищение от менструаций и послеродовых выделений. 9. Совершение частичного омовения только после наступления времени намаза. Данное условие относится только к больным, которые страдают беспрерывным недержанием мочи, газов, кала, в том числе и к женщине, находящейся в состоянии истихазы.[1]

 Таким больным также не следует забывать, что одежда, включая нижнее белье, должна быть чистой, и для каждого обязательного намаза они должны выполнить отдельное омовение. Состояние человека, который находится в таких обстоятельствах, называется постоянным малым хадасом.

 

Частичное омовение нарушают следующие четыре обстоятельства:

1. Выход чего-либо из переднего или заднего проходов (кроме спермы). 2. Прикосновение к коже человека противоположного пола старше 6 лет без изолятора. Здесь не учитываются близкие родственники (махрам), с которыми согласно Шариату нельзя вступать в брак. 3. Потеря рассудка, сознания и наступление сна. 4. Прикосновение ладонью к человеческим половым органам, своим или чужим, или кольцу анального прохода без изолятора, независимо от возраста и пола.

Состояние человека, который находится в одном из этих названных обстоятельств, называется малым хадасом. От малого хадаса очищаются путем совершения частичного омовения.

 

Обязательных действий частичного омовения тела шесть:

1. Намерение. Например: «Я намерился выполнить обязанности омовения». Оно обязательно должно быть выражено сердцем одновременно с мытьем лица, но желательно его произнести и вслух. 2. Полное мытье лица. 3. Мытье рук от кончиков пальцев до локтей включительно. 4. Протирание части головы. 5. Мытье ног, включая щиколотки. 6. Выполнение этих обязательных пунктов омовения в строго названной последовательности.

При нарушении частичного омовения тела запрещается совершать намаз, таваф (обхождение вокруг Каабы), прикасаться к Корану (можно читать, не дотрагиваясь до него) и носить его.

 

Полное омовение тела необходимо выполнить в следующих случаях:

1. После выделения спермы. 2. После полового акта, даже если не было выделения спермы. Половым актом, согласно Шариату, считается проникновение головки полового органа во влагалище. 3. После смерти. 4. После прекращения менструальных выделений. 5. По завершении послеродовых выделений. 6. После родов или выкидыша, даже если не было никаких выделений.

Состояние того, кто находится в одном из этих названных выше обстоятельств, называется большим хадасом. От большого хадаса, как мы уже упомянули, очищаются путем совершения полного омовения.

 

Обязательных действий полного омовения два:

1. Намерение. Оно совершается сердцем, мысленно. Однако желательно его произнесение вслух. Намерение делается одновременно с началом мытья тела: «Я намереваюсь совершить обязательное полное омовение ради Аллаhа». 2. Промывание всех наружных частей тела, кожи и волос независимо от их густоты. Вода обязательно должна обтекать все тело полностью.

Человек, которому необходимо выполнить купание по причине названных выше первого или второго обстоятельства, называется джунуб. Джунубу запрещено все, что запрещено делать при нарушении частичного омовения, а также чтение Корана вслух и шепотом (даже не трогая его) и пребывание в мечети.

А женщине, находящейся в состоянии менструации или послеродовых выделений, запрещено все, что запрещено делать джунубу, и, кроме того, соблюдать пост, вступать в половые отношения, разрешать мужу дотрагиваться и наслаждаться теми частями тела, что находятся между пупком и коленями включительно, и самой дотрагиваться до мужа этими частями тела до выполнения обязательного купания. Однако по прекращении выделений запрет на соблюдение поста снимается, даже если она еще не искупалась.

Второе условие: Человеку, совершающему намаз, необходимо знать, что его тело, одежда и место, на котором совершается намаз, должны быть чистыми. Нечистотами, согласно Шариату, являются: кровь, гной, сукровица (жидкость желтоватого цвета, смешанная с кровью, а также гнойная кровянистая жидкость, вытекающая из нарывов, язв), рвота, алкоголь, моча, кал, мазью (почти прозрачная слизистая жидкость, выделяющаяся из полового органа при возбуждении), вадью (густая белая жидкость, иногда выделяющаяся после мочеиспускания или вследствие поднятия тяжести), собака, свинья, труп животного, его кости и шерсть. Не считаются нечистотами мертвые рыбы, саранча и человек.

Все, что отделяется от живого животного, рассматривается как мертвое, исключением являются волосы, шерсть, перья, слюна и пот животных, мясо которых можно употреблять в пищу, а также слюна и пот других живых животных, кроме собаки, свиньи и всего, что рождается у них. Отделенная кошачья шерсть нечистая. Шерсть, отделенная от живых животных, мясо которых можно употребить в пищу является чистой, а если от такого животного отделилась конечность (лапа) и оно осталось живым, то эта конечность наджаса.

Живые животные (кроме собаки, свиньи и всего, что от них рождается) все чистые.

Очищая место, загрязненное  нечистотами, вначале необходимо удалить их и затем промыть это место чистой водой до исчезновения вкуса, цвета, запаха этих нечистот.

Для совершения частичного омовения, полного омовения и удаления нечистоты необходима чистая и пригодная для этих целей вода, а если нет такой воды, то совершают таяммум чистой землей.

Третье условие: Укрытие тела, как это предписано Шариатом. Для мужчины в течение всего намаза обязательно должна быть закрытой часть тела от пупка до колен включительно. Если во время различных движений в намазе, хотя бя немного обнажится тело ниже пупка или выше колен, то намаз считается недействительным.

У женщины должно быть закрыто все тело, кроме лица и кистей рук. Если во время намаза будет виден хоть один волос, или шея, или грудь, или ноги, или рука чуть выше запястья, то намаз не принимается.

Четвертое условие: Обращение лицом в сторону Каабы, которая находится в городе Мекке. Направление, в котором находится Кааба, называется Киблой. В течение всего намаза совершающий его должен быть направлен в сторону Киблы. В какой стороне находится Кибла, необходимо уточнить у имама близлежащей мечети или других знающих лиц.

Пятое условие: Знание времени совершения намаза. Ежедневно мусульманам необходимо совершать по пять намазов: утренний, полуденный, послеполуденный, вечерний и ночной. У каждого из них есть определенное для него время, начало и конец этого времени необходимо узнать из соответствующих календарей. Если кто-либо совершил намаз даже за мгновение до наступления его времени, то его намаз считается недействительным. А если кто-то не совершил намаз в течение времени, определенного для него, то ему необходимо возместить этот намаз.



[1] Истихаза – кровь, выделяющаяся из матки женщины при болезни.

Категория: Намаз | Добавил: Администратор (21.10.2010)
Просмотров: 8637 | Теги: ислам, условия, намаз | Рейтинг: 2.6/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]