Главная » Статьи » Намаз

Совершение обеденного намаза после пятничной молитвы

 


ПОЛУДЕННАЯ МОЛИТВА  ПОСЛЕ  ПЯТНИЧНОЙ

 

Все ханафитские, шафиитские, маликитские, ханбалитские ученые говорят о допустимости совершения дневной молитвы после пятничной. Они указывают следующие причины для совершения этой молитвы:

Во-первых, когда в одном населенном пункте совершается несколько пятничных молитв, то неизвестно, какая совершена пер­вой, поэтому есть необходимость совершения дневной молитвы, так как неизвестно, где была принята пятничная.

Во-вторых, если отсутствует одно из условий пятничной молитвы.

В-третьих, если верующий успел только на ташаххуд, то ему следует встать после приветствия имама и совершить четыре ракяата дневной молитвы. Однако среди ученых есть разногласия по поводу того, ваджиб ли эта молитва, мандуб или мустахаб. Причина этого разногласия в том, что ученые придерживаются различных мнений по поводу дозволенности нескольких пятничных молитв в одном населенном пункте. Имам аш-Шафии сказал: «Города будут расти, в них станет много различных зданий, в том числе много больших и маленьких мечетей, но несмотря на это я считаю более предпочтительным совершение пятничной молитвы только в одной мечети, самой большой. Если же и в других мечетях будут совершаться молитвы, то следует совершать полуденные, если же кто-либо совершит пятничную, тот должен после этого совершить и полуденную молитву» [131, 1, 171]. Этого же мнения придерживались такие шафиитские имамы, как ан-Навави, ас-Субки и ар-Рамли. Имам Ибн Абидин в своем знаменитом комментарии пишет: «Известно, что маликиты не дозволяют совершения нескольких пятничных молитв в одном населенном пункте» [46, 1, 542].

Аль-Макдаси в своем трактате «Hyp аш-шама фи зухр аль-джума» пишет: «В одном из риваятов от имама Ахмада передается запрет на совершение нескольких пятничных молитв в одном населенном пункте». Также Ибн Абидин в своем комментарии пишет, что имам Абу Ханифа придерживался мнения о том, что в одном населенном пункте следует совершать только одну пятничную молитву, этого же мнения придерживался ат-Тахави, автор «Аль-мухтар» аль-Гитаби и др. Возвращаясь к нескольким пятничным молитвам, совершенным в одном населенном пункте без уважительной причины, следует сказать, что имам аш-Шафии считал совершение дневной молитвы после пятничной обязательным (ваджиб). Что касается ханафитов, то они разделились во мнениях, одни сказали, что это обязательно, другие сказали, что это желательно (мандуб). Их мнению последовал и имам Ахмад. Как видите, этот вопрос связан с иджтихадом, поэтому мы не имеем права порицать тех, кто не читает, также не имеем права за­прещать тем, кто читает эту молитву. Несмотря на это разногласие нам необходимо следовать хадису Пророка: «Мусульмане подобны одному телу, когда болит какой-либо орган, то все тело отзывается жаром».

 

Я слышал, если после пятничного намаза не совершать обеденный, его можно не возмещать, потому что он окажется шестым, а нам велели только 5 намазов. Верно ли это?

– Что касается совершения обеденного намаза после пятничного, то об этом много говорить не нужно, т. к. его необходимость доказана в книгах выдающихся алимов и самими алимами. А что касается человека, который говорит, что вы якобы делаете шестой намаз, то это не сойдет ему с рук.

Мухаммад Рамали, когда его спросили об этом, сказал: «Этот человек лгун, невежа, заблудший и, что если он убежден, что шафииты обязывают к этому как к шестому фарзу, он станет неверным (кафиром) и будет похож на вероотступника. А если он это говорит, потому что так говорят другие, то таких нужно наказывать».

«Шархуль Мафруз»

Категория: Намаз | Добавил: Администратор (23.08.2011)
Просмотров: 13974 | Теги: рузман, пятничный намаз, слова ученых, совершение обеденного, доказательство необходимости, обеденный намаз, шестой фарз | Рейтинг: 3.3/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]