Главная » Статьи » Пост |
ПОСТ В РАМАДАН
Месяц поста – это лучший из месяцев и одна из отличительных особенностей нашей уммы; пост, в том виде, в котором мы его соблюдаем, был завещан нам Всевышним Аллахом: «Предписан вам пост так же, как он был предписан тем, кто был до вас» (Коран, 2:183) Однако общее здесь – лишь сам факт поста, а не его особенности или время соблюдения. По единогласному мнению ученых (иджма‘), пост в Рамадан является одним из столпов ислама. Бухари и Муслим передают слова Пророка (с.ас.): «Ислам основывается на пяти (столпах): свидетельстве о том, что нет божества, кроме Аллаха и что Мухаммад – посланник Аллаха, совершении молитвы, выплате закята, совершении хаджа и соблюдении поста в месяц Рамадан»).
КТО ДОЛЖЕН ПОСТИТЬСЯ В РАМАДАН
Пост в Рамадан обязателен для: всех мусульман (обоих полов), которые: достигли половой зрелости; находятся в здравом уме; способных поститься; (только для женщин) не находятся в состоянии менструации или послеродового очищения (нифас).
Кто не обязан поститься в Рамадан:
1.2. Следующие категории людей не обязаны поститься: немусульмане (О: мы не призываем их к посту, и их пост не был бы принят (N: однако в будущей жизни они будут наказаны за несоблюдение поста)); не достигшие половой зрелости; умалишенные; те, кто по состоянию здоровья не в состоянии поститься, – из-за преклонного возраста или болезни, которая считается неизлечимой.
Ни одна из вышеприведенных категорий людей не обязана поститься или восполнять пропущенные дни поста, однако не соблюдающие пост по причине №4, должны отдать по 0.51 литра еды за каждый пропущенный день поста. 1.3. Следующие категории людей не обязаны поститься, однако обязаны восполнить каждый пропущеннный день поста (A: восполнение по нашему [шафиитскому] мазхабу предполагает, что верующий постится один день за каждый пропущенный день обязательного поста): больные (N: болезнью, которая позволяет не поститься, является та, которую пост может усилить, а также замедлить выздоровление или нанести вред здоровью; также это распространяется на ситуации, когда человек должен принимать лекарства в течение дня, что нарушило бы пост, и не может отложить их принятие до ночи); находящиеся в пути (см. 1.7.) вероотступники (муртад); женщины в период менструации или послеродового очищения.
Больные или путники по желанию могут поститься, в этом случае их пост принимается, однако пост вероотступника или женщины в период менструации или послеродового очищения не принимается. Если в течение дня месяца Рамадан немусульманин принимает ислам или к умалишенному возвращается рассудок или ребенок достигает половой зрелости, им желательно, но не обязательно, поститься остаток дня и впоследствии восполнить этот день. Если держащий пост ребенок в течение дня месяца Рамадан достигает половой зрелости, он обязан поститься до конца дня, и ему желательно впоследствии восполнить этот день. Женщине, у которой закончилась менструация в течение дня месяца Рамадан, желательно поститься до конца этого дня и обязательно впоследствии восполнить этот день. (О: и предыдущие дни поста, пропущенные во время менструации или послеродового очищения.) 1.4. В случае если свидетельство ( о том, что предыдущая ночь была ночью новолуния) получено днем, о котором не было известно ( заранее), что он является первым днем месяца Рамадан, является обязательным поститься до конца этого дня и впоследствии восполнить этот день. 1.5. Ребенка, достигшего возраста семи лет, необходимо призывать к посту, а начиная с возраста десяти лет, применять к нему телесные наказания за отказ от поста. 1.6. Нестерпимые голод или жажда, способные привести к болезни или смерти, являются достаточным основанием для отказа от поста, даже если человек в этот день уже начал поститься. 1.7. Допускается не поститься в пути, даже если предыдущей ночью было сделано намерение поститься, при условии, что длина пути составляет не менее 81 км в один конец и путник покидает город до рассвета. Если же он покидает город после рассвета, то ему необходимо поститься. Путникам желательно воздерживаться от поста, если он может причинить вред; если же он безвреден, то лучше поститься. 1.8. Если беременная или кормящая женщина предполагает, что пост может нанести вред ей и ее ребенку, то она может воздержаться от соблюдения поста и восполнить его позже, однако если она воздерживается от поста из страха ( вреда) в отношении только ребенка, ( а не себя), тогда она обязана отдать в пользу неимущих 0.51 литра еды в качестве искупления за каждый пропущенный день поста ( дополнительно к восполнению).
О НОВОЛУНИИ
1.9. Пост в Рамадан становится обязательным, как только в небе замечена новая луна (О: но только для того, кто видит ее; для того же, кто не видит, пост становится обязательным только после подтверждения новолуния справедливым свидетелем#. Если небо закрыто тучами и луну не видно, то считается, что (n: предыдущий лунный месяц) Шабан длился 30 дней, по истечению которых начинается Рамадан и люди должны приступить к соблюдению поста. Если новая луна была замечена днем (О: до полудня тридцатого дня), следует считать, что она принадлежит следующей ночи (О: и указания по поводу этого дня не меняются). Если новая луна видна в одном городе, а в другом нет, и эти города расположены близко (О: то есть в одной стране), правило (n: согласно которому наступил новый месяц) действительно для обоих городов. А если эти города расположены далеко друг от друга, то правило не действительно (О: то есть люди, живущие далеко от города, где видна новая луна, не обязаны поститься), далеко здесь означает «в разных странах», например, Саудовская Аравия, Ирак и Египет. 1.10. Достаточно единственного свидетельства (N: о том, что новая луна видна), чтобы считать, что месяц Рамадан наступил, при условии, что оно исходит от справедливого свидетеля мужского пола, обязанного соблюдать ислам (О: что исключает мальчиков, достигших сознательного возраста, но не достигших половой зрелости). 1.11. Если кто-то, вычислив движение луны или положение звезд, узнал, что следующий день является первым днем месяца Рамадан, начинать поститься, тем не менее, не обязательно (О: для него самого или других людей), однако допустимо для него одного. 1.12. Если кто-то не может узнать о наступлении Рамадана из-за пребывания в тюрьме или других подобных местах (О: откуда невозможно наблюдать смену дня и ночи или где нет поселений или людей, знающих, когда наступает Рамадан), то ему следует попытаться как можно лучше определить время наступления месяца Рамадан и начать соблюдать пост. Его пост принимается в том случае, если он не может узнать, совпало ли время поста с месяцем Рамадан, в случае, если оно совпало, а также в том случае, если месяц поста пришелся на время после месяца Рамадан. Однако если месяц поста был раньше месяца Рамадан, пост не принимается.
УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ ПОСТ ПРИНИМАЕТСЯ.
Условия, при которых пост принимается, следующие: а) намерение; b) отказ от всего, что нарушает пост.
НАМЕРЕНИЕ
1.13. Постящийся должен совершать намерение для каждого дня поста. Если этот пост является обязательным, то намерение должно: а) указывать на разновидность поста (О: например, пост в Рамадан, пост по обету, пост в искупление и т.п.); b) быть совершено в течение ночи до наступления рассвета (n: по ханафитскому мазхабу, намерение для [текущего] дня поста (но не при возмещении) действительно, если совершено до половины промежутка между истинным рассветом и восходом солнца (al-Hadiyya al-‘ Ala’iyya, стр. 171) #). Лучшая форма намерения (О: в сердце) – намереваться поститься в течение следующего дня, исполняя обязанность перед Всевышним Аллахом в месяц Рамадан текущего года. (О: всеобщим является мнение, что в намерении должны содержаться упоминания о посте и месяце Рамадан, однако ученые разошлись во мнении об обязательности упоминания в намерении слов: «исполнение», «обязанность» и «перед Всевышним Аллахом».) 1.14. Если кто-то имеет намерение поститься в течение следующего дня, не будучи уверенным, (N: что этот день является первым днем месяца Рамадан), основываясь на том, что некий человек, не отвечающий всем требованиям, предъявляемым к свидетелю (см. 1.10), видел новую луну, и день этот окажется первым днем Рамадана, то такое намерение принимается. Однако если кто-то имеет намерение поститься в течение следующего дня, не основываясь ни на чьем свидетельстве, или если кто-то в намерении поститься, указывает, что будет поститься, если следующий день окажется первым днем месяца Рамадан, а если нет – то поститься не будет, в этом случае намерение и пост не принимаются. 1.15. Если в ночь накануне тридцатого дня месяца Рамадан кто-то имеет намерение поститься лишь в том случае, если следующий день окажется днем месяца Рамадан, то пост принимается (О: исходя из того, что Рамадан уже наступил, и он продолжится). 1.16. Необязательный пост действителен, если намерение поститься было совершено до полудня (О: также нет необходимости уточнять разновидность поста).
ТО, ЧТО ДЕЛАЕТ ПОСТ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ.
1.18. Каждое из следующих действий нарушает пост в том случае, если совершающий любое из этих действий осведомлен об их недозволенности (А: во время обязательного поста), а также помнит о том, что он постится (А: и сознательно совершает недозволенное); совершивший эти действия обязан поститься до конца дня, а затем восполнить этот день: употребление пищи; употребление жидкости (N: а также курение (А: кроме непроизвольного вдыхания табачного дыма из воздуха); вдыхание [чего-либо] через нос (О: глубокий вдох, когда воздух доходит до носовых полостей, это относится, в частности, к любым ингаляциям); использование клизмы (О: вагинальной или анальной); попадание (О: воды, масла и т.п.) в уши до барабанной перепонки; введение пальца или какого-либо предмета в анус или вагину дальше той мышцы, которая обычно сокращается (О: при дефекации); попадание чего-либо внутрь тела либо при протыкании (О: ножом или копьем), либо при медицинском вмешательстве (N: кроме внутримышечной или внутривенной инъекции); рвота (N: если она добровольная и ее можно предотвратить, если же это происходит непроизвольно, то пост не нарушается); половой акт (О: добровольный, даже без достижения оргазма), или оргазм, вызванный стимуляцией любого органа, помимо гениталий, а также мастурбацией (О: не имеет значения, вызван ли оргазм запрещенным способом, например, собственной рукой или разрешенным, например, рукой жены); использование при совершении омовения (О: малого или полного) чрезмерного количества воды, так, что она через нос или рот попадает в желудок (О: то есть, если воды слишком много, то ее попадание внутрь нарушает пост; если же при использовании умеренного количества воды небольшая ее часть попадет внутрь, то пост не нарушается); проглатывание слюны, находящейся не во рту, например, при продевании нитки в иголку, когда конец нитки смачивается слюной, при повторном смачивании эта слюна вновь попадает в рот; проглатывание слюны, качество которой изменилось, например, при продевании нитки в иголку, когда конец нитки смачивается слюной, и частички нитки попадают в слюну и проглатываются (А: пользующиеся зубной пастой должны следить за тем, чтобы к рассвету ее не оставалось во рту); проглатывание слюны, ставшей нечистой после контакта с наджасой, например, при кровотечении во рту необходимо выплюнуть всю кровь, пока слюна не станет бесцветной, затем промыть рот водой (О: прежде, чем проглатывать слюну, которая нарушила бы пост, поскольку для очищения от наджасы необходима вода); проглатывание мокроты, при том, что ее можно было выплюнуть (n: однако по Ханафитскому мазхабу это не нарушает пост, даже если происходит преднамеренно (al-Hadiyya al-‘ Ala’iyya, стр. 180)); продолжение полового акта, даже на мгновение, после наступления рассвета.
КРИТЕРИИ, ОБЪЕДИНЯЮЩИЕ ВСЕ, ЧТО НАРУШАЕТ ПОСТ
Все то, что соответствует следующим трем критериям, нарушает пост: проникновение любого количества любого вещества в тело человека через любое отверстие. (О: под веществом имеется в виду все, кроме запаха, под отверстием – все, кроме пор в коже). (N: речь идет только о тех случаях, когда любое вещество, кроме воздуха и слюны, попадает внутрь человека по его воле, однако в случае, если это происходит по принуждению или бессознательно, пост не нарушается); половой акт (О: имеется в виду проникновение пениса во влагалище); оргазм как результат соприкосновения партнеров (О: поцелуи, ласки, объятия и т.п.) или же мастурбации; при условии, что совершающий эти действия осознает их запретность и помнит о том, что он постится, (N: а также совершает их добровольно и осознанно).
ИСКУПЛЕНИЕ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОСТА ПОЛОВЫМ АКТОМ
1.20. Если пост нарушается из-за (А: добровольного и осознанного) совершения полового акта, то, помимо восполнения [нарушенного поста], необходимо искупление. (О: С точки зрения закона, объектом нарушения является один день обязательного поста. Таким образом, если нарушены два дня поста, то искупление требуется дважды, однако два нарушения в течение одного дня требуют одного искупления). В качестве искупления необходимо освободить здорового раба-мусульманина, если это невозможно, то нужно поститься в течение двух последующих месяцев (А: согласно нашему [шафиитскому мазхабу], искупления требует только нарушение поста совершением полового акта, тогда как ханафиты говорят о необходимости искупления после [осознанного] нарушения поста и другими способами). Если невозможно поститься в течение двух последующих месяцев, тогда искупление будет состоять в раздаче шестидесяти неимущим по 0,51 литра еды каждому. Если же и это невозможно сделать, тогда искупление остается на человеке невыполненным долгом. Женщина, с которой был совершен половой акт, освобождена от необходимости искупления.
ТО, ЧТО НЕ НАРУШАЕТ ПОСТ.
1.21 Пост не нарушается в том случае, если действия, его нарушающие, были совершены по рассеянности (О: человек забыл, что постится) или по незнанию (О: того, что они нарушают пост, – если человек недавно стал мусульманином или родился и вырос в немусульманской стране).
Также не нарушают пост следующие действия: непроизвольная рвота; оргазм в результате поллюции, мысленного или зрительного образа (А: но только в том случае, если они обычно не вызывают оргазм, в противном случае пост нарушается); попадание внутрь небольшого количества воды при омовении носа или ротовой полости (см. 1.18.(10)), при условии, что для омовения используется умеренное количество воды; слюна, в которой содержаться частички пищи, застрявшей между зубов, при условии, что они были оттуда вычищены (О: после еды при помощи зубочистки и т.п.) и при условии, что нет возможности выплюнуть их; проглатывание собравшейся во рту или на языке (О: но не на губах) слюны, отхаркивание и выплевывания мокроты; выплевывание еды, находящейся во рту в момент наступления рассвета; половой акт, прерванный в момент наступления рассвета; сон в течение дня или пребывание в бессознательном состоянии, при условии, что сознание возвращалось хотя бы раз в течение дня.
ПРИЕМ ПИЩИ И ЖИДКОСТИ БЕЗ ЗНАНИЯ ТОЧНОГО ВРЕМЕНИ РАССВЕТА ИЛИ ЗАКАТА
1.22. Восполнение поста обязательно в случае, если кто-то ест или пьет, полагая, что еще ночь, а затем узнает, что рассвет уже наступил; или он же ест, полагая (N: но, не будучи уверенным), что солнце уже село, и затем не может определить точно (О: ел ли он до или после заката). Не требуется восполнять день поста в случае, если кто-то ест или пьет, полагая, что день еще не наступил, а затем не может определить точно (О: ели ли он еще ночью или уже днем). (А: так как в данном случае изначально была уверенность, что еще ночь).
НЕПРОИЗВОЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, НАРУШАЮЩИЕ ПОСТ
1.23. Следующие действия также нарушают пост: потеря рассудка, даже на мгновение; пребывание в бессознательном состоянии в течение всего дня; появление менструального или послеродового кровотечения
(N: В первом случае не требуется восполнять пост, в остальных - требуется).
ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ВО ВРЕМЯ ПОСТА
1.24. Является желательным принимать пищу перед рассветом, можно даже ограничиться водой (О: время для этого приема пищи – между серединой ночи и рассветом). Оптимальное время – чем ближе к рассвету, тем лучше, но только если нет опасности не успеть закончить есть до рассвета. (О: если же человек не знает время наступления рассвета, то с предрассветной едой лучше не затягивать). 1.25. Является сунной с наступлением заката начинать разговение как можно раньше. Следует начинать с нечетного количества фиников. Если нет фиников, лучше всего разговляться водой. После этого желательно сказать: «Аллаhумма лякя сумту уа ‘ала ризкыкя афтарту» (перевод: О, Аллах, ради тебя я постился и разговляюсь пропитанием, которое Ты мне дал).
1.26. В месяце Рамадан желательно:
быть особенно щедрым (О: в раздаче милостыни); улучшать отношения с родными и близкими; много читать Коран вслух; проводить время в духовном уединении (итикафе)# в мечети, особенно в течение последних десяти дней месяца Рамадан; кормить постящихся после наступления заката, даже если имеется лишь вода (О: существует хадис, переданный ат-Тирмизи, в котором Пророк (сас) сказал: «Тот, кто накормит вечером постящегося, получит такую же награду, как и тот, кто постился, причем, награда тому, кто постился, от этого не убавляется»). если нарушено полное омовение, совершить гусль до наступления рассвета.
1.27. В месяце Рамадан желательно избегать:
злословия, лжи и сквернословия (N: их запретность усиливается в Рамадан); чувственных удовольствий (О: тех, что не нарушают пост, например, наслаждения видом и ароматом цветов, ибо удовольствия такого рода не совместимы с мудростью поста, хоть это и не является запретным в остальное время) (А: также желательно не использовать духи в течение дня поста, однако накануне ночью это отнюдь не возбраняется); медицинского кровопускания (N: или сдачи крови), лечения банками (А: подобно посту, они физически истощают организм, и их совмещение приводит к усилению истощения). Если один человек поносит другого во время поста, тот должен сказать ему: «Я пощусь».
ЗАПРЕЩЕННОЕ И НЕЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ВО ВРЕМЯ ПОСТА
1.28. Во время поста запрещены поцелуи (О: объятия, ласки) тем, у кого они вызывают сексуальное возбуждение. 1.29. Запрещено воздержание от еды и питья между днями поста (висаль), но достаточно всего одной пригоршни воды перед рассветом. 1.30. Нежелательно во время поста пробовать пищу и пользоваться сиваком после полудня. 1.31. Не является нежелательным во время поста подводить глаза сурьмой или купаться. 1.32. Нежелательно (О: не только во время поста) хранить молчание в течение дня# (О: без нужды) (А: под нуждой подразумевается и необходимость воздерживаться от бесполезных разговоров).
ВОСПОЛНЕНИЕ ПРОПУЩЕННЫХ ДНЕЙ ПОСТА
1.33. Тому, кто должен восполнять пропущенные дни поста в Рамадан, желательно делать это последовательно и как можно раньше. Нельзя тому, кто имеет долги по посту, откладывать восполнение их до следующего Рамадана без уважительной причины. Тот, кто отложил восполнение до следующего Рамадана, помимо восполнения, должен отдать (N: бедным) по 0,51 литра еды за каждый пропущенный день поста. Тот, кто перенес восполнение на два Рамадана вперед, должен удвоить объем отданной бедным еды. И так далее: каждый год отсроченного восполнения поста увеличивает объем еды, отдаваемой в искупление, на 0,51 литр (О: Если же уважительная причина, позволяющая отсрочить восполнение поста, такая, как путешествие или болезнь, продолжает действовать, пусть даже долгие годы, искупление не требуется, однако восполнение требуется по-прежнему). Если верующий умирает, не восполнив дни поста, которые он имел возможность восполнить, то (N: его родственникам) нужно отдать неимущим по 0,51 литра еды (А: за каждый невосполненный день поста)). (О: Если после пропущенного поста минуло два Рамадана, то отдать нужно по 1,02 литра еды (n: в два раза больше) за каждый день (N: или член семьи может отдать 0,51 литра еды и поститься один день, (А: таким образом, член семьи может поститься за покойного за первый год невосполненного поста, однако не может поститься вместо выплаты 0,51 литра еды в качестве законного искупления за остальные годы невосполненного поста до наступления смерти. Но если кто-то умирает в то время, когда уважительная причина (n: для невосполнения) продолжает действовать, никакое искупление не требуется. Источник: http://www.darulfikr.ru | |
Просмотров: 8055 | | |
Всего комментариев: 0 | |