Главная » Статьи » Разное |
БРАТСТВО
С именем Аллаха
Сегодня особенно важно сохранение братства в наших рядах, умение сберечь любовь, взаимоуважение, взаимовыручку, взаимоподдержку. Дело единства мусульман – дело обязательное и без того. Но в наше время данный вопрос становится более серьёзным и актуальным. Когда мусульманин любит своего брата по вере – это очень богоугодный поступок. Наша любовь друг к другу вызывает любовь Всевышнего Аллаха к нам, а это великое достижение верующего – достигнуть любви Всевышнего Аллаха. Тот, кто постигает эту степень, постигает всё, обретает всё и в этом мире, и в вечной жизни. Тот, кто не достигнет любви Всевышнего Аллаха, тот ничего не достиг. А любовь Аллаха к каждому из нас зависит от нашей любви друг к другу, любви, которая основана на вере в Него. В хадисе, который приводит имам Малик от Му‘аз бин Джабаля (да будет доволен им Аллах) с достоверным иснадом (цепочка передатчиков), он говорит: سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول: يقول الله عز وجل: «Я слышал Посланника Аллаха (мир ему и благословение), когда он сказал: «Воистину Всевышний Аллах сказал: "وَجَبَتْ محبَّتي للمُتَحَابِّينَ فيَّ" «Моя любовь обязательна тем, кто возлюбил друг друга ради Меня», т. е. любовь Аллаха получат люди, полюбившие друг друга ради Него. "والمُتجالِسينَ فيَّ" «И тем, которые садятся рядом друг с другом ради Меня». "والمُتزاورينَ فيَّ" «И тем, которые посещают друг друга ради Меня». "والمتباذلينَ فيَّ" (أخرجه الإمام مالك) «И тем уверовавшим, тем мусульманам, которые жертвуют друг другу, дают друг другу ради Меня», – говорится в этом Священном хадисе. В другом риваяте (версии), который передаёт Ат-Тирмизи, есть следующее дополнение. Аллах говорит:
"المتحابُّون في جلالي لهم منابرُ من نُور" «Люди, которые полюбили друг друга ради Меня, будут находиться на ложах, на минбарах из лучей, из самой ценнейшей материи, которая создана Всевышним Аллахом, они будут находиться на них». "يغبِطهم النبيُّون والشهداءُ" (أخرجه الترمذي) «Им будут завидовать пророки и шахиды», – говорится в этом Священном хадисе. В том, что Умар бин Хаттаб передаёт от Абу Дауда, тот от Посланника Аллаха (мир ему и благословение), сказано, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: "إن من عباد الله لأناسًا ما هم بأنبياء ولا شهداء" «Среди рабов Аллаха есть люди, которые не относятся ни к пророкам, ни к шахидам, "يغبطهم الأنبياء والشهداء يوم القيامة بمكانهم من الله" но которым будут завидовать пророки и шахиды за их степень близости к Всевышнему Аллаху». قالوا: يا رسول الله تخبرنا من هم؟ Сподвижники попросили: «О Посланник Аллаха, ты не расскажешь нам, кто же они?» На что он ответил: "قوم تحابوا بروح الله على غير أرحام بينهم" «Это люди, полюбившие друг друга ради Аллаха, а не из-за родства, соединяющего их "ولا أموال يتعاطونها" и не из-за богатства, которое они передают друг другу. "فوالله إن وجوههم لنور وإنهم لعلى نور" И клянусь Аллахом, их лица – это лучи, и они будут на лучах. "لا يخافون إذا خاف الناس ولا يحزنون إذا حزن الناس" (رواه أبو داود) Они не будут бояться, опасаться, когда люди опасаются, боятся, и не будут печальны, когда люди будут печальными». И Посланник Аллаха (мир ему и благословение) после этого хадиса прочёл аят Священного Корана: ﴿أَلَا إِنَّ أَوْلِيَاءَ اللهِ لَا خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلَا هُمْ يَحْزَنُونَ﴾ [سورة يونس: الآية 62] «Воистину любимцы Аллаха не будут испытывать страха и не будут опечалены», – говорит Аллах. Обратите внимание на следующее. От чего зависит близость человека к Всевышнему Аллаху, Его отношение к тебе? Это очень важно. Не от многочисленных поклонений, постов, молитв и т. д., а от твоей любви ради Всевышнего Аллаха к другому своему брату. Этот Священный хадис является основой любви, которая рождается между верующими, основой их взаимоотношений. Ещё раз повторяю, Аллах в Священном хадисе говорит: «Эти люди, которым завидуют и пророки, и шахиды, будут находиться на особых ложах, потому что они полюбили своего брата по вере, своего брата ради Всевышнего Аллаха».
К сожалению, так называемая «дружба» многих из нас в основном строится на двух основах: родстве или материальном интересе – так как с этим человеком выгодно дружить. Но речь в хадисе идёт именно о братстве, о любви твоей к другому брату ради Всевышнего Аллаха. Вы, наверное, замечали какие-то проявления этой любви в своей душе. Когда мы видим богобоязненного человека, покорного Всевышнему Аллаху, видим его благие деяния, его благой нрав, что мы испытываем к нему? Дружба на основе чувств, когда душа испытывает трепет перед таким человеком, радуется приближению к нему, – это признак твоего имана, той любви, о которой сказано в этих хадисах. Мумин (истинно уверовавший) руководствуется в своей любви к другому только верой во Всевышнего Аллаха и любовью к Нему. И на основе веры и любви у него появляется любовь к своему брату по вере. Есть другой хадис Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Имам Бухари и Муслим приводят в своих Сахихах от Анаса, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:
"لا يؤمن أحدكم حتى يحب لأخيه ما يحب لنفسه" (رواه البخاري ومسلم) «Не будет уверовавшим тот из вас, кто не будет желать своему брату того, чего желает себе». Учёные-хадисоведы единогласны в мнении, что не существует другого хадиса, настолько широко охватывающего все стороны человеческой жизни. Они говорят: إن هذا الحديث من أشمل الأحاديث الشريفة «Этот хадис является наиболее универсальным хадисом Посланника Аллаха (мир ему и благословение), ему удивляются даже неверующие». Они восхищаются этим изречением, которое регулирует все вопросы отношений между людьми. Например, сегодня многие заняты торговлей. И если продавцы и покупатели будут руководствоваться этим хадисом, исчезнут все проблемы, ссоры, споры, которые возникают при торговых взаимоотношениях. В другой версии (риваят) есть дополнение к вышеупомянутому хадису: "وحتى يبغض له ما يبغض لنفسه" «И до тех пор, пока уверовавший не будет не желать другому своему брату того, чего не желает себе». Если руководствоваться этим хадисом, ложь исчезнет. Как можно лгать, если не любишь, чтобы тебе лгали. Мошенничество, обман, вероломство и т. д., все виды ущемления, все формы унижения другого мусульманина, таким образом, исчезнут. Наш иман не может быть полноценным до тех пор, пока мы не станем руководствоваться данным хадисом Пророка (мир ему и благословение). Ибо Посланник Аллаха (мир ему и благословение) в его начале говорит: "لا يؤمن أحدكم" «Не будет уверовавшим тот из вас, кто…» Многочисленные хадисы Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорят, что вероломство, ложь и т. д. – это признаки нифака (лицемерия), страшной болезни, от которой никто из нас не застрахован, если не будет следить за своим поведением, за своим отношением к другому своему брату. В человеке же, который не руководствуется этим хадисом, как правило, присутствует лицемерие. Поэтому чаще вспоминайте его, старайтесь следовать ему во всех взаимоотношениях, во всех случаях жизни: на работе, дома, на отдыхе, когда отправляешься куда-то. Ещё раз повторю: всегда следуйте этому хадису: «Никто из вас действительно не уверует до тех пор, пока не будет желать своему брату того, чего желает себе, и не будет не желать ему того, чего не желал бы себе».
Аллах в Священном Коране говорит: ﴿إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ إِخْوَةٌ﴾ [سورة الحجرات: الآية 10] «Воистину, уверовавшие в Аллаха – братья». То есть, если есть иман, обязательно возникает братство, если же нет братства, значит, проблема в имане, проблема в вере во Всевышнего Аллаха, и это явный признак присутствия лицемерия в наших сердцах. Быть братьями – это основа, обязанность и долг каждого из нас. Но всё-таки бывает, когда шайтан добивается своей цели и ему удаётся кого-либо из нас направить против другого – кровопролитием, грубыми словами, вероломством и т. д., в результате чего возникает ссора между двумя уверовавшими братьями. В этом случае Аллах говорит:
﴿فَأَصْلِحُوا بَيْنَ أَخَوَيْكُمْ﴾ [سورة الحجرات: الآية 10] «Тогда же вы мирите этих двух братьев». Это веление, это приказ. Что надо делать, когда замечаем неприязнь, вражду между двумя муминами? Мы обязаны сделать всё возможное для улучшения их отношений. Чтобы они сменили – злобу на симпатию, ненависть на любовь друг к другу. Такую задачу должен поставить каждый, кто имеет отношение к этим людям. К сожалению, не всегда так бывает. Нередко мы видим: вместо того, чтобы примирить этих людей, подливают масла в огонь, чем способствуют ещё большей их вражде, становясь тем самым не сторонником Всевышнего Аллаха, а пособником шайтана. И это независимо от того, кто враждует: два человека, два рода, две группы, две общины. Любой человек, который своими словами, действиями принимает участие лишь в усилении их вражды, – явный сторонник, пособник шайтана, и его легко отличить. Как бы вы ни были злы, как бы ваши души ни были переполнены неприязнью, но если к вам подходит мумин и призывает остепениться, призывает вас к примирению, знайте, что этот человек пришёл от Всевышнего Аллаха. А тот, кто к вам приходит, чтобы передать чужие слова, как бы вам ни нравились его рассказы, будьте уверены, это пособник шайтана, даже если он ваш родственник или друг. В момент, когда он вас толкает против другого, он сторонник шайтана. Люди же, которые призывают к примирению, – сторонники Всевышнего Аллаха, они отзываются на зов Всевышнего Аллаха, и вы старайтесь внять их призыву, как бы вам ни было тяжело.
И в завершение этого аята Аллах говорит: ﴿وَاتَّقُوا اللهَ لَعَلَّكُمْ تُرْحَمُونَ﴾ [سورة الحجرات: الآية 10] «Бойтесь Аллаха – и к вам будет милосерден Всевышний Аллах». Аллах также говорит в Священном Коране: ﴿وَلَا تَنَازَعُوا فَتَفْشَلُوا وَتَذْهَبَ رِيحُكُمْ﴾ [سورة الأنفال: الآية 46] «Не спорьте друг с другом – вы ослабите и потеряете свою силу». Что ослабляет, делает нас бессильными сегодня? Это споры – по поводу имущества, по вопросам религии и по любым другим. Они делают нас слабее. Поэтому Аллах говорит: «Не спорьте друг с другом – вы потерпите поражение и потеряете свою силу». Месяц Рамазан – это наилучшая возможность укрепления нашего братства. Встречаясь друг с другом, посещая единоверцев, сидя за одним столом для ифтара (разговения), мы укрепляем его. В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение), который приводит имам Ат-Тирмизи от Абу Хурайры, сказано:
"من عاد مريضًا أو زار أخًا في الله، ناداه منادٍ:" «К тому, кто проведает больного или же посетит (зиярат) брата по вере, обратитсяОбращающийся с небес:
"إن طبت وطاب ممشاك وتبوأت من الجنة منزلًا" (رواه الترمذي) "Ты совершил благое деяние, твои шаги благие и ты приготовил себе место в раю”, – так отзываются с небес о человеке, ради Всевышнего Аллаха посетившего своего брата. Также от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) приводится следующий хадис. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит: "إن رجلًا زار أخًا له في قرية أخرى" «Какой-то мужчина посетил своего брата в другом селе. "فأرصد الله على مدرجته ملكًا، فلما أتى عليه قال: أين تريد؟ قال: أريد أخًا لي في هذي القرية" И Всевышний Аллах отправил ангела на путь этого мумина». Встретив человека, он спросил: «Куда ты идёшь?» – «Я отправляюсь к своему брату в это село». Ангел задал ещё один вопрос:
"هل لك عليه نعمة تربها؟" «Ожидаешь ли ты от него каких-либо мирских благ?» На что тот ответил: "لا، غير أني أحببته في الله" «Нет, я иду к нему потому, что люблю его ради Всевышнего Аллаха». Вслед за этим ангел сказал: "فإني رسول الله إليك بأن الله قد أحبك كما أحببته في" (رواه مسلم) «Я послан Всевышним Аллахом к тебе чтобы сообщить: воистину Всевышний Аллах возлюбил тебя подобно тому, как ты возлюбил ради Меня своего брата». Какая это высокая степень, представляете! Этот случай произошёл для того, чтобы стать примером каждому из нас до самого Судного дня. Не забывайте, что этот ангел поджидает любого из нас, если мы будем посещать и любить друг друга ради Всевышнего Аллаха. Нет ни малейшего сомнения в этом. Давайте же, дорогие братья, будем укреплять своё братство. Достаточно увидеться, посидеть вместе, выпить чаю. Эти встречи несут в себе огромную силу, объединяют нас. Поэтому не закрывайтесь в своих жилищах. Да поможет нам в этом Аллах.
| |
Просмотров: 3281 | | |
Всего комментариев: 0 | |