Главная » Статьи » Разное |
Светлое время суток следует разделить на три части: Первая часть – период от рассвета до восхода солнца. В Коране и хадисах неоднократно упоминается о целесообразности, важности и ценности поклонения Аллаху именно в этот период. Поэтому, проснувшись, следует сразу же начинать день с поминания Всевышнего, произнося специальную молитву, которую читают после пробуждения. Затем одеваемся, читая опять-таки соответствующую мольбу. Следует иметь намерение прикрыть тело для того, чтобы поклоняться Аллаху и сохранить его от холода и жары. Затем, при необходимости следует отправиться в туалет, читая соответствующие молитвы и соблюдая этические нормы посещения отхожего места. Далее следует тщательно совершить омовение, соблюдая обязательные и желательные нормы омовения и читая соответствующие молитвы. Затем, до утреннего намаза следует совершить двухракаатный сунна-намаз и читать соответствующую мольбу, после этого отправиться в мечеть, чтобы совершить обязательный утренний намаз. Входя в мечеть и выходя из нее, следует соблюсти все этические нормы входа и выхода из мечети и прочитать соответствующие молитвы. Настоятельным требованием является совершение утреннего намаза в мечети, так как совершение утреннего намаза коллективно, с джамаатом, ценится больше, чем всенощное богослужение. Нельзя бесполезно тратить время в мечети. До обязательного утреннего намаза следует читать молитвы, Коран, благословлять Пророка (мир ему и благословение), поминать Аллаха. Затем, в состоянии трепета и страха перед Аллахом, следует благочестиво и аккуратно совершить обязательный утренний намаз и после него, прочитав соответствующие азкары, т. е. славословия и поминания Аллаха, прочитать суру «Ясин», выполнить задание муршида (вирд). В хадисе говорится, что поминать и прославлять Всевышнего Аллаха до восхода солнца, оставаясь после совершения утреннего намаза на этом же месте, ценнее, чем освобождение четырех рабов, и такому человеку обязательно достанется Рай (Абу Я‘ла). Очень порицаемо в это время спать или вести речь о житейских проблемах. Абдуль-Ваххаб аш-Ша‘арани (да будет доволен им Аллах!) пишет: «Время от рассвета до восхода солнца – это период, когда Всевышний Аллах раздаёт Свои тайные и явные блага, а тот, кто спит в это время, подобен человеку, добровольно отказавшемуся от благ и милости Аллаха и отвернувшемуся от Всевышнего». Для тех, кто выполняет задания (вирды) духовного наставника, самое лучшее время – это период после утреннего намаза до восхода солнца и после предвечернего намаза до захода солнца. Хасан (да будет доволен им Аллах!) передал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Всевышний Аллах говорит: «О, сын Адама, поминай Меня после утреннего намаза и после предвечернего намаза по часу, и Я сделаю так, чтобы ты был доволен между двумя этими периодами». Вторая часть – период после восхода солнца до призыва к обеденному намазу. В это время следует совершить два действия: двухракаатный желательный (сунна) намаз-ишрак, когда солнце поднимется над горизонтом на семь локтей; до обеда следует совершить сунна-намаз зуха. Зуха-намаз совершается в два ракаата, в четыре, в шесть или в восемь ракаатов. Желательно совершить восьмиракаатный намаз. Самое лучшее время для намаза-зуха – середина между восходом солнца и полуднем, т. е. с 8 до 10 часов. Рекомендуется поспать до полудня час, так как это является сунной и рекомендуется даже тому, кто ночью не встает для молитв и поклонения. Аш-Ша‘арани пишет, что час сна перед полуднем заменяет несколько часов сна ночью. Затем, необходимо проснуться до призыва к полуденному намазу и тщательно совершить омовение. После призыва на полуденный намаз следует совершить четырехракаатный сунна-намаз. В хадисе говорится: «В это время раскрываются врата небес, и я люблю, чтобы мои благие деяния в это время поднимались на небеса» (Ат-Тирмизи). Затем необходимо полноценно выполнить полуденный обязательный намаз, после прочитать соответствующие азкары, молитвы, поминания Аллаха и совершить четырехракаатный сунна-намаз (ратибат). Это то, что следует делать всем от восхода солнца до призыва на предвечернюю молитву. Совершение более вышеперечисленного зависит от каждого человека, от крепости его веры и старания. В зависимости от этого люди условно подразделяются на шесть типов: Первый тип – абид (поклоняющийся) – человек, которого не беспокоит ничего, кроме служения и поклонения Аллаху. Он может находиться в разных состояниях: большая часть времени им отводится на совершение намазов, чтение Корана или поминание Аллаха, молитвы. Тому, кто не достиг духовного совершенства, лучше всего выполнять задание (вирд) своего муршида. Конечно, человеку трудно всё время заниматься одним и тем же видом поклонения, поэтому для него лучше читать Коран, совершать намазы,поминать Аллаха, читать мольбы, благословлять Пророка (мир ему и благословение), восхвалять Аллаха, исполнять задание шейха (вирд) в определённое время. Переход из одного вида поклонения к другому отводит скуку и увеличивает удовольствие, которое человек получает от искреннего поклонения Аллаху. Если человек временами отдыхает с целью оживления богослужения, ведёт дозволенную беседу, принимает дозволенную пищу, отходит ко сну – всё это записывается как поклонение Всевышнему Аллаху. Высоко ценятся периодические развлечения с семьёй и детьми, не находясь в постоянном поклонении. Лучше ограничивать количество типов поклонений. Например: наши предки-мусульмане в день совершали от 300 до тысячи ракаатов намаза и благословляли Пророка (мир ему и благословение) по десять тысяч раз, другие же в течение дня читали полностью Коран. Главное – искренность и поклонение ради Аллаха. Следует выяснить, какой тип богослужения имеет более позитивное воздействие, действует на сердце. Именно этим и стоит больше заниматься. ‘Абиду также лучше посещать зияраты (священные места), навещать больных, участвовать в похоронной процессии, а также заниматься полезными для мусульман делами. Всё это ценится очень высоко. Второй тип – ученые-алимы. Это люди, которые, овладев научными знаниями, обучают других исламским наукам, преподают в вузах, в медресе, ведут пропаганду, призывают к Исламу, пишут полезные научно-популярные книги, принося людям огромную пользу. Такому человеку после совершения обязательных намазов и сунна-намазов лучше тратить большую часть времени на распространение полезных научных знаний. Полезными считаются науки, призывающие людей подготовиться к вечной жизни, показывающие бесполезность и ничтожность этого бренного мира, прививающие любовь к Аллаху, напоминающие о Его милостях, призывающие размышлять над чудесными созданиями Всевышнего, позволяющие прозреть и понять недостатки своего эго и характера, призывающие к искреннему и всё увеличивающемуся поклонению Господу. Даже крупному алиму следует использовать время от рассвета до восхода солнца на поклонение Аллаху, на выполнение заданий муршида, на поминание Аллаха и мольбы к Нему. После восхода солнца до наступления жары следует преподавать науки, а после наступления жаркого времени до предвечернего намаза работать над написанием научных книг и сбором научных данных. После предвечернего намаза до вечерней зари ученикам, другим мусульманам следует слушать чтение Корана, работать над преподаванием тафсира и других полезных наук. После вечерней зари до вечерней молитвы следует поминать Аллаха, выполнять задание муршида (вирд), произносить истигфару (произношение формулы раскаяния «Астагфируллах»), благословлять Пророка (мир ему и благословение), а для этого лучше использовать ночное время. Имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах!) разделял ночь на три периода: один период для поклонения (ибадата) Аллаху, второй – для занятия наукой, а третий – для сна. Трудность или легкость соблюдения такого разделения, конечно, зависит от зимне-летнего изменения времени года, укорачивания и удлинения дня и ночи. Третий тип – мутаалимы, т. е. ученики, студенты, которые изучают исламские науки. Изучение наук и увлечение ими ценится больше, чем сунна-намазы и азкары, т. е. поминания Аллаха и благословение Пророка (мир ему и благословение). Работа учащегося ценится так же, как и работа учёного, преподавателя. Учитель преподаёт, а студент воспринимает и изучает науку. Не только для тех, кто учится ради глубокого изучения науки, но и для обычного человека пойти к учёному или участвовать в научных маджлисах считается ценнее желательного (сунна) поклонения. Среди обычных людей могут быть и такие, которые при совершении намаза пропускают что-то важное, столп или условие намаза. Если один раз, присутствуя на научном маджлисе, в обществе учёного, человек может понять свою ошибку, то он на всю оставшуюся жизнь исправит свой намаз и будет совершать его правильно. Не зря же говорится, что лучше усердие в изучении науки в течение одного часа, чем 60-летнее поклонение. Очень много написано о важности и ценности научного маджлиса и участия в нём. Кааб аль-Ахбар (да будет доволен им Аллах!) сказал: «Если бы люди знали ценность маджлиса, собрания ученых, они бы дрались за участие в нём, служащий ушел бы с поста, властелины покинули бы свои троны, торговцы бросили бы свои рынки, лишь бы посетить собрания алимов». Но, конечно же, нельзя, часто посещая собрания алимов, полностью отказаться от поминания Аллаха, чтения Корана, благословления Пророка (мир ему и благословение)и других видов поклонения. Те, которые, отбросив всё, занимаются наукой, тоже могут пострадать от гордыни души, болезни, от которой вылечиться трудно, поэтому следует часто поминать Аллаха и исполнять задания муршида. Четвертый тип – это люди работающие, ремесленники, служащие, торговцы, т. е. люди, которые должны кормить свою семью и заботиться о ней. Человек, который обязан содержать семью, не имеет права тратить время на желательное поклонение и изучение рекомендуемых наук. Для такого человека основной функцией и поклонением является поиск честных средств для содержания семьи. Но во время работы или торговли не следует забывать поминать Аллаха; следует совершать зикр (формула единобожия, раскаяния, восхваления Всевышнего и т. п.), размышлять о созданиях Творца, читать Коран, благословлять Пророка (мир ему и благословение), выполнять задания муршида, стараться поклоняться Создателю и повышать свой уровень исламских знаний. Даже, если по специфике работы человек не может совершать сунна-намазы, он может поминать Всевышнего Аллаха, восхвалять Его. Время, за исключением периода затраченного в поисках пропитания и необходимых жизненных благ, человек должен тратить на поклонение Аллаху. Но, если человек может приобрести блага и богатства больше, чем необходимо для своей семьи и детей, и раздать бедным и сиротам во имя довольства Всевышнего Аллаха или помочь в строительстве мечетей и медресе, то это ценится больше, чем желательное поклонение. Ведь от этого получит пользу не только дающий, но и другие люди. Вдобавок, он получит пользу от молитв мусульман и величайшую благодать, увеличится вознаграждение от Всевышнего Аллаха в обоих мирах. Знания и владение профессией, без которых в современном обществе мусульманину не обойтись, также является для них коллективной обязанностью – фарз аль-кифая. Человеку, занятому работой с чистым намерением, с намерением принести людям пользу, соответственно, запишется большое вознаграждение. Пятый тип – главы сел, городов, районов, областей, стран или руководители организаций, учреждений, предприятий, обществ, фирмы и т. п. Если человек, занимающий одну из вышеуказанных должностей, с искренним намерением в соответствии с нормами Шариата решает проблемы людей и наводит порядок – это ценнее, чем желательное поклонение, поминание и восхваление Всевышнего. Всё свободное от дел время он тоже обязан посвятить поминанию Аллаха и чтению Корана, совершению намазов. Много следует поклоняться в ночное время. Этому следовал Умар-асхаб (да будет доволен им Аллах!). Он говорил: «Я не пойму своё отношение ко сну: если я сплю днём, то я наношу вред мусульманам, если я сплю ночью, то наношу вред себе». Из вышесказанного следует, что два деяния ценнее желательного поклонения – это изучение наук и совершение полезных для мусульман деяний. Последние считаются самостоятельными поклонениями и приносят пользу другим, поэтому они ценнее обычного желательного поклонения, так как пользу от них получают и другие. Шестой тип – человек, личность которого растворена в глубокой и безудержной любви к Аллаху, погрузившийся в единобожие, который осознает, что всё хорошее и плохое исходит от Всевышнего. Он больше всего после совершения обязательных намазов и ратибатов (сунна-намазы, совершаемые до или после фарз-намазов) любит связать своё сердце с Аллахом и раствориться в поминании и любви к Нему. Во всём, что связано с сердцем или с тем, что он видит и слышит, он находит назидание и поучение, поклонение и приближение ко Всевышнему Аллаху. Это очень высокая степень, которая достигается только от частого и постоянного поминания Его, при этом очищая своё сердце и приучая к этому свою душу (нафс). Третья часть – период после предвечерней молитвы до вечерней молитвы. В этот период следует совершить ратибаты, а затем, соблюдая все условия и обязательные составные части намаза, надлежащим образом совершить предвечерний обязательный намаз. Совершив намаз так же, как и после утреннего намаза, лучше читать Коран, поминать Аллаха (зикр), восхвалять Его, читать мольбы, благословлять Пророка (мир ему и благословение), исполнять задания шейха (вирды) и т. п. Самое ценное время – период после вечерней зари до полного захода солнца. В этот период лучше раскаяться, произнося «астагъфируллагь», прочесть суры из Корана, начинающиеся со слов «Ва-шшамси ва-ззухIагьа», «Ва-ллайли иза ягъша», обе «Куль агIузу» и другие. После утренних и предвечерних намазов, если есть время, желательно читать следующие поминания и восхваления Аллаху, за что он получит большое вознаграждение от Всевышнего: 1. «Ля илягьа илляллагьу вахIдагьу…» (до конца). 2. «СубхIаналлагьи валь-хIамду лиллягьи ва ля илягьа илляллагьу валлагьу акбар». 3. «СуббухIун къуддус раббуль-маляикати ва-ррухI». 4. «СубхIаналлагьи ва бихIамдигьи субхIаналлагьиль-гIазым». 5. «Астагъфируллагьа-ллязи ля илягьа илля гьуваль-хIаййаль-къаййума ва атубу илайгьи». 6. «Аллагьумма ля манигIа лима агIтIайта ва ля мугIтIийа лима манагIта ва ля янфагIу заль-джадди минкаль-джадду». 7. «Ля илягьа илляллагьуль-маликуль-хIакъкъуль-мубин». 8. «Бисмиллягьи-ллязи ля язурру магIасмигьи шайъун филь-арзи ва ля фи-ссамаи ва гьува-ссамигIуль-гIалим». 9. «Аллагьумма салли гIаля МухIаммадин гIабдика ва набиййика ва расулика-ннабиййиль-уммиййи ва гIаля алигьи ва сахIбигьи ва саллим». 10. «АгIузу биллягьи-ссамигIиль-гIалими мина-щщайтIани-рраджим, рабби агIузу бика мин гьамазати-щщаятIин ва агIузу бика рабби ан яхIзурун». Об огромной ценности этих поминаний и восхвалений говорится в хадисах Пророка (мир ему и благословение). Одного великого праведного человека по имени Ибрахим ат-Тайми пророк Хизри (мир ему) научил этому заданию (вирд): 1. Чтение суры «Аль-Фатиха» – 7 раз; 2. Cуры «Аль-Ихляс» – 7 раз; 3. Суры «Аль-Фалак» и «Ан-Нас» – по 7 раз; 4. «Аль-Кафируна» («Къуль я аййюгьаль-кафируна…») – 7 раз; 5. Аят «Аль-Курси» («Аллагьу ля илягьа илля гьува…»– 7 раз; 6. «СубхIаналлагьи валь-хIамду лиллягьи ва ля илягьа илляллагьу валлагьу акбар» – 7 раз; Источник: http://islamdag.ru/verouchenie/12518 | |
Просмотров: 2475 | | |
Всего комментариев: 0 | |