Главная » Статьи » Разное |
Истинная этика, которая объединяет скрытый смысл и внешний смысл, проявляющийся в словах и поступках, связана с пониманием человеком истинности «Тавхида»
Поистине, Всевышний, пожелав показать величие нашего Господина Мухаммада (мир ему и благословение) , из всех великих достоинств Пророка (мир ему и благословение) упомянул в Коране его нрав. Всевышний сказал (смысл): «И поистине, ты – обладатель великого нрава» (сура «аль-Калям», аят 4).
Частица «’аля», используемая в аяте, даёт смысл «над» – нахождения над чем-либо. Всевышний не сказал «фи хулюкъин», напротив, Он сказал «ты над благими нравами». Нрав Пророка (мир ему и благословение) превыше любого нрава.
Связь величия с нравом показывает нам, что самым приближающим нас к Всевышнему после единобожия является прекрасный нрав, т. е. после степени «Тавхида» следует благой нрав. Человек возвышается в единобожии благодаря проявлению благого нрава. Таким был нрав нашего Господина (мир ему и благословение) . Его нрав проявлялся в его общении со сподвижниками, даже с неверующими и даже с врагами нашего Господина (мир ему и благословение) , которые причиняли ему боль и печаль. Это мы видим и по истории с иудеем, который одолжил Пророку (мир ему и благословение) деньги и пришёл к нему на два дня раньше установленного срока. Он кричал в лицо Пророка (мир ему и благословение) в присутствии сподвижников: «О Мухаммад, выплати долг, верни мои деньги! Вы – племя Абд аль-Мутталиба – люди, оттягивающие выплату!» Он обвинил Пророка (мир ему и благословение) и его семью, весь его род. Умара охватил гнев, и он, выхватив меч, попросил дозволения отрубить иудею голову за причинённые оскорбления. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «О Умар, успокойся. Я и он нуждаемся в другом. Почему ты не попросишь его соблюдать этику, а меня – выплатить долг? Разве не это велит тебе твой Господь?»
Вот в чём сущность пророческой этики. Поведение Пророка (мир ему и благословение) повлияло на иудея, и он принял Ислам. Этика – ключ ко всем достоинствам, которые приближают к Всевышнему. Ключ – в получении довольства Всевышнего, в получении помощи Всевышнего. Это ключ для пробуждения уммы, ключ для преодоления пути к Всевышнему. Всё это связано с этикой.
И если мы поразмыслим, то поймём, что секретом изгнания Иблиса (да сохранит нас Аллах от этого) было нарушение им этики (адаба). Иблис (да сохранит нас Всевышний от его зла) не был изгнан по причине, связанной с грехом, таким как убийство или воровство. Проявление неэтичности стало причиной его изгнания. Он возгордился, проявил самодовольство и зависть к Адаму и не подчинился повелению Всевышнего, отказавшись преклонить голову перед первым человеком. В результате он был изгнан, так как нарушил этику по отношению к Всевышнему.
Итак, то, что нас наиболее возвышает перед Всевышним, связано с этикой. И самое опасное, что нас может привести к отдалению от Всевышнего, тоже связано с этикой. Это одна из тайн Всевышнего.
Эта мудрость Аллаха сводится к тому, что скрытый адаб, который проявляется словами или поступками, является доказательством искренности служения Творцу. Когда человек осознаёт сущность «Тавхида» (единобожия), когда его сердце оживится божественным светом искренности, освидетельствованием Всевышнего, осознанием, что Всевышний смотрит на него, человек начинает вести себя с пониманием, что он находится под взором Всевышнего. А кто чувствует это – как же он будет себя вести?
Истинная этика, которая объединяет скрытый смысл и внешний смысл, проявляющийся в словах и поступках, связана с пониманием человека истинности «Тавхида». И поэтому говорят: «Кто улучшил свою этику и нрав, тот улучшил свой тасаввуф».
Сердцевина Сунны
Суфии придают изучению шариатских наук первостепенное значение. Ведь без них нет прохождения пути суфиев и самого пути. Суфии уделяют особое внимание пророческой Сунне.
А как научиться этике?
Вопрос: как научиться этике? Есть много разновидностей этики. Есть общая этика, и недостойно для мусульманина не придерживаться её. В получении этой этики не нужен шейх, обучающий ей. Это общая этика, основополагающая для всех мусульман.
Шейхи добродушны к людям, принимают людей у себя дома, оказывая всем уважение, как это делал Пророк (мир ему и благословение) , принимая людей и оказывая им почёт, не пренебрегая бедными, не унижая их или не желая получить мирское.
Поучительный случай
Приведём историю одного духовного наставника. Однажды, когда он садился в машину, к нему подошёл один из учеников, открыл дверь, поцеловал руку шейха, немного поговорил с ним и закрыл дверь. Прежде чем тронулась машина, он вернулся, шейх спустил стекло и поговорил с ним ещё несколько минут. Когда человек удалился, машина тронулась. Шейх попросил остановиться и обратился к сидящему в машине: «Али». Тот ответил: «Да, мой учитель». Шейх сказал: «Этот человек прищемил мой палец». Прищемил палец в первый же раз, потом вернулся, но шейх не показал вида. Ученик вышел из машины, открыл дверь; палец кровоточил. Он спросил: «О шейх! Почему вы не сказали нам сразу, а промолчали, хотя он вернулся и поговорил с вами?» Шейх ответил: «Я не хотел, чтобы он узнал, что придавил мой палец дверью, и переживал об этом».
Материал: Источник: http://assalam.ru/content/story/3483 | |
Просмотров: 1673 | | |
Всего комментариев: 0 | |