Главная » Статьи » Разное

Этикет



     Истинная этика, которая объединяет скрытый смысл и внешний смысл, проявляющийся в словах и поступках, связана с пониманием человеком истинности «Тавхида»
Хвала Всевышнему, мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его семейству, сподвижникам и всем, кто последовал за ними!

 

     Поистине, Всевышний, пожелав показать величие нашего Господина Мухаммада (мир ему и благословение) , из всех великих достоинств Пророка (мир ему и благословение) упомянул в Коране его нрав. Всевышний сказал (смысл): «И поистине, ты – обладатель великого нрава» (сура «аль-Калям», аят 4).

 

Частица «’аля», используемая в аяте, даёт смысл «над» – нахождения над чем-либо. Всевышний не сказал «фи хулюкъин», напротив, Он сказал «ты над благими нравами». Нрав Пророка (мир ему и благословение) превыше любого нрава.

 

 

     Связь величия с нравом показывает нам, что самым приближающим нас к Всевышнему после единобожия является прекрасный нрав, т. е. после степени «Тавхида» следует благой нрав. Человек возвышается в единобожии благодаря проявлению благого нрава. Таким был нрав нашего Господина (мир ему и благословение) . Его нрав проявлялся в его общении со сподвижниками, даже с неверующими и даже с врагами нашего Господина (мир ему и благословение) , которые причиняли ему боль и печаль. Это мы видим и по истории с иудеем, который одолжил Пророку (мир ему и благословение) деньги и пришёл к нему на два дня раньше установленного срока. Он кричал в лицо Пророка (мир ему и благословение) в присутствии сподвижников: «О Мухаммад, выплати долг, верни мои деньги! Вы – племя Абд аль-Мутталиба – люди, оттягивающие выплату!» Он обвинил Пророка (мир ему и благословение) и его семью, весь его род. Умара охватил гнев, и он, выхватив меч, попросил дозволения отрубить иудею голову за причинённые оскорбления. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «О Умар, успокойся. Я и он нуждаемся в другом. Почему ты не попросишь его соблюдать этику, а меня – выплатить долг? Разве не это велит тебе твой Господь?»

 

     Вот в чём сущность пророческой этики. Поведение Пророка (мир ему и благословение) повлияло на иудея, и он принял Ислам. Этика – ключ ко всем достоинствам, которые приближают к Всевышнему. Ключ – в получении довольства Всевышнего, в получении помощи Всевышнего. Это ключ для пробуждения уммы, ключ для преодоления пути к Всевышнему. Всё это связано с этикой.

 

     И если мы поразмыслим, то поймём, что секретом изгнания Иблиса (да сохранит нас Аллах от этого) было нарушение им этики (адаба). Иблис (да сохранит нас Всевышний от его зла) не был изгнан по причине, связанной с грехом, таким как убийство или воровство. Проявление неэтичности стало причиной его изгнания. Он возгордился, проявил самодовольство и зависть к Адаму и не подчинился повелению Всевышнего, отказавшись преклонить голову перед первым человеком. В результате он был изгнан, так как нарушил этику по отношению к Всевышнему.

 

     Итак, то, что нас наиболее возвышает перед Всевышним, связано с этикой. И самое опасное, что нас может привести к отдалению от Всевышнего, тоже связано с этикой. Это одна из тайн Всевышнего.

 

     Эта мудрость Аллаха сводится к тому, что скрытый адаб, который проявляется словами или поступками, является доказательством искренности служения Творцу. Когда человек осознаёт сущность «Тавхида» (единобожия), когда его сердце оживится божественным светом искренности, освидетельствованием Всевышнего, осознанием, что Всевышний смотрит на него, человек начинает вести себя с пониманием, что он находится под взором Всевышнего. А кто чувствует это – как же он будет себя вести?

 

     Истинная этика, которая объединяет скрытый смысл и внешний смысл, проявляющийся в словах и поступках, связана с пониманием человека истинности «Тавхида». И поэтому говорят: «Кто улучшил свою этику и нрав, тот улучшил свой тасаввуф».

 

 

Сердцевина Сунны

 

     Суфии придают изучению шариатских наук первостепенное значение. Ведь без них нет прохождения пути суфиев и самого пути. Суфии уделяют особое внимание пророческой Сунне. 
     Затем мы находим, что основой в получении пользы от шариатских наук и основой следования Сунне, сердцевиной Сунны, является связь перечисленного с ихлясом (искренностью), основанным на осознании взора Всевышнего. Без присутствия искренности знания и деяния не принесут пользы; ни изучение наук, ни джихад не принесут пользы. Поэтому праведники говорят, что все деяния равны нулю, намаз – ноль, закят – ноль, джихад – ноль, пост – ноль, пока рядом не поставить цифру. Этой цифрой является ихляс. И как бы много ни было нулей, пока перед ними не поставить цифру – нет им цены. А как только впереди окажется цифра, каждый раз, когда прибавляется ноль, увеличивается и цена.
     Достоинством адаба, который проявляется в поведении и используется для приближения ко Всевышнему, является то, что он отяжеляет чашу благих деяний и служит причиной увеличения знаний.

 

 

А как научиться этике?

 

     Вопрос: как научиться этике? Есть много разновидностей этики. Есть общая этика, и недостойно для мусульманина не придерживаться её. В получении этой этики не нужен шейх, обучающий ей. Это общая этика, основополагающая для всех мусульман.
     Достижение особой степени адаба, степени приближённых, невозможно без шейха, способного воспитывать и вести по пути приближения. Этот шейх обучался у другого шейха, который воспитал его, как произошло и с предыдущим шейхом… И так можно подняться по цепочке преемственности и воспитания до сподвижников, которые окружали Пророка (мир ему и благословение) и были воспитаны им. Пророк (мир ему и благословение) воспитал сподвижников и членов семьи, они воспитали табиинов, табиины обучили своих последователей, и так по цепочке дошло до шейхов, которые объединили знания Шариата деяниями, соответствующими знаниям, возвеличиванием Сунны, твёрдым убеждением и адабом. В этом содержится такая сила, что человек чувствует сущность адаба от взгляда на шейха, прежде чем услышит его. Поэтому говорят: «Если тебе не приносит пользу взор, не принесёт пользу и речь». 
Когда ты видишь поступь шейха по земле, то чувствуешь, как воспринимаешь воспитание, от одного взгляда на его поступь. Аллах в Коране сказал (смысл): «Рабы Милостивого – это те, которые ступают по земле смиренно» (сура «аль-Фуркан», аят 63). 
Даже походка имеет значение в воспитании. Это особенность воспитания – её ты воспринимаешь от шейха, который воспитывает и ведёт по этому пути. Шейх, который не мстит за себя, не гневается ради своей плоти, прощает, добром отвечает на зло, он великодушен и терпелив. Он скрывает ошибки людей, пытаясь изменить их, не выдавая их ошибок; он отрешён от мирского – в том смысле, что освободил от мирского сердце, а не руки.

 

     Шейхи добродушны к людям, принимают людей у себя дома, оказывая всем уважение, как это делал Пророк (мир ему и благословение) , принимая людей и оказывая им почёт, не пренебрегая бедными, не унижая их или не желая получить мирское. 
Все тонкости невозможно извлечь из книг или из проповедей, они приобретаются практикой, соблюдением этики.

 

 

Поучительный случай

 

     Приведём историю одного духовного наставника. Однажды, когда он садился в машину, к нему подошёл один из учеников, открыл дверь, поцеловал руку шейха, немного поговорил с ним и закрыл дверь. Прежде чем тронулась машина, он вернулся, шейх спустил стекло и поговорил с ним ещё несколько минут. Когда человек удалился, машина тронулась. Шейх попросил остановиться и обратился к сидящему в машине: «Али». Тот ответил: «Да, мой учитель». Шейх сказал: «Этот человек прищемил мой палец». Прищемил палец в первый же раз, потом вернулся, но шейх не показал вида. Ученик вышел из машины, открыл дверь; палец кровоточил. Он спросил: «О шейх! Почему вы не сказали нам сразу, а промолчали, хотя он вернулся и поговорил с вами?» Шейх ответил: «Я не хотел, чтобы он узнал, что придавил мой палец дверью, и переживал об этом». 
     Вот суть! Прочитав тысячи книг, невозможно овладеть этикой, не увидев её соблюдения от шейха, который ведёт тебя по этому пути.

 

Материал: 
Мухаммад-Ариф Абдулаев



Источник: http://assalam.ru/content/story/3483
Категория: Разное | Добавил: Администратор (19.12.2012)
Просмотров: 832 | Теги: что такое этикет, этикет, ислам, исламский этикет, отношение к этике | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]