Главная » Статьи » Разное

Грехи языка

Грехи языка


Не разглашайте греховных деяний других людей, чтобы ваши собственные грехи оставались тайными. Прощайте других, чтобы быть прощенными!  Не обвиняйте других в совершении злодеяний, или то же самое может произойти с вами.

 

 

     Хвала Всевышнему Аллаху, Который создал человека в совершенстве, наделив его руками, ногами, глазами, ушами. И выделил его среди прочих своих созданий, украсив его знаниями, благодаря которым он может выразить свои мысли и отделить дозволенное от запретного. Он влил в сердце человека сокровищницу знаний и сделал его совершенным; наделил языком, посредством которого человек открывает то, что прячут его сердце и разум. Человек воздает хвалу Аллаху  за то, что Тот наделил его всеми благами. И лучшим из благ является вера во Всевышнего Аллаха, Которому нет равных, и в Пророка Мухаммада мир Ему и благословение – Его раба и Посланника.

Поистине, язык является наибольшим из благ Аллаха. Он мал по своей величине, но велик в нанесении вреда и боли. Ведь невозможно отличить веру от неверия иначе, как посредством языка. В нем предел послушания или ослушания. Поистине все сущее: сам Создатель или Его творения, мысли, знания, чувства, прекрасное или ужасное, – все предстает таким, как описывает язык. Но язык наш может нести истину или лукавить. И такой особенностью не обладает ни одна часть тела. Глаза всего лишь различают цвета и формы, уши слышат только звуки. А для языка нет предела. И если не следить за языком, то завлечет человека шайтан в свои ущелья и приведет его к вечной гибели. Огненная краска заливает лицо человека за слова, произнесенные его языком. И уберечься от вреда, приносимого несдержанным языком, сможет лишь тот, кто обуздал его уздечкой шариата, то есть следование ему. Во власти человека позволить языку не говорить ни о чем, кроме того, что принесет ему пользу в миру и в Ахирате, и убережет его от всего, что может принести ему вред в обоих мирах. Граница между познанием того, что следует восхвалять или порицать, очень тонкая и скрытая, поэтому бывает весьма трудно, так как язык является самым непослушным органом человека и самым сильным оружием шайтана, посредством которого он заманивает людей в свои сети.

С помощью Аллаха, постараюсь подробно описать основные беды, связанные с языком, и привести причины и способы избавления от них.

 

 

Разъяснение об опасности языка и преимуществе молчания

 

     Знай, опасность, которую несет несдержанный язык, велика. И нет иного спасения от нее кроме молчания. Поэтому молчание восхваляется Исламом и к нему побуждают хадисы Пророка мир Ему и благословение, в одном из которых говорится: "Тот, кто будет молчать, спасется". То есть тот, кто воздержится от пустых, ненужных, дурных разговоров, спасется от наказания в Судный день (Тирмизи). Также в хадисе говорится, что "Молчание – это мудрость. Но мало кто ее соблюдает" (Аль-Байхаки).

     Анас ибн Малик передает слова Пророка мир Ему и благословение: "Не усовершенствуется вера человека, пока не усовершенствуется его сердце; и не усовершенствуется его сердце, пока не усовершенствуется его язык; и не войдет человек в Рай, пока не убережется сосед от его вреда" (Ибн Аби-Дунья). Передают, что Ибн Мас'уд, находясь на холме Сафа, говорил: "О язык, говори только хорошее, не будешь несчастным; не говори плохого, и не будешь сожалеть". Его спросили: "О Абу Абдурахман! Говоришь ли ты это от себя, или повторяешь то, что слышал?" "Нет, не от себя. Я слышал как Посланник Аллаха мир Ему и благословение говорил, что большинство ошибок сыновей Адама связаны с его языком" (Ат-Табарани, Аль-Байхаки). Передают со слов ибн Умара да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха мир Ему и благословение, говорил: "Всевышний покрывает недостатки того, кто сдерживает свой язык, и не наказывает того, кто сдерживает свой гнев, и принимает жалобы того, кто к Нему обращается" (Ибн Аби-Дунья).

В хадисе говорится: "Послушайте, я расскажу вам самый простой и легкий вид богослужения – это молчание и хороший нрав" (Ибн Аби-Дунья). В хадисе говорится: "Тот, кто верит в Аллаха и в Судный день пусть говорит только доброе или молчит" (Аль-Бухари, Муслим). Пророк Сулейман мир Ему сказал: "Если слово серебро, то молчание – золото". Когда один из бедуинов спросил Пророка: "Расскажи мне, как попасть в рай". Пророк мир Ему и благословение сказал: "Накорми голодного, напои жаждущего, стремись к добру и избегай зла; а если не можешь, то сдерживай свой язык от всех слов, кроме добрых" (Ибн Аби-Дунья). В хадисе говорится: "Если вы увидите муъмина, хранящего молчание, окажите ему уважение, сблизтесь с ним; поистине, он изрекает мудрость". В другом хадисе говорится: "Поистине, язык муъмина позади его сердца; когда он хочет что-либо сказать, вначале обдумает. А язык лицемера впереди его сердца; когда желает что-либо сказать, то не обдумывает это сердцем" (Ибн Аби-Дунья). Также в хадисе говорится: "Тот, кто много говорит, часто ошибается; у того, кто часто ошибается, возрастают грехи; а тот, у кого много грехов, обречен на огонь" (Аль-Байхаки). В преданиях говорится, что Хасан аль-Басри сказал: "Не совершенна вера того, кто не сдерживает свой язык". Праведный халиф Абу Бакр да будет доволен им Аллах клал камешки в рот, уберегая себя от разговоров и, указывая на язык, говорил: он причина всех моих бед. Ибн Тавус сказал: "Язык мой – зверь; если я распущу его, он сожрет меня".

     Зададимся вопросом, почему же так возвеличивается молчание? Знай, это оттого, что болтливому человеку часто свойственно ошибаться. Несдержанный на язык обманывает, хвастается, лицемерит, говорит непристойные слова, спорит, превозносит свое я, скандалит, искажает действительность и т. д.

      Многочисленные беды исходят от языка. А побуждает человека к этому шайтан. И тот, кто излишне многословен, не может удержать свой язык и часто, не задумываясь, говорит что попало. Потому и возвеличено молчание, так как в молчании есть рассуждение, проявление уважения, освобождение мыслей для размышления и поминания Аллаха , а также сохранение себя от лишних разговоров в миру и принесение отчета в Ахирате. Ведь Всевышний Аллах в Коране говорит:

 

"Не может человек обронить ни единого слова, кроме того, что записано ангелами, приставленными к нему" (Смысл. Сура "Каф", аят 18). Поистине, речь человека делится на четыре части. Одна часть – это речь, в которой только вред; вторая – это речь, в которой только польза; третья – это речь, в которой нет ни пользы, ни вреда; четвертая – это та, в которой есть и польза, и вред. И тот, кто познал последствия бед, исходящих от языка, поймет истину, произнесенную Пророком мир Ему и благословение: "Тот, кто будет молчать, спасется".

 

 

Стоит ли говорить о том, что не приносит пользу?

 

      Знай, для человека самое лучше – уберечь язык от всего, что мы упомянули выше, и говорить лишь о том, что дозволено и не приносит вреда ни тебе, ни брату по вере. Но зачастую человек неизбежно вступает в пустой разговор, тратит свое драгоценное время, не говоря о том, что в Судный день ему придется нести ответ за последствия деяний его языка. Так происходит подмена лучшего и полезного на ненужное и вредное. Если бы время, потраченное на пустой разговор, человек использовал на размышление о величии знамений Всевышнего, на него снизошли бы милости Аллаха. Если бы человек вместо пустой болтовни поминал бы Аллаха, то приобрел бы намного больше пользы, ведь каждое поминание Аллаха  в миру созидает ему по крепости в Ахирате. В хадисе Пророка мир Ему и благословение говорится: "Красота Ислама учит человека отвергать (оставлять) то, от чего нет для него пользы" (имам Ахмад, Тирмизи). Пророк мир Ему и благословение сказал: "Поистине, кто первым войдет в эту дверь, является человеком Рая". Первым открыл дверь, на которую указал Пророк мир Ему и благословение, и вошел Абдула ибн Салам. Тогда к нему поспешили сподвижники Пророка мир Ему и благословение и спросили его: "Расскажи нам о своих деяниях, на которые ты более всего уповаешь". Абдула ответил: "Возможно, я не слишком набожный, но я отвергаю то, от чего мне нет пользы". Передают слова Абу Зарра, что Пророк мир Ему и благословениесказал ему: "Хочешь, я научу тебя деянию легкому в исполнении, но весомому перед Аллахом?" Абдулла ибн Салам сказал: "Да, хочу, о Посланник Аллаха". "Это молчание, хороший нрав и отрицание того, от чего нет пользы", – сказал ему Пророк мир Ему и благословение (Ибн Аби-Дунья).

      Добавим о вреде пустых, не приносящих пользы разговоров, Атта ибн Рабаха говорил: "Те, кто был до вас (имея в виду сподвижников), остерегались лишних, ненужных разговоров и считали, что не стоит говорить ни о чем, кроме Корана и хадисов Пророка eмир Ему и благословение или о том, как отличить хорошее от плохого, или наконец о необходимом, связанном с твоей жизнью. Все остальное является бесполезным".

Об участии в бесполезных и суетных разговорах

 

      Это разговоры о грешных делах. Например, о распутстве, о похищениях женщин, о застольях со спиртным, о роскоши богатых, о ловкости лицемеров, о жестокости и несправедливости правителей, об их греховных похождениях и т. д. Поистине, говорить о вышеперечисленном является запретным. Но большинство людей, вступая в подобные разговоры, получают от них удовольствие и не задумываются о том, что разговоры эти не только бесполезны, но и запретны. Ограничить поток пустых, напрасных, бесполезных разговоров невозможно, и лучшее средство уберечься от них, – говорить только о том, что является важным и приносит пользу для веры и для жизни. В хадисе Пророка мир Ему и благословение говорится: "Поистине, если человек говорит что-нибудь лишь затем, чтоб рассмешить сидящего рядом, он тем самым ввергает себя на семьдесят лет в огонь Ада" (Тирмизи).

В Коране сказано:

 

"Не садитесь рядом с ними (имеются в виду кяфиры и те, кто насмехается над знамениями Корана), пока они не сменят тему разговора. Если вы сядете рядом, вы будете подобны им в грехе. Поистине, Аллах соберет всех лицемеров и кяфиров в Аду". (Смысл. Сура "ан-Ниса", аят 140).

Какой бы умной ни казалась вам ваша речь, вы не можете отрицать, что есть два ангела справа и слева, записывающие все, что вы говорите. И не посрамитесь ли вы, когда в Судный день откроют книги ваших деяний, и в них перевесит то, что не принесло вам пользы ни в миру, ни в Ахирате. В Коране говорится:

 

"Нет пользы в большинстве ваших разговоров, кроме тех, где (вы) говорите о подаянии милостыни или совершении благого поступка, или о том, как наладить добрые отношения между людьми. Тот, кто этим ограничит свои разговоры, вызывает благоволение Аллаха, и велико будет Наше воздаяние ему". (Смысл. Сура "ан-Ниса", аят 114).

Пророк мир Ему и благословение сказал: "Счастье тому, кто воздержится от излишеств своей речи и отдаст из излишеств своего имущества" (Аль-Байхаки). Ибрахим ан-Нахаи говорил: "Людей ввергают в гибель две вещи: излишество в имуществе и в разговоре".

Под этот запрет попадает также желание вести разговоры о нововведениях (если только вы не призываете остерегаться их). Не следует заводить речь о недействительных мазхабах. Никогда в разговорах о том, что произошло между сподвижниками, не опускайтесь до упреков или обвинений. Все эти и подобные разговоры являются неправильными, бесполезными, порождающими заблуждения, и участие в них является запретным.

 

 

Споры и пререкания

 

       Ислам запрещает вести споры и пререкания поскольку суть спора в том, чтобы противоречить собеседнику, пытаться уличить его в ошибках, выискивать недостатки в рассуждениях, придавать его словам смысл, которого тот не имел в виду, и приписывать ему слова, которых он не произносил.

Причины же, побуждающие к спору, происходят от желания продемонстрировать свои знания и свое превосходство; и наоборот, выставить напоказ недостатки и слабости собеседника. Обе эти причины являются тайным пороком нафса.

Одним из распространенных видов спора является хусумат. Это спор о том, что та или иная вещь по праву должна принадлежать тебе; или желание во что бы то ни стало отстоять свои права. Но, по сути, этот спор сводится к тому, чтобы любым способом разозлить, сломить противника. И если ты сможешь потом получив то, что принадлежит тебе по праву, с легкостью выбросить это, то это самый осуждаемый из споров. Призывая верующих оставить споры, Пророк мир Ему и благословение сказал: "Тому, кто решит оставить спор, будучи правым, построят дом на самом высоком месте в Раю; а тому, кто оставит спор, будучи неправым, построят дом в окрестностях Рая" (Ибн Абу-Дунья). Также в хадисе говорится: "Не собьется с пути истины народ до тех пор, пока не начнет спорить" (Тирмизи).

      В другом хадисе говорится: "Не достигнет раб Божий совершенства в вере, пока не оставит споры, даже если он будет прав" (Ибн Аби-Дунья). Малик ибн Анас сказал: "Нет в этих спорах ничего от веры. Спор ожесточает сердце и вызывает ненависть". Праведный халиф Умар да будет доволен им Аллах сказал: "Не стоит приобретать знания ради трех вещей: чтобы использовать их в спорах, чтобы гордиться ими и выставлять их напоказ. Но также не оставляйте стремление к знаниям из-за трех вещей: из-за того, что стыдитесь искать их, что пренебрегаете ими или отдаете предпочтение невежеству перед знанием".

Но если тот, с кем поступают несправедливо, вступает в спор, соблюдая рамки шариата, законным образом, без излишнего упорства, без ненужных преувеличений, и использует слова по мере необходимости и без намерения унизить или опорочить соперника, то такой спор запретным не является. Но все же и его желательно оставить, если можно найти какой-либо иной выход.

Пререкания порицаются еще и потому, что ссора вызывает неумеренный гнев. Между спорящими остается одна только ненависть, причем такая, что впредь каждый из них будет радоваться беде, несчастью другого, и огорчаться, если у того будет все хорошо. Спорящий не способен сдержать свой язык; и необдуманно бросает слова, затрагивающие честь другого. Тот, кто первым начинает ссору или спор, нарушает запреты. И самое малое, что получит он в наказание, это утрата контроля над своими мыслями, так что даже во время намаза его мысли будут заняты этим спором. Споры возникают изначально оттого, что кто-то пытается утвердить свою справедливость, другой же начинает в ответ противоречить ему. Пророк Мухаммад мир Ему и благословение сказал: "Тот, кто будет спорить, не разобравшись на чьей стороне истина, пребудет под гневом Аллаха, пока не оставит спор" (Ибн Аби Дунья). Абу Джафар сказал: "Остерегайтесь ссор, они сокрушают религию". Еще он говорил, что набожный человек никогда не станет ссориться.

      Ты можешь спросить: как же человеку добиться того, что по праву принадлежит ему, как сможет он обличить притеснение с чьей-либо стороны по отношению к нему, если нельзя спорить, требовать, доказывать? Знай, что порицания заслуживает тот, кто вступает в спор без знаний; или тот, кто оспаривает обман не по закону; или, наконец, тот, кто спорит по закону, но требует больше, чем ему положено, или намеренно вызывает вражду, нетерпимость, старается опорочить другого в их споре. Это касается и того, кто использует грубые и унизительные слова по отношению к противнику, слова, которые не служат доказательством правоты и выявлением истины. Ссора – это начало всех бед и всего дурного, и не следует открывать эту дверь, разве что по крайней необходимости. А если такая необходимость и возникнет, следует сдерживать свой язык и сердце от несправедливости и слепого упорства.

 

 

О ругательствах, оскорблениях, произнесении непристойных, неприличных слов, углублении в разговоры и сквернословие

 

В хадисе Пророка мир Ему и благословение говорится: "Поистине, непристойность и непристойные высказывания не имеют никакого отношения к Исламу; и поистине, лучшие из людей – те, кто соблюдает Ислам, они лучшие в своих нравах" (Табарани). Если ты спросишь, что же такое непристойность, то знай: это выражение того, что считается безобразным, мерзким явными, понятными словами. Большинство из этих слов связано с супружеской близостью и со всем, что находится рядом. Поистине, люди безнравные часто используют в своей речи непристойные слова, от которых сторонятся добропорядочные люди. Они, даже если приходится что-то сказать, говорят лишь намеками. Ведь сам Всевышний, говоря о супружеской близости, выражался иносказательно, используя слова "прикосновение" или "проникновение" и т. д. Есть и другие выражения, например, "справил нужду" вместо грубых непристойных слов и т. д. Обо всех подобных действиях, скрытых от посторонних взглядов, желательно высказываться намеками или словами, передающими их смысл. Прямо же говорить об этом непристойно.

Пророк мир Ему и благословение сказал: "Остерегайтесь непристойностей, поистине Всевышний Аллах не любит непристойности и непристойных высказываний". В хадисе Пророка мир Ему и благословение говорится: "Верующий человек не упрекает, не проклинает, не оскорбляет, не сквернословит".

Также Пророк мир Ему и благословение сказал: "Поистине, самые ненавистные мне и самые далекие от Меня – это многословные лжезнатоки и болтуны" (Аль-Байхаки).

К этому относится чрезмерное любопытство по отношению к ненужным предметам.

Пророк мир Ему и благословение запретил своим сподвижникам ругать и оскорблять неверных мушрикинов, убитых в битве при Бадр, сказав: "Не оскорбляйте их (то есть убитых), поистине, до них не дойдет ничего из ваших высказываний, но вы навредите живым. Подумайте, поистине сквернословие низко" (Ибн Аби Дунья). В хадисе говорится: "Сквернословие и разглашение тайного – это два луча из лучей неверия" (Абу Умамат). Причины, побуждающие к произнесению непристойностей, кроются в желании навредить; или в дурной привычке, происходящей от общения с аморальными, развратными людьми, людьми порочными и низкими. В хадисе говорится: "Оскорбление муъмина является грехом (фиск), убийство муъмина является неверием (куфр)" (Бухари, Муслим).

Также в хадисе сказано: "Одним из самых больших грехов является оскорбление родителей". У Пророка мир Ему и благословение спросили: "О Посланник Аллаха, как человек может оскорбить своих родителей?" Пророк мир Ему и благословение ответил: "Когда один оскорбляет отца другого, то другой начинает оскорблять его отца" (Ахмад, Табарани). Мы оскорбляем своих родителей, когда становимся причиной их оскорбления.

 

 

О проклятиях

 

Проклятия в Исламе, будь они направлены на животное или на неодушевленный предмет, или на человека, являются особо порицаемыми. Само слово "проклятие" означает "пожелание отдаления и лишения милости Аллаха". А это недопустимо по отношению к любому, кроме тех, кто своими грехами сам лишил себя милости Аллаха. Эти грехи: куфр – неверие и зульм – притеснение. Но и тогда, когда мы произносим, как принято, да будут прокляты неверные или притеснители, то и в этом случае неизвестно, проклят этот человек или нет, так как в действительности никому не дано знать об этом, кроме Всевышнего Аллаха и Его Посланника мир Ему и благословение.

Пророк Мухаммад мир Ему и благословение сказал: "Муъмином не является проклинающий" (Тирмизи). Также: "Не проклинайте друг друга проклятием Аллаха, или Его гневом, или же Адом". Сподвижник Пророка мир Ему и благословение Хузайфат да будет доволен им Аллах сказал: "Никогда не проклинал один народ другой, чтобы не понести за это наказание". Пророк  мир Ему и благословение еще сказал: "Поистине проклинающие в Судный день не предстают заступниками или шахидами" (Абу Дардаъ).

Как-то раз один человек ехал рядом с Пророком мир Ему и благословение верхом на верблюде и, разозлившись, проклял верблюда. Пророк мир Ему и благословение сказал ему: "О, раб Аллах, ты не должен идти рядом с нами на проклятом верблюде".

       Три свойства человека ведут его к проклятию: 1) неверие – куфр; 2) страсть к нововведениям – бид'а; 3) разврат – фиск.

Для первого и третьего существует общая форма проклятия, например, да будут прокляты неверные, развратники и грешники. Что касается людей второй категории, то нет в шариате особо используемых слов для их проклятия; и лучше воздержаться от проклятий, так как это приводит к разногласиям, спорам, раздорам между людьми. Рассказывают, что Нуайман злоупотреблял спиртным (хамр), за что его много раз наказывали перед Посланником Аллаха. И один из сподвижников как-то сказал: "Проклятие Аллаха на него. Сколько он может пить?". Пророк мир Ему и благословение возразил ему: "Не помогай шайтану перед братом твоим по вере". В другой версии этого хадиса говорится: "Не говори так, потому что поистине он любит Аллаха и Его Посланника". Этот хадис указывает на то, что не разрешается проклинать грешника, определенно указав на него. Лучше сказать в общем, потому что в целенаправленном проклятии кого-либо таится большая опасность. Не следует проклинать конкретного человека, кроме тех людей, проклятие которых установлено шариатом, как, например, Фараон или Абу Джахль, поскольку они умерли в неверии. А что касается проклятия определенного человека, то в наше время это очень опасно, так как всегда существует возможность того, что он примет Ислам.

Ты можешь сказать: "Его проклинают за то, что он в настоящее время находится в неверии". Муслиму же мы желаем: "Да смилуется над ним Аллах", так как он в настоящее время муслим. Но знай, слова "Да смилуется над ним Аллах" означают: да укрепит его Аллах  мир Ему и благословениев Исламе послушанием, которое и является причиной снисхождения милости Аллаха . Однако невозможно сказать: "да укрепит Аллах кафира в неверии", что, по сути, и равносильно проклятию. Поистине, это есть прошение куфра. Если и можем мы что-то сказать, то только так: да будет он проклят, если умрет в неверии. Отдаляйтесь от проклятий и помните, что не нужно опасаться воздержания, даже от проклятия Иблиса.

Что касается проклятия умерших, запрет на него еще более строг.

Масрук рассказывает: "Однажды я зашел к матери правоверных Айше да будет доволен ей Аллах. Она спросила, что случилось с таким-то человеком, будь он проклят. Я сказал: "Он умер". Тогда она сказала: "Да смилуется над ним Аллах". Я спросил: "Как же так, почему сначала ты прокляла его, а узнав, что он умер, попросила милости для него?" Она поведала, что Посланник Аллаха  сказал: "Не поносите умерших, поистине, их довели до того, что уготовано им". В другом хадисе говорится: "…Когда умрет человек, поминайте его только хорошим". Все эти примеры мы приводим для того, чтобы стало понятно: люди зачастую допускают неосторожность в своих выражениях, легкомысленно проклинают друг друга. А муъмин не произносит проклятий и лучшим занятием для себя считает поминание Аллаха Iи, когда подступает гнев, помнит, что в молчании обретает спасение.

 

 

О шутках

 

    В основе своей шутка порицается и даже запрещается, разве что в самых малых количествах, в виде исключения. В хадисе Пророка  мир Ему и благословение говорится: "Не спорь со своим братом по вере и не шути". Предположим, ты скажешь, что в спорах содержится вред, так как в них заключено ложное обвинение брата или друга, или же признание его незнающим, невеждой; а в шутках, наоборот, содержится доброта, благожелательность, открытость и чистота сердца, то почему же запрещается шутить? Знай, что не шутки запрещены, а их чрезмерность, желание шутить постоянно. Непрестанные шутки запрещены из-за того, что они занимают тебя игрой, забавой. Забава же сама по себе дозволена, запрещено постоянствовать в ней. Что же касается шуток, неумеренность в них вызывает частый смех, а частый смех умерщвляет сердце и вызывает скрытую злобу, а порой и ненависть.

Пророк мир Ему и благословение сказал: "Поистине, даже когда я шучу, я говорю только правду". Но обыкновенный человек, когда начинает шутить, не думает о правде; его целью бывает лишь одно – рассмешить собеседников. Праведный халиф Умар да будет доволен им Аллах сказал: "К тому, кто часто смеется, уменьшается уважение, а к тому, кто много шутит, относятся с пренебрежением. Человека узнают по тем поступкам, которые он часто совершает. И тот, кто много говорит, часто ошибается, у того, кто часто ошибается, уменьшается стыдливость, а у того, в ком уменьшается стыдливость, уменьшается набожность. А у того, в ком уменьшается набожность, умирает сердце". Непрерывный смех также указывает на то, что человек забывает об Ахирате.

В хадисе Пророка мир Ему и благословение сказано: "Если бы вы знали то, что знаю я, вы бы много плакали и мало смеялись" (Бухари, Муслим). Смех порицается за то, что человек углубляется в него; но если это будет просто улыбка, когда не произносятся слова, то это похвально. Ведь так смеялся сам Посланник Аллаха . Говорят, что у каждой вещи есть семена, семенами же вражды становится шутка. Если вы сможете шутить так, как делал это Пророк мир Ему и благословение, который, даже шутя, говорил только истину, не вредя сердцу другого, если сможете не шутить чрезмерно, а лишь в редких случаях, тогда нет в этом вреда.

 

 

О насмешках и издевательствах

 

Ислам запрещает насмешки и издевательства, ибо это наносит вред,

Всевышний Аллах в Коране говорит:

 

    "О вы, которые уверовали! Пусть никто из мужчин не издевается над другим; потому что тот, над кем вы смеетесь, может оказаться лучше вас перед Аллахом. И пусть никто из женщин ваших не издевается над другой женщиной. Может быть, та, над которой они глумятся, лучше их перед Аллахом. И не порочьте друг друга злословием, и не называйте друг друга унизительными, злыми прозвищами…" (Смысл. Сура "аль-Хужурат", аят 11). Слова, содержащие насмешку и издевательство, содержат упрек в недостатках или пороках, даже если это выражается не открыто, а лишь в форме намека. Насмешки над людьми относятся к числу больших грехов.

Пророк Мухаммад мир Ему и благословение сказал: "Поистине, перед людьми, издевающимися над другими, откроют врата Рая и скажут одному из них: иди сюда; и когда он подойдет со своей тревогой и печалью, закроют их перед ним. Потом откроют другие врата и позовут: спеши сюда; но когда он снова подойдет со своею печалью и тревогой, вновь закроют их перед ним. И будут так делать всякий раз, до тех пор пока человек не откажется идти к открытым вратам, куда его вновь позовут словами: иди сюда" (Ибн Аби Дунья).

Также в хадисе сказано: "Тот, кто упрекнет брата по вере в грехе, в котором тот раскается, не умрет, пока сам не совершит подобный грех". Издевательствами или насмешками мы унижаем другого. Насмешки и издевательства могут быть над чужими словами, когда кто-то ошибается; или над его поступками, если они неправильны; или же над почерком, ремеслом; или над внешним видом, формой лица, уродливостью, низкорослостью, или наоборот, слишком высоким ростом. И во всех этих случаях смех над этим запрещен шариатом.

 

 

О разглашении тайн

 

Разглашение тайн запрещено Исламом, так как этим мы наносим вред и пренебрегаем правами знакомых или друзей.

В хадисе Пророка мир Ему и благословение сказано: "Когда человек рассказывает что-либо, озираясь по сторонам, он доверяет тайну". Хасан аль Басри сказал: "Поистине, предательством является разглашение тайны своего брата по вере". В хадисе сказано: "Поистине, садятся двое рядом друг с другом с доверием, и не разрешается ни одному из них раскрывать то, что не понравится его другу". У одного уважаемого человека спросили: умеешь ли ты хранить тайну? Я являюсь гробом для этой тайны – ответил он. Еще говорят, что сердце глупца на его языке, а язык умного в его сердце; то есть не может глупец скрыть того, что у него в сердце, и выдаст все, сам того не замечая. По этой причине желательно отдалятся от глупцов и воздерживаться от дружбы с ними.

Одного человека спросили: "Как ты скрываешь тайны?" Он ответил: "Я скрываю тайну и скрываю то, что у меня есть какая-то тайна". Скрывать тайну, когда ты спокоен и доволен, может каждый обычный человек; но скрывать ее, когда ты в гневе, способен не каждый. Только тут обнаруживается, можно ли доверять человеку.

 

 


Категория: Разное | Добавил: Администратор (23.06.2011)
Просмотров: 4861 | Теги: клевета, шутки в исламе, ислам, грех, Сплетни, грехи языка, наказание, гибат, хула, Сунна | Рейтинг: 3.5/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]