Иман – это путь, который выбирают разумные, а куфру (неверие) – это путь, который выбирают неразумные. Му'мин (уверовавший) мыслит в согласии с разумом. Он знает, что то, чего нет, не может создать что-либо, знает, что все сущее создано Аллахом.
Всевышний Аллах в Коране говорит: "Разве [вы] сомневаетесь в Аллахе, Который из ничего создал небеса и земли?" (14/10).
Поэтому верующий, глядя на небеса и землю и на то, что в них, убеждается, что Аллах существует, ибо все, что есть на земле и небесах, а также сами небеса и земли свидетельствуют об этом. Кяфир отрицает существование Аллаха и без зазрения совести утверждает, что сущее возникло из ничего.
Приведем аналогию: из трех десятков букв составляются слова, из слов складываются предложения, из предложений – статьи, затем редактор выбирает их и составляет газету. Одни говорят, что без человека, который целенаправленно работает над этим, сама собой не составляется ни газета, ни статья, ни даже одно предложение. Другие же утверждают, что все это возможно и без такой целенаправленной, осознанной деятельности. Те, кто придерживается первого мнения, подобны верующим, а те, кто придерживается второго мнения, – неверующим. Поэтому все сущее, от элементарных частиц до небесных тел и галактик, подтверждает разумность верующего и невежество неверующего.
О том, что все сущее на земле и на небесах свидетельствует о существовании Аллаха , Всевышний в Коране говорит: "Поистине, в сотворении небес и земли много знамений для тех, кто уверовал" (45/3).
О неверующих, которые не видят доводы и доказательства, наличествующие на земле и на небесах, в Коране говорится : "Сколько же знамений, признаков и доказательств содержат в себе небеса и земли, мимо которых проходят они (кяфиры), отвернувшись от них" (12/105).
О кяфирах в Коране также говорится : "Сердца их не внемлют истине, глаза их не видят и уши их не слышат истину. Они подобны животным, они более заблудшие, чем животные" (7/179).
Разъясняя различие между верующими и неверующими, в Коране говорится, что верующие подобны живым людям, различающим свет, а неверующие – слепым во мраке, мертвецам.
ОТВЛЕЧЕННОСТЬ ОТ ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ
Об отвлеченности от вечной жизни неверующих, занятых созданием благ жизни бренной, в Коране говорится :"Они хорошо освоили явные стороны жизни бренной, тем не менее они весьма отвлечены от жизни вечной"(30/7).
И горе, и радость для верующего оборачиваются благом. В достоверном хадисе, приводимом имамом Муслимом, говорится: "Удивительно, поистине, для верующего все оборачивается благом: если его постигнет радость, если получит благо, то он воздает хвалу Аллаху, и это для него благо; если же его постигнет горе, несчастье – он терпеливо переносит, и это благо для него".
Для кяфира же и горе, и радость, постигшие его на этом свете, оборачиваются несчастьем. Если он обретет благо, богатство, то у него появляется гордость, он начинает притеснять других, следует страстям своим и совершает грехи. В конечном итоге, это благо оборачивается несчастьем для него. Если же кяфира постигнет горе на этом свете, то он не переносит его терпеливо. Это тоже оборачивается против него.
КТО КОМУ СЛУЖИТ
Верующий поклоняется, служит только одному Аллаху – своему Создателю, кяфир же поклоняется чему угодно, кроме Аллаха: природе и природным явлениям, идолам, правителям и руководителям, своим страстям и желаниям и т. д.
Один из великих земных правителей сказал известному суфию: "Я исполню любое твое желание, проси что хочешь". Суфий ответил: "Как же я попрошу что-то у тебя, когда ты являешься рабом моего раба?" Правитель сказал: "Как я могу быть рабом твоего раба, если я правитель и владею всем богатством?" Суфий ответил: "Ты являешься рабом нафса и страстей, я же властвую над нафсом и страстями".
О том, как провести жизнь, как вести себя, верующий узнает от Всемогущего, Всезнающего, Всевышнего Аллаха через Книгу, ниспосланную Им, и через Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха), а кяфир всему этому учится у такого же человека, как и сам, чьи ум и знания ограничены и слабы. Ведь как бы много человек не знал того, чего он не знает, несравненно больше того, что он знает. Поэтому законы и нормы жизни, придуманные людьми, постоянно меняются и противоречат друг другу.
В Священном Коране говорится : "Скажи: "Аллах наставляет на истинный путь. Кто более достоин, чтобы следовали ему: Аллах, который наставляет людей на истинный путь, или человек, неспособный следовать истинному пути, кроме как наставив его самого другим? Что с вами, как вы пришли к такому ошибочному решению?" (10/35).
Верующий знает, для чего Аллах его создал, как провести жизнь на этом свете и где он окажется в конце концов. Поэтому он следует пути, указанному Всевышним Аллахом, и это становится для него благом как на этом свете, так и на том свете.
Всевышний Аллах в Коране говорит : "Те, которые уверовали и делали то, что велено им делать и воздерживались от совершения того, что велено не делать, – для них радость и на этом свете, и на том" (10/63–64).
Кяфиры работают для того, чтобы есть, едят, чтобы работать. Они не различают дозволенное и запретное, не верят в существование того света, и для них главное – удовлетворение своих страстей и желаний на этом свете.
О них Всевышний Аллах в Коране говорит : "Те же, которые не уверовали, – они услаждаются желаниями мирскими, едят подобно животным, не думающим о будущем, и их конечное местопребывание – Ад" (47/12).
Кяфиры, которые провели жизнь горделиво, следуя страстям своим, в поисках мирских благ и не признавая Аллаха, подвергнутся суровым мучениям в День Суда. Об этом в Коране говорится : "Вы вкусили блага мирские и насладились желаниями мирскими, сегодня же вы будете наказаны унизительным мучением" (46/20).
МАСШТАБЫ ЛИЧНОСТИ
Масштабы личности у верующего и неверующего совершенно различные. Кяфир думает только о жизни на этом свете, о благах этого мира, об удовлетворении желаний и страстей этого мира. После смерти же его ожидают неописуемые вечные муки и страдания. А верующий думает прежде всего о вечной жизни на том свете, и после смерти его ожидают райские блага, коих не видели глаза, не слышали уши и не коснулись мысли человека на этом свете. Его ожидает безграничный почет и радость, вечное счастье.
Область знаний кяфира весьма ограничена, ибо его знания касаются только материального мира. Он отрицает даже саму возможность существования того, что он не в состоянии постичь. Верующий же знает, что материальный мир – это только малая часть реального мира, а реальный мир – это творение Всезнающего, Всемогущего Творца, и познания о Творце несравненно глубже и важнее познаний Его творений. То есть он знает, что кроме видимого мира существует еще иной мир, куда мы попадем после смерти, существует Рай с его неописуемыми благами, Ад с его мучениями, существуют также ангелы, джинны, семь небес, Арш, Курс. Он знает совершенные качества (сифаты) Всевышнего Аллаха, Его прекрасные имена. Обо всем этом верующий знает из книг, ниспосланных Всевышним Аллахом, и от Его посланников. Поэтому область познаний у верующего весьма широка, а знания глубоки.
ДЕЯНИЯ
Если кяфир, желая совершить зло, нанес вред другим, и имеет возможность сделать это тайно от других, то ничто не удерживает его от этого, ибо он не боится Аллаха , он не думает о том, что на том свете за каждое зло он понесет наказание по мере его тяжести.
Верующий же знает о том, что Всевышним Аллахом запрещено совершать зло, наносить какой-либо вред другим и что Аллах видит все, знает обо всем, он также знает, что за каждое зло, совершенное на этом свете, за притеснение других, за нанесенный другим вред он будет строго наказан на том свете. Поэтому в большинстве случаев он воздерживается от этого.
Конечно, среди верующих тоже встречаются люди, совершающие плохие поступки. Это из-за слабости их веры. Чем сильнее вера человека, тем меньше дурных поступков он совершает. Поэтому каждый мусульманин обязан придерживаться пути, укрепляющего веру. Таким путем является путь усовершенствования Ихсана. Этот путь называется также сулуком, тасаввуфом или тарикатом. Это путь очищения сердца (души) человека от пороков, болезней, путь укрепления Имана (веры) и совершенствования Ислама (следования религиозным предписаниям).
Некоторые люди, склонные к поверхностным рассуждениям и имеющие нифак в сердце, говорят, что, мол, хоть люди получили возможность свободно исповедовать Ислам, многие мусульмане совершают зло. Об Исламе, имеющем XIV-вековую историю, они судят исходя из событий нескольких лет последнего столетия, то есть исходя из состояния Ислама в Ахир-замане (во времена ближе к Концу Света). Ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) предсказал наступление такого времени и довольно подробно описал его признаки. Эти люди также не учитывают, что в большинстве случаев злые поступки со стороны мусульман провоцируют враги Ислама. По сути все плохие деяния, совершаемые мусульманами, являются результатом отступления от норм и ценностей Ислама, плодами антиисламской деятельности врагов Ислама среди мусульман.
Неверующий человек также не совершает благих деяний, если они не приносят ему какой-либо пользы: материальной, моральной, политической и т. д. Верующий же знает, что за помощь нуждающимся, за деяния, радующие людей, за все благие деяния, совершенные им, он получит многократное воздаяние на том свете, и Всевышний Аллах будет доволен им. Поэтому истинно верующий человек совершает благие деяния, невзирая на то, получит он от этого пользу от людей или нет. Конечно же, каждый мусульманин может совершать благие деяния бескорыстно или с корыстью в зависимости от крепости или слабости его Имана (веры). Поэтому каждый мусульманин нуждается в постоянном укреплении веры, в усовершенствовании Ихсана, то есть в тасаввуфе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дорогие братья, перечисленные блага веры – это капля в море по сравнению со всеми ее благами. Мы должны знать о великом благе, которым наделил нас Аллах, одарив Иманом, должны знать его ценность и высокочтимость, мы должны радоваться этому и воздать Всевышнему Аллаху хвалу за это.
Мирские блага, которыми Аллах наделил самого богатого и могущественного неверующего правителя, являются каплей в море по сравнению с Иманом, то есть благом, которым наделил Аллах самого бедного мусульманина. Поэтому каждый мусульманин должен знать, что благо в виде Имана, которым его наделил Аллах, намного больше материальных благ, которыми наделил Он некоторых неверующих, и ни в коем случае не должен завидовать мирским благам кяфира, тем более не должен стремиться получить их, теряя при этом истинные блага, которыми наделил его Аллах. Тем не менее находятся мусульмане, влюбленные в западные ценности, стремящиеся к блеску мирских благ и поверхностно взирающие на Ислам и его ценности.
Всевышний Аллах в Коране говорит : "Не простирай своих глаз на красоты, которыми Мы наделили разных кяфиров. Мы наделили их этим для испытания, дабы усилить их мучения" (20/131).
Еще в Священном Коране говорится : "Пусть не обольщает тебя жизнь кяфиров в городах, занимающихся торговлей – это всего лишь дарованное им на малое пользование, а потом местопребывание их – Ад, и это скверное место" (3/196–197).
Это означает: не занимайся поиском секретов природы, то есть не выявляй их пользы. Аллах наделил этой пользой всех – и верующих и неверующих.
Но мусульманин не должен стремиться к материальным благам кяфира, отвлекшись при этом и от Аллаха, и от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и от вечной жизни, не придавая значения Иману и Исламу. Это недостойно мусульманина. Иначе может случиться так, что ему не достанутся мирские блага, и он лишится вечных благ.
Поэтому мусульманин всегда должен быть занят тем, что приносит пользу ему и другим. Он должен направить все свои возможности на развитие Ислама, на укрепление Имана, на частое совершение поклонения, возложенного на него Аллахом, на совершенствование поклонения. Он не должен следовать ни одному примеру неверующих, который не согласуется с религией Всевышнего Аллаха.
Да сделает Аллах так, чтобы мы истину видели истиной, а ложь – ложью. Амин.