Главная » Статьи » Разное |
Молчание – золото! Человеку бывает достаточно и двух- трёх лет, чтобы научиться разгова- ривать, но для того, чтобы научить- ся молчать не хватает и всей жизни. Поистине, язык – это один из вели- чайших даров Всевышнего челове- ку, пусть маленький по форме, но с огромным значением. В хадисе, переданном от Абдуллаха ибн Умара , сообщается, что спасение человека находится в молчании. В чём же мудрость молчания? Почему так много мыслителей всех времён и народов выска- зывались о достоинстве молчания? Ответ на эти вопросы заключается в его всесто- ронней пользе для человека. Попытаем- ся раскрыть некоторые из аспектов этой пользы. Один из них в том, что молчание явля- ется лёгким средством приобретения Рая, доказательством чему служат следующие хадисы: «Кто поручается мне за сохран- ность от грехов языка и полового орга- на – того я поручаюсь обеспечить Раем» (Аль-Бухари). Однажды спросили у проро- ка Исы : «Укажи нам на деяние, благода- ря которому мы войдём в Рай!» На что он ответил: «Не разговаривайте никогда». Они сказали: «Мы не осилим этого». Тогда про- рок Иса сказал: «Говорите только о хоро- шем». Один бедуин попросил Пророка указать ему на деяние, благодаря которо- му он войдет в Рай, на что Посланник ответил: «Корми голодных, пои жажду- щих, повелевай совершать хорошее, осте- регай от плохого, а если не сможешь это- го – то тогда придержи свой язык от пло- хого» (Ибн Аби Аддунья). Спасение от ада. Другой, не менее важный аспект поль- зы в молчании – это спасение от ада, что подтверждается следующими хадиса- ми. Однажды спросили у Пророка , из-за чего, в основном, люди заслуживают ад? На что был ответ: «Из-за языка и полово- го органа». Мааз бин Джабль спросил Про- рока : «Разве будут наказывать нас за то, что мы говорим?» – на что был ответ: «А разве опрокидывают людей вниз головой в ад, кроме как из-за грехов, совершённы- ми их языками!?» (Ат-Тирмизи). «Кто много разговаривает – много ошибается, а кто много ошибается – много грешит, а кто много грешит – огонь ада бывает достой- ным его» (Аль-Байхаки). Также молчание – это богослужение без усталости. От пророка Исы пере- даётся: «Богослужение состоит из десяти частей, девять из них – в молчании и одна – в избегании людей». Из иных сторон пользы молчания – сохранность человека от многочисленных грехов языка. Таких, как ложь, хула, клеве- та, сплетни, показуха, лицемерие, непри- стойность, сомнение, самовосхваление, споры, любопытство, искажение, добавле- ние, и многое другое: «Кто сохранит себя от грехов живота, полового органа и язы- ка – сохранит себя ото всего плохого» (Абу Мансур). «Поистине, большинство ошибок сына Адама – от его языка!» (Аль-Байхаки). Также молчание – это признак мудро- сти, сохранение себя от зла людей на этом свете и от наказаний Творца на Том свете, победа над шайтаном, уважение без власти, отсутствие нужды просить проще- ние у кого-либо за сказанное, отдых для ангелов, записывающих плохие деяния, сокрытие Аллахом наших недостатков и ещё многое другое. Но, даже, зная все аспекты пользы и опасности языка, человеку трудно про- являть молчание. Почему же так трудно нам молчать? А всё потому, что в разговоре человек испытывает некую сладость, под- питываемую шайтаном, обсуждая одного, клевеща о другом, сплетничая о третьем. Хадисы и высказывания учёных о мол- чании: «Кто верит в Аллаха и в Судный день – пусть скажет хорошее или промолчит» – Хадис (Абу Хуруйра). «Если увидите верующего, часто хра- нящего молчание, то приближайтесь к нему – поистине, он изрекает мудрости» – Хадис (Ибн Маджах). «Люди бывают трёх категорий: богатый вознаграждением, сохранённый от грехов или же погибший. Что каса- ется богатого – то это часто поми- нающий Аллаха , сохранённый – это молчащий, а погибший – лжец» – Хадис (Ат-Табарани). Пророк Иса сказал: «Любая речь, не являющаяся поминанием Аллаха , явля- ется пустословием; любое молчание, которое не является размышлением – беспечность, и каждый взгляд, которым человек не получает назидание – развле- чением. Счастье тому, чья речь является поминанием Аллаха , молчание – раз- мышлением, а взгляд – назиданием!». Пророк Сулейман сказал: «Если речь считать серебром, то молчание – золо- том». Абубакр ас-Сидик ставил камушек в рот, чтобы сохранять себя от лишних раз- говоров. Абдуллах бин Масуд говорил: «Кля- нусь Аллахом ! Нет более заслужившего долгого заключения, чем язык». Ибн Тавус говорил: «Мой язык – хищ- ник: если я его отпущу на волю, он меня съест». Два лучших и худших куска мяса. Как-то собрались четыре короля: прави- тель Индии, Китая, Персии и Рима. Прави- тель Персии сказал: «Я пожалел о том, что говорил, но никогда не жалел о том, что не сказал». Правитель Китая сказал: «Не ска- зал я ни одного слова, кроме как оно овла- девало мною, а я им не владел. Но владею тем, что не сказал, а оно не владеет мною». Правитель Индии сказал: «Я удивляюсь на болтуна: если я верну ему его слово, то это навредит ему, а если нет – не принесёт пользу». Правитель Рима сказал: «Для меня легче отказаться от того, что не сказал, чем от того, что уже сказал». Однажды Лукмана аль-Хакима попро- сили заколоть барана и принести два самых хороших куска, и он принёс язык и сердце. Затем попросили принести два самых плохих куска, и он опять принёс язык и сердце. Когда его спросили, почему он в обоих случаях принёс… одни и те же части тела, он ответил, что нет в теле луч- ших кусков, чем эти части тела, когда они чисты и нет хуже них, когда они грязны. Передано от Суфьяна Саври: «Я бы пожелал, чтобы в меня выпустили стрелу из лука, чем стрелу из языка, так как стрела из языка не промазывает, а стрела из лука может промазать». Дорогие братья и сёстры! Прежде чем что-то сказать, задумайтесь над тем: какой из двух ангелов запишет эти слова? Обоб- щая сказанное, становится ясно, что тот, кто сдержит свой язык от того, что его не касается и от пустословия – тот сохранит себя от вреда людей и от шайтана. А тот, кто сохранил себя ото всего этого – спа- сётся от мук в Ахирате. Да поможет нам Всевышний сохранить свой язык ото всего запретного! Амин! Мухаммад Мусаев | |
Просмотров: 3462 | | |
Всего комментариев: 0 | |