Главная » Статьи » Разное

Ненависть к людям

 
 
Меня заставило написать это письмо то, что внутри меня появилась «опухоль», которая пожирает мой внутренний мир и буквально уничтожает меня изнутри...
Я родился в религиозной семье, с детства меня окружали религиозные люди, и я любил и люблю Ислам. Аллах мне даровал знания как религиозные, так и светские, хвала Аллаху. С детства у меня всё складывалось очень хорошо, в семье не было никаких проблем, жили в достатке. Позднее Аллах даровал мне возможность поехать в хадж в 14 лет. До поездки в хадж я был задиристым и очень любил шутить над другими, несмотря на то, что соблюдал каноны Ислама и понимал, что такое поведение недопустимо. После хаджа я изменился... стал намного спокойнее, исчезла задиристость, и я всячески старался уже соответствовать тому уровню, который должен быть у мусульманина, посетившего Мекку. Я стал более строг к себе, даже, можно сказать, стал фанатично соблюдать нормы Ислама. Однако поступление в университет плохо сказалось на мне. Я начал давать себе слабинку... исчезла и та фанатичность, которая проявлялась в религии. С недавних пор во мне начала проявляться сильнейшая агрессия и нелюбовь к моим знакомым, односельчанам... даже к моим друзьям... Я начал замечать их ошибки, постоянно обсуждать их... Не знаю, может, в меня чёрт вселился, – я как вижу некоторых, сразу в голове появляется мысли: «Вот такой-то ходит, прибедняется, другой играет роль праведника, третий притворяется честным…». Постоянно в голове крутятся мерзкие мнения насчёт моих братьев и сестёр мусульман, к большому сожалению... автоматически появляются негативные ассоциации в отношении людей: я начинаю думать, что все пытаются воспользоваться мною: друзья, родственники... Внезапно во мне появилась ненависть к людям... Не знаю, в чём дело, не знаю, как бороться с этим... Близкие мне люди говорят, что это гордость, что я стал гордым. Зная хадис о том, что человек, у которого есть гордыня размером с зёрнышко, не войдёт в Рай, я не могу нормально жить, я в отчаянии… Не знаю, как побороть гордость, хотя постоянно читаю дуа и прошу Аллаха убрать гордыню из моей души...
 
Ответ:
С точки зрения религии:
Ислам запрещает агрессию против других в любом виде и в любой степени. Запрещает настолько, что считает, что агрессия против одного члена общества равна агрессии против всего человечества. То, с чем столкнулись Вы, – это порок в сердце, который нужно лечить, а иначе он погубит Вас. Насколько сердце пачкается из-за грехов, переполняется мраком, настолько и поступают плохие мысли от сатаны – мысли, призывающие проявлять агрессию, гордыню, обвинять других и так далее.
Для начала Вам нужно искренне раскаяться во всём, сделав твёрдое намерение больше не возвращаться к этому греху. Затем проявить усиленное старание перестать слушать, смотреть и говорить всё, что противоречит Шариату. После обращать внимание на мысли, которые к Вам поступают: если это плохая мысль, то, искренне думая об Аллахе, читать истиазу «Аузубилляхи мина шайтанираджим» («Я прошу защиты у Аллаха от проклятого шайтана»). Нужно больше слушать, смотреть и читать исламскую литературу. Этим Вы как бы закрываете двери сердца для всего негативного и впускаете туда всё благое и правильное. Такие методы рекомендует имам Газали в своих книгах, советую Вам прочитать его сочинения. Нам необходимо очищать сердца от душевных болезней. Путь суфизма – это путь очищения души. Шариат – это исправление внешних действий, а тарикат – внутренних. Вступив на путь суфизма, под духовную опеку наставника, при соблюдении этики человек постепенно очищает душу от низменных страстей и пороков. Да поможет Аллах нам и Вам очищать свои сердца и быть искренними рабами Аллаха! Амин!

С точки зрения психологии:
Вы очень правильно сделали, что рассказали о своей проблеме и увидели причину в себе, а не в других людях, – это большой шаг на пути разрешения Вашей ситуации. Сразу предупрежу, что мне придётся сообщить Вам то, что может Вам не понравиться. Не отметайте сразу того, что я сообщу, а постарайтесь примерить к себе. Вся Ваша проблема является не чем иным, как следствием Вашего собственного характера, точнее его особенностей. Дело в том, что у Вас наблюдается то, что в психологии принято называть акцентуацией характера. Это пограничное состояние между нормой и патологией в общем смысле. Это такой тип характера, при котором наблюдаются описанные Вами симптомы. Это прежде всего чувство мнимой несправедливости по отношению к Вам, насторожённость, недоверие, склонность к нравоучениям, самонадеянность. Трудно назвать гордыней то, что Вы о себе сообщили, её наличие может почудиться лишь на первый взгляд. В Вашем случае имеется нечто другое, более глубокое. Прежде всего необходимо обратить внимание на то, что произошло с Вами после хаджа, изменения в системе Вашего характера, та фанатичность в исполнении религиозных обрядов, о которой Вы сообщили. Сравним теперь это с тем, что произошло с Вами в период обучения в вузе. Разница очевидна. И вот тут-то кроется самое главное, а именно – дело в этой разнице, в сравнении двух «Я-образов» (Ваше представление о самом себе). На подсознательном уровне Вы ощущаете, что Ваше собственное поведение далеко от идеала, и это ощущение всячески пытается прорваться в сознание. И тут скрывается сама суть проблемы, а именно – Ваше «Я» пытается защитить самого себя от дурных побуждений, мыслей и всего прочего. В таких ситуациях начинает срабатывать защитный механизм под названием «проекция». Его суть сводится к тому, что Вы начинаете замечать в других то, что присуще Вам самому, от чего Вы пытаетесь защититься. Вспомните о той фанатичности, с которой Вы следовали нормам Ислама. Этот эпизод из Вашей истории тоже свидетельствует о том, что для Вас плохо различима середина – так сказать, оттенки. Для Вас мир чаще предстаёт в двух крайностях: либо чёрное, либо белое, либо прав, либо виноват. Эта категоричность суждений и привела Вас к такой ситуации. В общем, происходящее с Вами можно охарактеризовать как болезнь сердца. Для Вас главным является осознание собственных побуждений, борьба с ними. Откажитесь от любого соблазна обвинить других в чём-либо. Или, как минимум, задайте себе вопрос о том, почему Вы это увидели, как пришли к подобному умозаключению, какие мысли приписали другому. Вашей сильной стороной является то, что Вы осознаёте в себе проблему, у Вас есть желание исправить ситуацию. Намного хуже было бы, если бы Вы оставались во власти этих негативных мыслей и полагали, что Вы правы на все сто процентов, – вот это была бы на самом деле катастрофа. Вам необходимо позаботиться об улучшении собственного нрава, развить в себе такие качества, как доброта, человеколюбие и смиренность. Постарайтесь каждодневно как можно больше совершать добрых дел, независимо от того, кому они адресованы. У вас есть все шансы справиться со своей проблемой, главное – признаться себе в наличии того, что Вам может и не нравиться в других. В заключение хочу предупредить о том, чтобы Вы удержали себя от того фанатизма, который был Вам присущ, пусть даже и направленный на доброе дело. Соблюдайте умеренность в поступках, и тогда Вы добьётесь намного большего результата. Мира Вам и благоразумия!

Гаджимурад Омаргаджиев
теолог
Алиасхаб Анатольевич Мурзаев
психолог-консультант Центра социальной помощи семье и детям
Категория: Разное | Добавил: Администратор (10.07.2013)
Просмотров: 4695 | Теги: ненависть к людям, ислам, Пороки сердца, гордыня, ненависть | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]