Главная » Статьи » Разное |
Важность и ценность исламских знаний
Да смилуется Аллах Бисмиллаhи-р-рахмани-р-рахим! Всякая хвала Аллаху, научившему людей тому, чего они не знали. Салат и салам пророку Мухаммаду, которого Аллах послал Учителем для всех людей, а также его роду и сподвижникам, являющимся звездами, следуя которым, люди оказываются на верном пути. Далее. Дорогие братья, наступил новый учебный год. Как в светских, так и в религиозных учебных заведениях начался учебный процесс. Я сегодня не буду говорить о важности светских наук, ибо наши люди и так знают и видят их пользу и усердно стараются поступить в светские учебные заведения. Скажу только, что светские науки подобны лекарствам, которые следует употреблять в определенных дозах, в зависимости от болезни, ее тяжести, места, времени и т.д. Причем, эти дозы не следует ни превышать, ни уменьшать. Исламские же науки подобны пище, в которой нуждаются все. Поэтому я сегодня хочу остановиться на важности и ценности исламских наук. Для человека нет большего несчастья, чем необучение исламским наукам. И нет большей бедности, чем невежество. Тем не менее большинство мусульман сегодня довольствуется своим невежеством. Ислам – это путь, указанный Всевышним Аллахом. Это единственный путь, ведущий человечество к счастью в обоих мирах. А знания – это душа Ислама. Подобно тому, как тело без души разлагается, и Ислам без знаний приходит в упадок. В хадисе говорится: «Знания – это душа Ислама и опора религии» (Абу Шайх). Дорогие братья, недруги Ислама пользуются недостаточностью исламских знаний у большинства мусульман. Наше оружие – Коран, хадисы, Шариат – они используют против нас же. Вырывая из контекста аяты Корана и хадисы, приводя их не к месту и не ко времени, они используют их для «подтверждения» своих убеждений, внушая людям, будто Коран и хадисы на их стороне. Ныне сектанты издают и распространяют среди мусульман разные листовки и брошюры, составленные таким образом. Дорогие братья, информационная война, которую ведут с нами наши враги, гораздо страшнее и губительнее, чем война с оружием в руках. Единственным нашим оружием, способным противостоять нашим врагам в этой информационной войне, являются исламские науки. Исламские науки учат нас должному поведению на этом свете, посредством них мы познаем Всевышнего Аллаха, узнаем, как поклоняться Ему, различаем дозволенное (халал) и запретное (харам). Исламские науки учат нас, как защищать от врагов Ислам, разъясняют нам о том, что есть этот свет и что есть потусторонний мир, какова разница между этими двумя мирами. Как же сегодня уже взрослые люди могут приобретать исламские знания? Источниками таких знаний являются: 1. исламские передачи на телевидении и радио; 2. исламские газеты «Ас-Салам» и «Нуру-л-Ислам»; 3. исламские маджлисы; 4. уроки Ислама, которые проходят в Центральной мечети по воскресеньям и четвергам после вечернего намаза; 5. исламские книги и другая литература, одобренная Экспертным советом Духовного управления мусульман Дагестана; 6. исламские учебные заведения, в которых могут учиться и дети, и взрослые – с утра, после обеда или вечером – в удобное для них время. 7. много можно почерпнуть и общаясь с алимом из ахлу-с-сунны ва-ль-джами‘а, который постиг тонкости наук и ведет себя согласно имеющимся знаниям, спрашивая у него о том, как творить благое и прислушиваясь к его наставлениям. Дорогие братья, если вас беспокоит то, что ваши дети могут приобщиться к наркотикам, алкоголю, могут стать хулиганами, по ночам не приходить домой, увлекаться азартными играми, пропадать в игровых залах, стать эгоистами, не почитающими родителей и других людей, - если у вас есть такие опасения, то отправляйте их учиться в исламские учебные заведения: институты, медресе, примечетские школы и т.д., ибо исламское воспитание – это воспитание, исходящее от Всевышнего Аллаха и Его Посланника r. Только такое воспитание гарантированно защищает человека от всего дурного и очищает общество от духовных пороков. Кто в этом сомневается, пусть создает авторитетную комиссию, чтобы проверить и сравнить контингенты учащихся светских и исламских учебных заведений. Думаю, что в исламских учебных заведениях не обнаружится и десятой доли пороков, присущих самому образцовому светскому учебному заведению. Тем не менее, находятся люди с поверхностным мышлением, которые утверждают, что после того, как разрешили свободно исповедовать религию, открывались мечети и медресе, пороков в обществе стало еще больше. Дело в том, что одновременно с разрешением исповедовать религию разрешили и открыто пропагандировать и распространять пороки. Причем, пропаганда пороков занимает несравненно большее место в печатных и электронных СМИ, чем пропаганда религии. Наши чиновники изо всех сил стараются не допустить приобщения детей к Исламу в школах. Влияние религии ощущается в основном на той небольшой части общества, которая посещает мечети, медресе, другие исламские учреждения. Ученые почему-то не проводят объективные исследования, которые бы позволили выявить истинное влияние мусульманской религии на людей и на общество в целом. Например, как повлияло на конкретных людей приобщение к религии, после долгих лет неведения о ней, как они изменились после того, как начали посещать мечети и т.д. Дорогие братья, теперь обратите внимание на то, какое большое значение придавал Посланник Аллаха r приобретению знаний. Для нас должно быть достаточно только одного хадиса Пророка r, который гласит: «Стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина и каждой мусульманки». (Табрани, Байхаки и другие). Но приобретать знания, стремиться к ним нас призывает не один этот хадис, а сотни хадисов. Приведу смысл лишь некоторых из них. «Если Аллах хочет одарить кого-то особым благом, то одаривает его пониманием (то есть знанием) религии». Это достоверный хадис, рассказанный Му‘авиятом и приводимый Бухари, Муслимом и другими. Из этого хадиса следует, что те, кто приобретает знания, – это люди, которых Аллах одарил особым благом. «О люди, знания приобретаются в результате стремления к ним». (Табрани). То есть, чтобы стать обладателями знаний, необходимо стремиться к ним, проявлять старание. «Кто вышел из дома за знаниями, тому Аллах облегчает путь в Рай». Достоверный хадис, приводимый Муслимом, Хакимом, Тирмизи и другими. «…Поистине, и ангелы проистирают крылья над тем, кто стремится к знаниям, радуясь его занятиям». (Тирмизи, Абу Давуд, Байхаки и другие). «"Добро пожаловать, искатель знаний”, – с такими словами окружают ангелы того, кто стремится к знаниям. Затем ангелы встают друг на друга, и так они доходят до ближайшего неба, выражая любовь к знаниям, к которым тот стремится». Достоверный хадис, приводимый имамом Ахмадом, Табрани, Хакимом, Ибну Маджихом и другими. «Кто умрет, будучи в поисках знаний, тот встречается с Аллахом на таком уровне, при котором между ним и пророками остается лишь одна ступень». Хадис приводит Табрани в книге «Авсат». «Какой бы раб [Божий] ни находился в поисках знаний, эти его поиски становятся искуплением его грехов, совершенных ранее». (Тирмизи, Табрани). «Никто не приобретал ничего ценнее знаний, что наставляет человека на путь истины и оберегает его от [всего] пагубного». (Табрани). «Если искатель знаний встретит смерть в поисках знаний, то он умирает шахидом». (Табрани, Баззар). «О Абу Зар, выучи с утра один раздел науки и следуй полученным знаниям – это лучше для тебя, чем совершение намаза в тысячу ракаатов». Хадис приводит Ибну Маджих с красивым иснадом. «Нет пользы от мира сего и от всего, что в нем, кроме поминания Аллаха и того, что связано с этим, а также кроме алима и учащегося». (Красивый хадис, приводимый Тирмизи, Байхаки, Ибну Маджихом и другими). «Кто бы ни изучил один раздел науки с тем, чтобы обучить этому других, тот получит воздаяние, равное воздаянию семидесяти сиддиков». (Дайлами). (Сиддики – это самые близкие к Аллаху люди после пророков). «Стремление к знаниям перед Аллахом ценнее намаза, поста, хаджа и джихада на пути Аллаха». (Табрани, Ибну Абдул Барри). «Изучение наук в течение часа лучше поклонения в течение всей ночи. Изучение наук в течение дня лучше поста в течение трех месяцев». (Дайлами). «Знания укрывают все недостатки, а невежество выявляет их всех». Хадис, рассказанный Ибну Аббасом, да будет доволен им Аллах, приводит Дайлами. «Алимы – это светочи земли, преемники пророков и наследники мои и других пророков». Хадис, рассказанный Али-асхабом, приводит Ибну ‘Адийна. «Когда у моста Сират встретятся алим и абид (старательно поклоняющийся), абиду скажут: «Вступай в Рай и наслаждайся, [это тебе] из-за поклонения твои». А алиму скажут: «Ты подожди, ты можешь ходатайствовать (шафа‘ат) за кого пожелаешь, и твое ходатайство будет принято. В Тот День алимы будут подобны пророкам». То есть алимы ходатайствуют подобно пророкам. Хадис, рассказанный Ибну Аббасом, да будет доволен им Аллах, приводят Абу Шайх и Дайлами. Тирмизи приводит хадис, рассказанный Абу Умаматом, да будет доволен им Аллах, о том, что Посланник Аллаха r сказал: «Достоинство алима по сравнению с достоинством абида таково же, как мое достоинство по сравнению с наименее достойным из вас. Над тем, кто учит людей добру, смилостивится Аллах, и за него читают мольбу ангелы и обитатели земли и небес, даже муравьи в муравейниках». «Больше всех в День Суда будет печалиться тот, кто имел возможность изучить науки, но не изучил». (Ибну ‘Асакир). «Обеспечение пропитанием того, кто занят изучением наук, Аллах берет на Себя». «Сон обладающего знаниями лучше намаза невежды». (Абу Ну‘айм). «В День Суда ставят на весы чернила алимов и кровь шахидов, и чернила алимов перевешивают кровь шахидов». (Дайлами). «Стремящийся к знаниям среди невежд подобен живому среди мертвых». (Аль-‘Асакири). «Алим, от которого исходит польза, лучше тысячи абидов». (Дайлами). «Один алим для шайтана тягостнее ста абидов». (Табрани). «Уровень алима на семьдесят степеней выше уровня абида, и между каждыми двумя [ближайшими] степенями расстояние как между небом и землей». (Дайлами). «Приобретай знания, даже если для этого придется отправиться в Китай, ведь приобретение знаний – долг каждого мусульманина». (Байхаки, Ибну ‘Ади и другие). «Кто ищет знания, того ищет Рай, а кто стремится к ослушанию [Аллаха], того ищет Ад». (Ибну Наджжар) «Кто отправится в мечеть с намерением обучаться благому или обучать других этому, тот получит воздаяние как за совершение полноценного хаджа и полноценной умры (малого хаджа)». (Табрани, Хаким). «В День Суда Аллах соберет алимов и скажет: «Я вложил мудрость в ваши сердца не для того, чтобы подвергать вас мучениям. Ступайте в Рай!» Всевышний Аллах в высокочтимом Коране говорит (смысл): «Разве сравняются те, которые знают, и те, которые не знают?» (Сура «Аз-Зумар», аят 9). Еще говорит Всевышний Аллах в высокочтимом Коране (смысл): «Аллах возвысит на том свете (в Ахирате) правоверных среди вас, а тех, кому дарованы знания, возвысит на много степеней». (Сура «Аль-Муджадалат», аят 11). Ибну Аббас, да будет доволен им Аллах, так истолковал этот высокочтимый аят: «Уровень алимов выше уровня уверовавших на семьсот степеней, между каждыми двумя [ближайшими] из них расстояние пятьсот лет [ходьбы]». В досточтимом Коране еще немало аятов, указывающих на высокочтимость знаний и их обладателей. В достоверном хадисе, приводимом Бухари и Муслимом, тоже говорится, что Посланник Аллаха r сказал: «Пример истинного пути, с которым меня послал Аллах, и знания – это пример обильного дождя: часть его падает на плодородную землю и [там] вырастает густая зеленая трава; другая его часть падает на твердую землю и [вода] собирается [в водоемы] и Аллах делает её полезной для людей - они пьют её и орошают ею земли. [Третья] часть его падает на песчаные земли, они не удерживают влагу, на них не растет трава… Той благой (плодородной), земле подобны те, кто изучил религию Аллаха, кому помог Аллах посредством знаний, с которыми был послан я, кто изучил науки и обучил им других… Худой земле, которой дождь не приносит пользы, подобен тот, кто [даже] голову не поднял ради того истинного пути, с которым был послан я, и не воспринял его. И в конце мне хочется сказать об одном красивом хадисе, рассказанном Абу Заром, да будет доволен им Аллах, и приводимом Ибн ‘Абдил Барри, о том, что Посланник Аллаха r сказал: «Приобретайте знания, ибо это – богобоязненность, стремление к ним – это поклонение (ибадат), обсуждение их – это славословие (тасбих), расспросы, связанные с ними, – это джихад, обучение им незнающего – это милостыня (садака), передача их достойному – это деяние, которое приближает к Аллаху. Знания очерчивают границу между дозволенным (халал) и запретным (харам), они – светила на пути в Рай, развлечение при одиночестве, друг на чужбине, твой собеседник, когда ты один, проводник в радости и горе, оружие против врагов и твое украшение среди друзей. Аллах возвышает некоторых знаниями и делает их предводителями дел добрых, распространяет их наследие, люди берут с них пример, прислушаются к их советам, ангелы стремятся к дружбе с ними и ласкают их крыльями своими, все сухое и сырое, и рыбы в воде, и насекомые, и животные суши, и домашние животные - все просят Аллаха о прощении их (т.е. тех, кого Аллах возвысил знаниями) грехов. Потому что знания оживляют сердца от [смерти] невежества, освещают мрак. Знания возвышают раба Божьего до уровня праведников. Размышления о науках сравнимы с соблюдением поста, чтение [книги] – с ночным бдением в поклонении. Знания способствуют скреплению родственных уз, посредством них различают благое и дурное. Они – предводитель деяний благих, ибо деяния следуют за знаниями. Ими одаривают благих, а дурные лишаются их». (Ибну ‘Абдул Барри и другие). Дорогие братья, как может сердце мусульманина успокоиться и не стремиться приобретать знания, если он узнал о таких достоинствах знаний, узнал о благах, приносимых знаниями?! Как можно не заботиться о том, чтобы дети или внуки обучались исламским наукам?! Каждый умственно полноценный и достигший половой зрелости мусульманин и каждая мусульманка обязаны приобрести определенный уровень исламских знаний, а также обучить своих детей. К таким обязательным знаниям относятся: знание шести основ имана (веры); знание пяти основ Ислама; знание ихсана (тасаввуфа), то есть науки об очищении сердца от пороков и об облагораживании нрава; знание смысла шахады; знание арканов (обязательных элементов) и шурутов (условий) намаза и поста; для имущих – знание необходимого о закате и хадже; знание обязательных, недопустимых и возможных качеств (сифатов) Аллаха; знания о том, как уверовать в ангелов Аллаха; знание имен ангелов и пророков, упомянутых в Коране и хадисах; знание обязательных, недопустимых и возможных сифатов пророков; краткие знания о жизни пророка Мухаммада r; знание имен предков, детей и жен пророка Мухаммада r; знание того, как уверовать в Судный день; знание о распространенных среди людей грехов; знание функциональных обязанностей для тех, кто работает или служит, и знание того, как не допустить несправедливость при этом; знание грехов языка, глаз, ушей, рук, ног, утробы, половых органов, с тем чтобы не допускать их. Приобретать эти обязательные знания мусульманин (и мусульманка) обязан, даже если для этого придется отправиться в Китай, и на это следует расходовать столько же средств, сколько необходимо для совершения хаджа. Что касается знаний, превышающих этот минимум, то чем больше человек знает, тем больше счастья он приобретает, тем крепче станет его вера и тем больше усовершенствуется его разум. Для разума приобретение знаний подобно заполнению пустого кармана деньгами; знания для человека – что вода для рыбы. Имам Газали пишет, что именно знания возвышают человека над животными. Да поможет нам Аллах неустанно, отбросив лень, приобретать полезные знания!
| |
Просмотров: 4600 | | |
Всего комментариев: 0 | |