Главная » Статьи » Суфизм

Ибн Хаджар
Тавассуль и истигаса через Пророка и святых
«Ахлу снна валь джамаа» www.darulfikr.ru



Автор: Имам Ибн Хаджар аль Хайтами

Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами, рахимахуллах, говорит: "Одно из заблуждений Ибн Таймийи, которое не высказывал ни один алим до него и которое привело к расколу среди мусульман, - это его осуждение тавассуля и истигасы (просьба о помощи) посредством Пророка, солляллаху алейхи ва саллям".

Тавассуль и истигаса через Пророка1

Одно из заблуждений Ибн Таймийи, которое не высказывал ни один алим до него и которое привело к расколу среди мусульман, - это его осуждение тавассуля и истигасы (просьба о помощи) посредством Пророка, солляллаху алейхи ва саллям. На самом деле, всё не так, как объявил Ибн Таймийя (а именно, что тавассуль и истигаса не дозволены), и ни один алим до него так не считал. Напротив, тавассуль посредством Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, - это хасан (благое деяние), будь то до его (Пророка, солляллаху алейхи ва саллям) создания или после этого, при его жизни или после его смерти.

В пользу тавассуля до его создания говорит хадис, переданный аль-Хакимом и названный им достоверным (сахих). Данный хадис доказывает, что тавассуль - это путь праведных предков (саляфов), пророков, аулия и других мусульман (а взгляды Ибн Таймийи - просто его выдумки, не имеющие основы):

«Когда Адам, мир ему, совершил ошибку, он обратился к Аллаху: «О Господь мой, прости меня ради Мухаммада». Аллах ответил: «О Адам, откуда ты знаешь о Мухаммаде, которого Я ещё не даже не создал?» «О Господь мой, после того, как Ты создал меня Своим Могуществом и вдохнул в меня от Своего Духа, я поднял свою голову и увидел над Аршем (Троном) слова: «Ля иляха илляЛлах Мухаммадун расулюЛлах». Я понял, что Ты бы не поставил рядом со Своим Именем никого, кроме самого любимого Твоего создания». Аллах сказал [на это]: «О Адам, Я простил тебя, ведь только ради Мухаммада Я создал тебя».

«Ради него» (би-хаккихи) подчеркивает [высокую] степень Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, его место перед Всевышним Аллахом, или право (хакк) [главенства] над творениями, которым Аллах одарил его, или право Его рабов пред Ним, которым Аллах обязал Себя по Своему благоволению [к творениям]. В достоверном (сахих) хадисе сказано об этом так:

«Он сказал: «И каково право служителей (рабов) Аллаха пред Ним?»

Это не означает, однако, что [отвечать на мольбу рабов] обязательно (ваджиб) для Аллаха, так как для Аллаха нет ваджиба.

Более того, просьба Пророком, солляллаху алейхи ва саллям, - это, по сути, не просьба, обращенная к нему, в том виде, в котором это может показаться ширком. Такая просьба – не что иное, как мольба, обращённая к Самому Аллаху посредством человека, который занимает перед Ним почётное место, наделён Им высокой степенью [перед Ним Самим] и особо выделен [среди других рабов].

Одним из чудес Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, которыми Аллах одарил его, является то, что, когда кто-либо просит посредством него (Пророка), Аллах не отказывает ему в [исполнении] просьбы. Тот, кто отрицает это и считает, что Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, лишён такой милости и унижен.

Хадис, переданный ан-Наса’и и ат-Тирмизи (последний назвал его достоверным - сахих), [служит доводом в пользу тавассуля через Пророка, солляллаху алейхи ва саллям] во время его жизни:

«Слепой человек пришёл к Пророку, солляллаху алейхи ва саллям, и попросил: «Обратись к Аллаху, чтобы Он исцелил меня». Пророк ответил: «Если ты желаешь, я совершу мольбу за тебя, а если пожелаешь проявить терпение – то это лучше для тебя». Слепой сказал: «Соверши мольбу».

А в другом риваяте слепой говорит:

«У меня нет поводыря, и это сложно для меня». И тогда Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, повелел ему тщательно совершить омовение и обратиться к Аллаху с такой мольбой:

«О Аллах, я молю тебя и обращаюсь к тебе посредством Пророка Мухаммада, пророка милости. О Мухаммад, я обращаюсь посредством тебя к Аллаху, чтобы Он исполнил мою нужду. О Аллах, прими его заступничество за меня».

Имам Аль-Байхаки также назвал этот хадис достоверным (сахих) и добавил: «Он встал прозревшим». Ещё в одном риваяте говорится:

«О Аллах, прими его заступничество за меня и одари меня заступничеством за себя самого»

Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, знал об этом, но не обратился за него с мольбой, так как хотел, чтобы слепой сконцентрировался на истигасе через него, остро почувствовал бремя духовного одиночества и отчаяния и чётко узрел цель [своей мольбы]. И такой результат достижим как при его жизни, так и после его смерти, поэтому салафы после смерти Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, использовали такой способ мольбы для достижения своих целей. Усман ибн Хунайф, разыАллаху анху, научил такому способу мольбы одного из сподвижников… Ат-Табарани и аль-Байхакы передали это [дуа], и ат-Табарани передал с хорошей (джаййид) цепочкой передатчиков, что он (этот сподвижник) упомянул в своём дуа [следующие слова Пророка]:

«Ради Твоего Пророка и пророков до меня».

Нет разницы между тавассулем, истигасой, ташаффу'ом и таваджджухом через него, через других пророков и через аулия. Ведь тавассуль посредством деяний (о котором сказано в достоверном хадисе о пещере) дозволен, несмотря на то что деяния [ограничены] временем (то есть у них есть начало и конец).

Следовательно, [созданные для Вечной жизни] души праведников предпочтительны [как средство для тавассуля]. К тому же, Умар ибн аль-Хаттаб, разыАллаху анху, прибег к тавассулю через Ибн Аббаса, разыАллаху анху, для того, чтобы испросить дождя, и Ибн Аббас, разыАллаху анху, не отверг этого. То, что Умар Ибн аль-Хаттаб совершил тавассуль через Ибн Аббаса, разыАллаху анхум, а не посредством Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, и его могилы, мудро, поскольку так он проявил адаб и возвысил родных Пророка. Таким образом, совершая тавассуль через Ибн Аббаса, Умар, разыАллаху анху, в действительности совершил тавассуль через Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, проявив уважение к его родным.

Выражения «тавассуль» и «истигаса» не подразумевают, что тот, кто просит о помощи (аль-мустагас бихи), по статусу выше того, чьей помощи он просит (аль-мустагас иляйхи). Ведь слово «таваджджух» происходит от слова «джах», которое означает «высокий статус». Тот, кто занимает более высокое положение [перед Аллахом], может совершать тавассуль через того, кто ниже. Истигаса – это просьба о помощи. Совершая истигаса, человек просит о помощи у другого человека, чтобы тот попросил помощи у третьего, даже если третий лучше, чем тот другой.

Итак, таваджджух и истигаса посредством Пророка, соллялаху аляйхи ва саллям, или посредством других есть не что иное, как обращение к Аллаху. Тот, кто этого не понимает (букв: «если чья-либо грудь не открыта для этого»), пусть плачет по самому себе. Мы же молим Аллаха о благополучии.

[На самом деле,] цель – это помощь Всевышнего Аллаха, а Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, - посредник между Ним и тем, кто молит о помощи.

Итак, всякая помощь испрашивается у Всевышнего Аллаха. Но содействия ищут у Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, и помощь исходит от него в виде посредничества и приобретения (касб), и испрашивание помощи у него – образно. В целом, использование термина «истигаса» в общем смысле для обозначения исходящей от кого-либо помощи, пусть даже и в форме посредничества, широко известно, и относительно нее (истигасы) нет сомнений как с точки зрения науки [арабского] языка, так и с точки зрения Шариата.

Следовательно, нет разницы между ней (истигасой) и просьбой, особенно в свете хадиса о заступничестве в День Суда, упомянутого в сборнике аль-Бухари:

«Так как они были в этом состоянии, они обратились за помощью (истигасу) к Адаму, мир ему, Мусе, мир ему, затем к Пророку Мухаммаду, солляллаху алейхи ва саллям».

Тавассуль также может означать испрашивание у него дуа, так как, поистине, он жив и знает о проблеме просящего. В большом достоверном хадисе сказано:

«[Однажды] во время правления Умара, разыАллаху анху, люди стали страдать от засухи. Один человек пришёл на могилу Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, и произнёс:

«О Посланник Аллаха, проси о дожде для твоей уммы, поистине, она погибает».

Затем этот человек заснул, и Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, явился к нему во сне и сказал, что дождь пойдёт. Далее в хадисе сказано: «[Пророк также сказал:] «Иди к Умару, и передай ему мой салам, и скажи, что дождь прольётся на вас. И также передай: «Тебе следует быть умным, тебе следует быть умным!»»

Здесь имелась в виду мягкость, так как Умар, разыАллаху анху, отличался строгостью в религии. Итак, этот человек пришёл к Умару, разыАллаху анху, и рассказал ему об увиденном сне. Умар, разыАллаху анху, сказал:

«О мой Господь, я не жалею сил [ни на что], кроме того, что не в моих силах!»

В другом риваяте [этого хадиса] говорится о том, что этот сон увидел Билал ибн Харис аль-Музани, разыАллаху анху, сподвижник [Пророка, солляллаху алейхи ва саллям].
1.
Ибн Хаджар аль-Хайтами. Аль-джаухар аль-муназзам. Цит. по: Кади Юсуф аль-Набхани. Шавахид аль-хакк филь истигаса би-саййид аль-хальк, солляллаху алейхи ва саллям («Доказательство истинности истигаса посредством господина творений»). См.: http://www.marifah.net/scans/nabhani-shawahid.jpg

Категория: Суфизм | Добавил: Администратор (07.07.2010)
Просмотров: 4581 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]