Главная » Статьи » Суфизм

О дозволенности тавассуля и табаррука

О ДОЗВОЛЕННОМ В ИСЛАМЕ


О ДОЗВОЛЕННОСТИ ТАВАССУЛЯ И ТАББАРУКА

В этой статье речь пойдет о тавассуле и таббаруке. Cейчас многие из-за своего невежества не понимают этого, хотя и то, и другое было известно еще во времена Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, и сподвижников.Понятие «таббарук» связано с понятием «тавассуль». Что же такое тавассуль? Тавассуль – это использование другого человека в качестве посредника для того, чтобы Аллах исполнил нашу просьбу. Таббарук – это прикосновение к вещи, принадлежащей праведнику, чтобы через это приблизиться к Аллаху. Что можно использовать для таббарука? Волос, одежду, посуду. ИншаАллах, мы это разберём подробно.

Итак, таббарук – это получение бараката от Аллаха через какую-то вещь. Таббарук был известен уже при жизни Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, сподвижников, табиинов, таби табиинов. А ведь это поколения, которым Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, засвидетельствовал благом.

Еще до моего отъезда в Сирию, один из лидеров заблудшего течения спросил меня: «Почему вы не взываете к Аллаху? Ведь в Коране сказано: «Мы ближе, чем сонная артерия»». Есть и другие аяты, например: «Он с вами, где бы вы ни были». Ещё есть аят в суре Гафира: «Обращайтесь ко Мне – и Я вам отвечу».

Я задал ему встречный вопрос: «Мы, мусульмане, в течение семидесяти лет молили Аллаха, чтобы Он избавил нас от гнёта коммунистов. Почему же это произошло только через 70 лет? Ведь есть аят: «Взывайте – и мы ответим», – и: «Мы ближе, чем сонная артерия»».

Недостаточно просто любить дочь хана, чтобы сделать с ней никях. Надо, чтобы она отвечала взаимностью. Чтобы разговор по телефону состоялся, нужно, чтобы работали оба телефона. Никто не сомневается, что Аллах близок к нам. Близки ли мы к Аллаху, вот в чем вопрос! Тавассуль – это преодоление нашей удалённости от Аллаха за счет посредничества праведников.

В суре Юсуф есть аят, в котором рассказывается, что, когда Юсуф, алейхи ссалям, встретился со своим братьями, он с ними отправил отцу свою рубашку. На это указывает аят: «Идите, взяв эту мою рубашку, и бросьте её отцу на лицо. И он прозреет. И вы возвращайтесь ко мне со своими семьями». Зачем Юсуф, алейхи ссалям, отправил свою рубашку? Почему он просто не сказал: «Пусть сделает дуа». Юсуф, алейхи ссалям, использует то, что называется «канун сабабия», то есть нечто, что служит средством для достижения чего-то. Мы убеждены, что Аллах Един и что вся польза только от Аллаха, однако никто не запрещает нам в этом мире использовать различные средства для достижения своих целей. Те, кто читал книги по акыде, знают, что это называется «канун сабабия». Иначе мы не имели бы права говорить: «Какая вкусная еда, как она меня насытила», – или: «Этот сок утолил мою жажду», – или: «Возьму нож и нарежу хлеб». Если мы не признаём причины, то, значит, мы не признаём и тот порядок, который Аллах установил в этом мире. А ведь есть аят:

«И вы не найдете исключений для установлений Аллаха в этом мире».

Сначала мы кратко опишем, как при жизни Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, и после его смерти от него получали баракат. Почему мы рассматриваем именно вопросы, связанные с таббаруком? Если для приближения к Аллаху можно использовать рубашку праведника, его волос или капли пота, то, естественно, его самого использовать в качестве посредника ещё лучше! Никто ведь не говорит: «Иджму и кыяс можно использовать в качестве довода, а Коран и Сунну – нет». Это нелогично! Ведь иджма и кыяс основаны на Коране и Сунне!

Сподвижники при жизни Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, и после его смерти получали баракат от Корана. Также они получали баракат от могилы Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, от его волос. Все хадисы, которые рассказывают об этом, достоверные. Ещё они делали таббарук через пот Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, через его кожу, одежду, через место, где он когда-то сидел, через то, до чего он дотрагивался, через его следы, через воду, которая оставалась после омовения. А потом делали таббарук через вещи сподвижников, через всё, что напоминало о них.

На вопрос, можно ли совершать таббарук, можно ответить множеством хадисов, которые свидетельствуют о дозволенности этого. А если можно получать баракат через вещи праведника, его волосы, то, естественно, можно получать баракат и через самого праведника! Если можно сказать: «О Аллах, через баракат этой вещи, принадлежавшей праведнику, выполни мою просьбу», – то почему тогда нельзя сказать: «О Аллах, через баракат этого праведника выполни мою просьбу»? Вот что нужно понять.

У Бухари рассказывается, что Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, читал суры Фаляк и Нас, потом дул в ладони и обтирал своё тело. Так он получал баракат от Корана. Он делал это и тогда, когда кто-нибудь из его семейства болел. Этот хадис приводит Муслим.

Имам Ахмад передаёт от Абу Дауда ибн Салиха, что тот сказал, что однажды Марван пришел к могиле Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, и увидел человека, который лежал рядом с могилой, положив на неё свою голову. Марван спросил: «Ты знаешь, что делаешь?» Он ответил: «Да», – и повернулся к Марвану. И Марван увидел, что это Абу Аюб аль-Ансари, известный сподвижник, у которого Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, остановился, когда переселился в Медину. И Абу Аюб аль-Ансари продолжил: «Я пришел к Пророку, солляллаху алейхи ва саллям, и услышал, как он сказал: «Не плачьте по религии, когда она в руках тех, кто достоин этого. Плачьте тогда, когда руководят люди, которые этого не достойны». Имам Ахмад приводит этот хадис. Мухаммад Рамазан аль-Бути в книге «Фикху сира» также ссылается на эту историю. Когда Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, был в гостях у Абу Аюба аль-Ансари и кушал, то хозяин и его жена смотрели, до каких блюд дотрагивался Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, и клали их себе. Так они делали таббарук. А однажды Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, отказался от предложенной еды, объяснив это тем, что там есть чеснок, а ему было ниспослано Откровение и приходится общаться с людьми, поэтому он сам не будет есть, а другим можно.

Даже ибн Таймийя в книге «Иктида сират мустаким» пишет, что имам Ахмад разрешал протирать рукой минбар Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, и что ибн Умар, Саид ибн Мусаяб и факихи Медины так поступали.

Почему Абу Бакр, разыАллаху анху, завещал похоронить себя рядом с Пророком, солляллаху алейхи ва саллям? Это же таббарук! Когда Умар, разыАллаху анху, отправил своего сына к Аише, разыАллаху анха, чтобы испросить у неё разрешения быть похороненным рядом с Пророком, солляллаху алейхи ва саллям, разве это не таббарук? Аиша, разыАллаху анха, говорила, что готовит это место для себя, чтобы быть рядом с мужем и отцом, но в тот день разрешила, чтобы Умара, разыАллаху анху, там похоронили. Всё это – ради таббарука.

Теперь расскажем, как получали баракат через волосы Пророка, солляллаху алейхи ва саллям. Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, после хаджа побрил правую часть головы и отдал волосы Аба Тальхе. Затем он побрил левую часть и велел раздать волосы. Муслим, Абу Дауд, Тирмизи, Ахмад приводят этот хадис.

Бухари и Муслим передают хадис от Усмана ибн Абдуль аль-Мавхаби. Тот сказал: «Меня отправили со стаканом воды к Умм Саляма. Она вышла с волосами Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, и окунула их в стакан. К ней приходили за этим, когда кого-то сглазят или ещё что подобное случится».

В книге «Сафвату сафва» сказано, что у имама Ахмада было три волоса Пророка, солляллаху алейхи ва саллям. В начале «Фатхуль-Бари» ибн Хаджар аль-Аскаляни пишет, что и у имама аль-Бухари были волосы Пророка, солляллаху алейхи ва саллям.

В «Усудуль-габад» ибн Асир сообщает, что у Анаса ибн Малика был посох Пророка, солляллаху алейхи ва саллям.

Усейд, разыАллаху анху, был хорошим человеком. Он рассказывал разные истории и смешил людей. Однажды Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, слегка ударил его. Он сказал: «О Посланник Аллаха, ты сделал мне больно, надо сделать кисас», то есть ответить тем же. Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, оголил часть своего тела. Усейд поцеловал его и сказал: «О посланник Аллаха, мне не нужен был кисас. Я просто хотел коснуться своей кожей твоей кожи». Абу Дауд, Хаким рассказывает этот хадис от Усейда. Хаким назвал его достоверным. Захаби согласился с ним.

От Хабба передают,что во время Бадра Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, выравнивал ряды. Проходя мимо Савада, он толкнул его в живот, велев подтянуть его. Савад тоже сказал: «О посланник Аллаха, ты сделал мне больно. Хочу кисас». И когда Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, позволил сделать ему кисас, он поцеловал Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, в живот и, как и Усейд, сказал, что просто хотел коснуться своей кожей кожи Пророка, солляллаху алейхи ва саллям. Он надеялся, что благодаря этому прикосновению будет защищен от адского наказания.

Расскажем и о том, как сахабы делали таббарук через одежду Пророка, солляллаху алейхи ва саллям.

Салид ибн Саад, разыАллаху анху, как-то попросил у Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, накидку. Сподвижники сказали ему, что, вполне возможно, у Пророка её больше нет. Имам аль-Бухари приводит этот хадис. Сподвижник сказал: «Я надеюсь получить через неё баракат, после того как Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, её надевал». И он добавил, что надеется, что его в ней похоронят.

Асма, разыАллаху анха, рассказала, что рядом с Аишей, разыАллаху анха, была накидка Пророка, солляллаху алейхи ва саллям. Она сообщила, что после смерти Аиши, разыАллаху анха, эта накидка досталась ей. Асма была сестрой Аиши. Она рассказала, что они стирали эту накидку и водой, оставшейся после стирки, протирали больных, надеясь, что они выздоровеют. Если можно получить баракат через воду, в которой стирали чухъа Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, то отчего же нельзя получить баракат через самого Пророка, солляллаху алейхи ва саллям? Разве он хуже воды и чухъа? Кто даёт баракат через воду?

Те, кто отрицают тавассуль через мертвых, приводят в качестве доказательства своей точки зрения историю, где Умар, разыАллаху анху, сделал тавассуль через Аббаса для ниспослания дождя. Но вспомним, что именно сказал Умар? «Через дядю Пророка». Почему он делал тавассуль через Аббаса? Из-за того, что это дядя Пророка, солляллаху алейхи ва саллям. Аббас- часть, Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, – основа. Мол, ветвями можно, а корнями нельзя…

А что, накидка живая, что ли? Аллах в Коране разъясняет нам, что шахиды живы. Ведь Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, во время исра ва мирадж видел пророков живыми. Шахиды – это не только те, кто погиб на поле боя. Разве не является шахидом человек, который с искренним намерением идёт получать знания? Является. Об этом говорится во многих хадисах.

Имам Навави в своем шархе на «Сахих Муслим» пишет: «Этот хадис доказывает, что таббарук через наследие праведников и их одежду желателен». Если можно получать баракат через одежду праведников, то почему нельзя через них самих? На каком основании мы можем запретить человеку, который осознаёт свою слабость, делать тавассуль, то есть просить Аллаха выполнить свою нужду ради пророков, сподвижников и табиинов?

Если бы мы просили у Аллаха именно таким образом, то власть коммунистов длилась бы куда меньше семидесяти лет! Все верят в то, что Аллах всемогущий и что он ближе к нам, чем сонная артерия. Но мы-то что из себя представляем? Если бы мы хоть что-то из себя представляли, Аллах ответил бы на наши дуа. Мы не говорим, что Аллах их не слышал. Аллах всемогущий, вечный, живой. А вот мы не достойны того, чтобы Он отвечал на наши дуа. Чтобы законнектить два мобильника, нужно, чтобы оба телефона работали. В одном из хадисов говорится: «Грешите, едите харам, как ответить на ваши мольбы?»

Недостаточно знать один-два аята, нужно изучить всё по теме. Недостаточно знать пару хадисов, нужно знать все хадисы, касающиеся данного вопроса.

Сподвижник Аби Бурда, разыАллаху анху, передаёт, что, когда он приехал в Медину, то встретился с Абдуллой ибн Саллямой. Тот сказал ему: «Пойдем ко мне домой. Я тебе дам выпить из стакана, из которого пил Пророк, солляллаху алейхи ва саллям». Имам Бухари приводит этот хадис.

Муслим приводит хадис, что в доме Умм Сулеймы была посуда, из которой пил Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, и она повесила её на стену для бараката.

Бухари и Муслим передают, что Итбан ибн Малик передает, что в племени Бани Салим он был имамом в намазе. Он рассказывал, что после дождей ему тяжело было доходить до мечети. Однажды Итбан ибн Малик пришёл к Пророку, и сказал: «Я хочу, чтобы ты пришёл ко мне домой и сделал там намаз, чтобы я потом молился на этом месте». Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, пришел вместе с Абу Бакром, разыАллаху анху, и спросил Итбана ибн Малика, где тот хочет, чтобы он сделал намаз. Затем Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, помолился там, где его попросили. И впоследствии Итбан ибн Малик всегда делал намаз на этом месте для таббарука.

Если называть мушриками всех, кто делает тавассуль и таббарук, то надо записать в мушрики всех, кто жил в первые века Ислама, поголовно! Зато, конечно, человек, который родился в 15-м веке по хиджре, во время, близкое к Даджалю, не может не быть сиянием таухида! Такого не бывает. Если люди не знают, как правильно делать тавассуль, научи их, но не запрещай! Нельзя называть дозволенное запретным. Шариат не в нашей власти, мы не можем запретить всё, что, как нам кажется, ведёт к ширку. Что дозволено Шариатом, то дозволено. Что запрещено – запрещено. Обучите тех, кто этого не знает. Если болит зуб, не надо удалять всю челюсть! Нужно вылечить больной зуб, а не калечить человека! Мы не имеем права запрещать то, что дозволено Шариатом!

Теперь перейдем ко времени сподвижников.

Халид ибн Валид всегда носил волос с собой Пророка, солляллаху алейхи ва саллям. При битве Ярмук было убито много сподвижников, которые знали Коран наизусть. Потом из-за этой битвы Коран собрали в одну книгу. Во время битвы Халид ибн Валид потерял шапку, в которую был вложен волос Пророка, солляллаху алейхи ва саллям. Он, как глава войска, приказал найти эту шапку. Её нашли, принесли ему и спросили: «Неужели нельзя было сделать это после битвы?» Он ответил: «Нельзя, потому что там был волос Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, и я носил эту шапку во всех битвах, которые выиграл». Так Халид ибн Валид искал баракат через волос Пророка, солляллаху алейхи ва саллям. Халид ибн Валид был убежден, что Аллах творит всё, что происходит, но также он знал, что в этом мире Аллах установил «канун сабабия». Если мы хотим чего-то достичь в мирском, то пользуемся причиной: деньгами или связями. Так и Халид ибн Валид знал, что Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, – посредник во всём хорошем.

Ибн Касир, алим, мухаддис и историк, в книге «Аль-Бидая ва ан-Нихая» рассказывает, что, когда сподвижники шли на эту битву, они повторяли: «О Мухаммад, о Мухаммад». А в наше время появились горе-мухаддисы, которые принялись отрицать всё, что им не нравится. Это какой-то детский подход: что хочу – ем, что не хочу – не ем. Если бы что-то в этих словах противоречило акыде, ибн Кассир никогда бы не привёл их. «Аль-Бидая ва ан-Нихая» – это не детская брошюрка, чтобы содержать в себе ширк или призывы к ширку!

Теперь расскажем про кольцо Пророка, солляллаху алейхи ва саллям. После смерти Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, оно перешло к Абу Бакру, разыАллаху анху, затем к Умару, разыАллаху анху, затем к Усману, разыАллаху анху. Усман владел им около 6 лет. Потом оно упало в колодец «бируль-барис». Колодец осушили, но так и не смогли найти кольцо. Зачем сподвижники носили это кольцо? Ради бараката!

А сейчас вспомним, как делали таббарук табиуны.

Имам Шафии увидел во сне Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, и тот сказал ему: «Отправь кого-нибудь к имаму Ахмаду. Имаму Ахмаду придётся испытать много мучений, его будут заставлять признать, что Коран сотворён». Имам Шафии отправил своего ученика ар-Рабиа к Ахмаду из Египта в Багдад с письмом. После утреннего намаза Ар-Рабиа нашел его в мечети и передал письмо. Прочитав его, имам Ахмад расплакался. Ар-Рабиа спросил: «Тебя что-то огорчило?» Имам Ахмад ответил: «Нет, я обрадовался словам Пророка, солляллаху алейхи ва саллям». Затем имам Ахмад снял свою рубашку и подарил ее ар-Рабии. Когда тот вернулся в Египет, имам Шафии сказал, что не будет просить подарить или продать ему эту рубашку. Однако он попросил ар-Рабиа постирать эту рубашку, а потом принести ему воду, оставшуюся после стирки. Ар-Рабиа рассказывает, что видел, как Шафии каждый день мочил руку в этой воде и обтирал ею свое лицо. Ибн аль-Джавзи в «Манакиб Ахмад», а также ибн Асакир в книге «Тарих Димашк» пересказывают эту историю.

Мы должны понять, что из-за того, что мы едим сомнительную пищу, очевидное стало для нас непонятным.

Из Гаруль-Хира (именно там Пророку, солляллаху алейхи ва саллям, был ниспослан первый аят: «Икра») мы возвращались на такси, и таксист сказал, что посещение этого места – бида. Там и рядом с горой было написано, что это дурное новшество. Мы его спросили: «У вас часто проходят выставки новых машин. Вы ходите туда со своей семьей?» Он ответил: «Да, ходим», – и начал расхваливать эти выставки, мол, там машины бывают, мебель всякая.
Мы продолжили: «Вот вы ходите смотреть на достижения немусульман: на тойоту, мерседес, хаммер. Хоть что-то из этого имеет отношение к Исламу? Почему же мы не может ходить туда, где был ниспослан первый аят нашим Господом нашему Пророку, солляллаху алейхи ва саллям?!» Это для них бида, а ходить смотреть на машины – не бида!

Мухаммад Алави аль-Малики перед смертью говорил алимам Саудии: «Разве наши учителя, рассказывая про сиру Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, не показывали нам гору Хира – место, где Откровение впервые было ниспослано? Показывали! Так почему вы это отрицаете?!»

Потом таксист начал критиковать своих же. Вам всё понятно?

Мы рассказывали, как Итман ибн Малик пригласил Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, к себе домой, чтобы совершать намаз там, где молился Прорк, солляллаху алейхи ва саллям.

Как мы уже говорили, если таббарук дозволен, то тавассуль дозволен на все 100%. Усман ибн Хунейф передаёт, что к Пророку, солляллаху алейхи ва саллям, пришёл слепой и сказал: «О Посланник Аллаха, попроси у Аллаха, чтобы Всевышний вернул мне зрение». Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, сказал: «Если хочешь, я сделаю это; но если сделаешь сабру, это будет лучше для тебя». Затем он сказал: «Сделай омовение, соверши два раката, а затем прочитай такое дуа: «О Аллах, поистине я прошу тебя, и я обращаюсь к тебе через Мухаммада, Пророка Милости. О Мухаммад, я обращаюсь через тебя к Аллаху для выполнения моей нужды». Тирмизи, ибн Маджа, Ахмад приводят этот хадис. Хаким сказал, что хадис достоверен по условиям Бухари. Захаби согласился с ним.

О дозволенности тавассуля свидетельствует и история Биляла ибн аль-Хариса, которую приводит Бухари в своей книге «Тарих». Она есть и в других книгах по хадису. Хадис передается от Малики Дари, который был доверенным лицом Умара. Во времена Умара была сильная засуха. Билял ибн аль-Харис пришел к могиле Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, и сказал: «О Посланник Аллаха, попроси для своей уммы дождя. Ведь умма близится к гибели». Затем он уснул и увидел во сне Пророка, солляллаху алейхи ва саллям. Тот сказал: «Иди и расскажи обо всем Умару». Этот хадис приводится в книге «Тарих» имама аль-Бухари, а также в книге «Аль-Иршад» аль-Хафиза Абу Яла. Также его приводят аль-Байхаки в «Даляилу ннубуват» и ибн Хаджар в «Фатхуль-Бари». Последний добавил, что «иснад хадиса достоверен». Ибн Кассир приводит этот хадис в «Бидая» и пишет в своём тафсире: «Хадис достоверен».

Затем Умар-асхаб, разыАллаху анху, сделал тавассуль через Аббаса, дядю Пророка, солляллаху алейхи ва саллям. Те, кто отрицает тавассуль, умалчивают начало хадиса Биляла ибн аль-Хариса и приводят лишь его последнюю часть. Мухаммад Рамазан аль-Бути на одном из своих уроков сказал: «Они слепы на полхадиса: приводят часть и часть утаивают. Зачем? Почему они не приводят этот хадис полностью?» Книги по хадису – это ведь не буквари. «Фатхуль-бари» – известнейшая многотомная книга. У Бухари есть хадис про Судный день, когда люди будут обращаться за помощью сначала к Адаму, алейхи ссалям, затем к Мусе, алейхи ссалям, затем к Мухаммаду, солляллаху алейхи ва саллям. Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, не сказал ведь: «Не делайте ширка! Обращайтесь к Аллаху!» Если можно взывать к Пророку, солляллаху алейхи ва саллям, в маххшаре, значит, и в этом мире можно.

Мы надеемся, что перестанем обвинять мусульман в ширке и будем разъяснять религию. Лечить болезнь нужно знанием, а не такфиром.

Нужно понять, что, если возможен таббарук через волос праведника, то он дозволен и через самого праведника. Пусть Аллах даст нам тауфик увидеть истину истиной и следовать ей, увидеть ложь ложью и отстраниться от неё. Амин.



Источник: http://madrasah.ru
Категория: Суфизм | Добавил: Администратор (05.10.2010)
Просмотров: 2966 | Теги: табаррук, тавассул, ислам | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]