По свидетельству повелителя правоверных Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), который сказал:
عَنْ أَمِيرِ الْمُؤْمِنِينَ أَبِي حَفْصٍ عُمَرَ بنِ الْخَطَّابِ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ قَالَ : بَيْنَمَا نَحْنُ جُلُوسٌ عِنْدَ رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ذَاتَ يَومٍ إِذْ طَلَعَ عَلَيْنَا رَجُلٌ شَدِيدُ بَياضِ الثِّيابِ شَدِيدُ سَوَادِ الشَّعْرِ ، لا يُرَى عَلَيْهِ أَثَرُ الَّسفَرِ وَلاَ يَعْرِفُهُ مِنَّا أَحَدٌ، حَتَّى جَلَسَ إِلى النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، فَأَسْنَدَ رُكْبَتَيْهِ إِلى رُكْبَتَيْهِ ؛ وَوَضَعَ كَفَّيْهِ عَلَى فَخِذَيْهِ ، وَقَالَ : يا مُحَمَّدُ أَخْبِرْنِي عَنِ الإِسْلامِ ، فَقَالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : أَلإِسْلَامُ أَنْ تَشْهَدَ أَنْ لَا إِلٰهَ إِلَّا اللهَ وَأَنَّ مُحَمَّداً رَسُولُ اللهِ ، وَتُقِيمَ الصَّلاَةَ ، وَتُؤْتِيَ الزَّكَاةَ ، وَتَصُومَ رَمَضَانَ ، وَتَحُجَّ الْبَيْتَ إِنِ اسْتَطَعْتَ إِلَيْهِ سَبِيلاً . قَالَ : صَدَقْتَ . فَعَجِبْنَا لَهُ يَسْأَلُهُ وَيُصَدِّقُهُ . قَالَ : فَأَخْبِرْنيِ عَنِ الإَيمَانِ ، قَالَ : أَنْ تُؤْمِنَ بِاللهِ ، وَمَلاَئِكَتِهِ ، وَكُتُبِهِ ، وَرُسُلِهِ ، وَالْيَومِ الآخِرِ ، وَتُؤْمِنَ بِالْقَدَرِ خَيْرِهِ وَشَرِّهِ . قال : صَدَقْتَ ، فَعَجِبْنَا لَهُ يَسْأَلُهُ وَيُصَدِّقُهُ . قَالَ : فَأَخْبِرْنيِ عَنِ الإِحْسَانِ ، قَالَ : أَنْ تَعْبُدَ اللهَ كَأَنَّكَ تَرَاهُ فَإنْ لَمْ تَكُنْ تَراهُ فَإِنَّهُ يَرَاكَ . قَالَ : فَأَخْبِرْنيِ عَنِ السَّاعَةِ ، قَالَ : مَا الْمَسْؤُلُ عَنْهَا بِأَعْلَمَ مِنَ السَّائِلِ . قَالَ : فَأَخْبِرْنيِ عَنِ أمَارَاتِها ، قَالَ أَنْ تَلِدَ الأَمَةُ رَبَّتَهَا ، وَأَنْ تَرَى الْحُفاةَ الْعُرَاةَ الْعَالَةَ رِعَاءَ الشَّاةَ يَتَطَاوَلُونَ فِي الْبُنْيَانِ ، ثُمَّ انْطَلَقَ ، فَلَبِثْتُ مَلِيَّاً ، ثُمَّ قَالَ : يا عُمَرُ ، أَتَدْرِي مَنِ السَّائِلْ؟ قَلْتُ : اللهُ وَرَسُولُهُ أَعْلَمُ . قَالَ : فَإِنَّهُ جِبْرِيلُ أَتَاكُمْ يُعَلِّمُكُم دِيْنَكُمْ «. رَواه مُسلِم في صَحيحِهِ
Однажды, когда мы сидели с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), перед нами появился человек в необычайно белых одеждах и с необычайно чёрными волосами; на нём не было никаких следов дальнего путешествия, но никто из нас не знал его. Он подошёл и сел напротив Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Прикоснувшись коленями к его коленям и положив ладони на его бёдра, он сказал: «О, Мухаммад, расскажи мне об Исламе!».
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «(Суть) ислама заключается в том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, совершал молитвы, давал закят, соблюдал пост во время Рамадана и совершил хадж к Дому, если сумеешь сделать это».
Он сказал: «Ты сказал верно». И мы были удивлены, что он спросил (Посланника) и сказал, что тот сказал верно.
Он сказал: «Теперь расскажи мне об Имане («вера»)».
Тот сказал: «(Суть имана заключается в том) чтобы ты уверовал в Аллаха, и в Его ангелов, и в Его Писания, и в Его посланников и в Последний день, а (также в том, чтобы) уверовал ты в предопределённость как хорошего, так и дурного».
Он сказал: «Ты сказал верно».
Он сказал: «Расскажи мне об Ихсане.
Тот сказал: «Это значит: чтобы ты поклонялся Аллаху так, будто видишь Его, а если ты Его не видишь, тo (помня о том, что) Он, поистине, видит тебя».
Он сказал: «Теперь расскажи мне о Часе (т.е. о Судном Дне)».
Тот сказал: «Спрашиваемый не знает больше спрашивающего».
Он сказал: «Расскажи мне теперь о его предзнаменованиях».
Тот сказал: «У рабыни родится её госпожа, и ты увидишь босых, нагих, обездоленных пастухов, соревнующихся в строительстве высоких зданий».
После этого он ушёл, а я ещё остался ненадолго. Тогда он сказал: «О, Умар, знаешь ли ты, кто задавал вопросы?». Я сказал: «Аллах и Посланник Его знают лучше всего». Он сказал: «Это был Джабраил, который пришёл к тебе научить тебя твоей религии».
Приводится у Муслима в «Сахих»
Имам Ибн Дакик аль-’Ид (625-702 х/1228-1303 г) сказал, в комментарии к этому хадису:
هذا حديث عظيم قد اشتمل على جميع وظائف الأعمال الظاهرة والباطنة وعلوم الشريعة كلها راجعة إليه ومتشعبة منه لما تضمنه من جمعه علم السنة فهو كالأم للسنة كما سميت الفاتحة : أم القرآن لما تضمنته من جمعها معاني القرآن
«Это – великий хадис, в котором говорится обо всех предназначениях явных и тайных дел. Все шариатские науки восходят к нему и ответвляются от него, поскольку в целом он заключает в себе знание сунны и является как бы матерью сунны (умму-с-сунна). Точно также «Аль-Фатиху» называют «матерью Корана» (умму-ль-Куран) по той причине, что в целом она заключает в себе весь смысл Корана».
[Ибн Дакъикъ аль-Ид, «Шарх аль-Арбаин хадис ан-Навави», стр. 14]
Какие же науки ответвляются из этого хадиса? На этот вопрос отвечает имам Ибн Хаджар аль-Хайтами.
Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами (909-974 г.х.) в книге «Фатхуль Мубин», в мукъаддимат (введение) сказал об этом хадисе:
فتفصيلها يستدعي تطويلاً أقل ما يكون في ثلاث مجلدات ، يفصِّل في أحدها ؛ حكم الإيمان ، وهو علم أصول الدين ، وفي ثانيها ؛ حكم الإسلام ، وهو علم الفقه ، وفي ثالثها ؛ حكم الإحسان ، وهو علم التصوف ، هذا با لنسبة لحديثٍ واحدٍ منها ، وهو حديث جبريل الآتي ،
«Подробное толкование требует делать минимум три тома, в которых в первом томе разъясняется Иман, а это наука усулуддин (акыда), во втором томе Ислам, а это наука фикха, и в третьем томе Ихсан, а это наука тасаввуфа. Столько нужно сделать относительно лишь одного хадиса, а именно хадиса о Джибриле…»
[Ибн Хаджар аль-Макки, «Фатхуль мубин би шархиль арбаин», стр. 68]
Ибн Хаджар аль-Макки выделяет три основные науки. Это акыда (вероубеждение) или как по-другому её называют усулуддин, а также фикх и тасаввуф. Опираясь на этот хадис, мы знаем, что в вопросы акыды входит вера в Аллаха, Его ангелов, Его пророков, Его книги, Судный день и предопределение судьбы. В вопросы фикха входит намаз, пост, хадж, закят и все что связанно с ними, а также вопросы торговли, брака, джихада, и так далее. В вопросы тасаввуфа входит же работа над собой, с целью достижения степени ихсана в поклонении.
В рамках каждой этой науки появились определенные школы.
В вопросах акыды, есть две школы – это ашаритская от имени имама Абуль-Хасана аль-Ашари и матуридитская от имени имама Абу Мансура аль-Матуриди. Эти два имама, разъяснили нам какое должно быть вероубеждение у мусульман; что допустимо в отношении Аллаха, а что нет; какими качествами можно описывать пророков, а какими нет; разъяснили нам вопросы предопределения. Также в свое время они защитили вероубеждение Ахлю-с-Сунна от нападков различных сект, как муджассима, кадариты, джаббариты, мутазилиты, джахмиты, рафидиты и др.
Имам Муртаза аз-Забиди (1145-1205 г.х.), да смилуется над ним Аллах, сказал:
وقال الإمام المرتضى الزبيدي رحمه الله تعالى (إتحاف السادة المتقين 2/7): (وليعلم أنّ كلاًّ من الإمامين أبي الحسن وأبي منصور – رضي الله عنهما – وجزاهما عن الإسلام خيراً لم يبدعا من عندهما رأياً ولم يشتقا مذهباً إنما هما مقرران لمذاهب السلف مناضلان عما كانت عليه أصحاب رسول الله ‘ … وناظَرَ كلٌّ منهما ذوي البدع والضلالات حتى انقطعوا وولوا منهزمين) اهـ.
«Знай, что эти два имама (Абуль-Хасан аль-Аш’ари и Абу Мансур аль-Матуриди) не высказали никаких новых идей и убеждений, но лишь отстояли мазхаб саляфов, разделяя убеждения, которых придерживались сахабы, опровергая всех заблудших».
[Муртаза аз-Забиди, «Итхаф ас-садат аль-мутакин», 2/7]
В вопросах фикха, это четыре общеизвестные школы. Ханафитская (имам Абу Ханифа), маликитская (имам Малик), шафиитская (имам аш-Шафии), ханбалитская (имам Ахмад ибн Ханбал). Эти имамы разъяснили нам исламский Шариат, и его законы; вопросы поклонения и взаимоотношений между мусульманами в вопросах торговли, судопроизводства, брачно-семейных и наследственных отношений и т.д.
В вопросах тасаввуфа, это различные суфийские тарикаты, как шазалия, накшубандия, кадирия, чиштия, и др. Главное условие, это не противоречие Корану и Сунне. Основы и правила в тасаввуфе установил имам Абуль-Касим Джунайд аль-Багдади. Поэтому для определения суннитского тасаввуфа употребляют термин – тасаввуф (суфизм) Джунайда, что обозначает тасаввуф, который чист от порицаемых новшеств, и противоречий Шариату.
Сказал имам Джалалуддин ас-Суюти (849-911 г.х.) в книге «Итмам аль-дирая»:
قال إمام المحدثين السيوطي في (إتمام الدراية): «ونعتقد أن طريقة أبي القاسم الجنيد سيد الطائفة الصوفية علما وعملا طريق مقدم فهو خال عن البدعة دائر على التدبير والتسليم والتبري عن النفس يبني على الكتاب والسنة » أ.هـ.
«И мы убеждены, что тарикат Абуль-Касима аль-Джунайда, являющегося своими знаниями и деяниями господином суфиев, чист от нововведений, основан на полном мышлении (чист от бессмыслиц) полном отдавании себя подчинению Аллаху и чист от послушания нафсу. Он (тасаввуф) основан на Коране и Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)…»
С помощью тарикатов и духовных наставников (суфийских шейхов) мусульмане на протяжении 1000 лет очищали и воспитывали свой нафс (эго), избавляли свое сердце от всяких духовных болезней как, показуха, зависть, гордыня, самодовольство, высокомерие, и т.п.
Все вместе они представляют собой спасшуюся общину – Ахлю-с-Сунна валь-Джама`а (сунниты).
Имам Ахмад ад-Дардир аль-Малики (1127-1201 г.х.), да смилуется над ним Аллах, говорил:
قال الإمام العلامة أحمد الدردير – رحمه الله تعالى – في شرحه على منظومته في العقائد المسماة بـ » خريدة التوحيد » (ص 194): (واتبع سبيل الناسكين العلماء) ثم شرح عبارته فقال (جمع عالم وهو العارف بالأحكام الشرعية التي عليها مدار صحة الدين اعتقادية كانت أو عملية والمراد بهم السلف الصالح ومن تبعهم بإحسان وسبيلهم منحصر في اعتقاد وعلم وعمل على طبق العلم، وافترق من جاء بعدهم من أئمة الأمة الذين يجب اتباعهم على ثلاث فرق، فرقة نصبت نفسـها لبيـان الأحكام الشرعية العملية وهم الأئمة الأربعة وغيرهم من المجتهدين، ولكن لم يستقر من المذاهب المرضية سوى مذاهب الأئمة الأربعة، وفرقة نصبت نفسها للاشتغال ببيان العقائد التي كان عليها السلف وهم الأشعري والماتريدي ومن تبعهما، وفرقة نصبت نفسها للاشتغال بالعمل والمجـاهدات على طبق ما ذهب إليه الفرقتان المتقدمتان وهم الإمام أبو القاسم الجنيد ومن تبعه، فهؤلاء الفرق الثلاثة هم خواص الأمة المحمدية ومن عداهم من جميع الفرق على ضلال وإن كان البعض منهم يحكم له بالإسلام فالناجي من كان في عقيدته على طبق ما بينه أهل السنة) اهـ.
«Ты следуй за «уляма ан-насикин»». Затем он, прокомментировав эту свою фразу, сказал дальше: «Уляма – это множественное число от «алим (ученый) и это тот, кто знает шариатские решения на которых строится истинность (правильность) этой религии, будьэти решения по вероубеждению или же по практике поклонения. Под этими учеными имеются в виду ученые салафу салих и те, кто последовал за ними. И их путь в вероубеждении, в знании (теории) и в деяниях (практике) сводится в соответствии с наукой. И те, кто пришли после них из имамов уммы за которыми надлежит следовать разделились на три группы:
1. группа, которая взяла на себя разъяснение шариата (научных постановлений шариата) – это имамы четырех мазхабов (Абу Ханифа, Малик, аш-Шафии, Ахмад) и другие муджтахиды. Однако не был обоснован какой-нибудь другой мазхаб из допустимых мазхабов, кроме этих четырех.
2. группа которая взяла на себя разъяснение вопросов вероубеждения на котором были саляфы – это имамы аль-Аш`ари и аль-Матуриди и те, кто последовал за ними.
3. группа которая взяла на себя заниматься совершением хороших деяний и приложением больших усилий в этом в соответствии с тем путем по которому пошли предыдущие группы – и это имам Абуль-Касим аль-Джунайд и те, кто последовал за ним (суфии).
И эти три группы являются знатью Уммы Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). И все группы и течения за исключением этих трех групп находятся в заблуждении, даже если по некоторым из них есть решение, что они не выходят из Ислама. Следовательно, спасшийся – это тот, кто находиться в акыде на том пути, который соответствует тому, что разъясняет Ахлю-с-Сунна».
[Ахмад ад-Дардир, «Хариидату ат-Таухид», стр. 194]