Главная » Статьи » Суфизм

Ответы на вопросы

Как быть, если исполнял вирд постоянно, но однажды нечаянно пропустил?

Если мюрид постоянно исполнял вирд и пропустил его по уважительной с точки зрения Шари‘ата причине, ему вирд будет зачтен как совершенный, но если он оставил его преднамеренно, то это другое дело. Намеренно нельзя пропускать. Вирд, пропущенный по уважительной по Шари‘ату причине, Аллах запишет как совершенный, но намеренно не пропускайте/

Можно ли делать вирд без четок, по времени, 100 раз за 4 минуты?

Можно при необходимости, если не можешь сидя делать или нет четок. Это не запрещается. Но желательно, конечно, делать это сидя дома.

Если мюрид делает вирд шазалийского тариката семьсот раз после ночного намаза и дочитывает его утром, будет ли ему грех?

Делать по семьсот раз мы не обязываем. К примеру, ночью он смог прочесть триста или четыреста и закончил утром. Значит, четыреста прочитанных ночью будут тем, что он сделал ночью, а то, что прочел утром, – будет сделанным утром. Какой грех может быть за это? На шазалийских мюридов мы возлагаем стократный истигфар и салават, добавлять и довести до трехсот, пятисот и семисот они могут сами, по мере своей готовности. Кто может, пусть увеличит, а кто не может – пусть ограничится сотней. Сколько бы ни прочел утром, это будет утренним вирдом, а то, что сделал вечером, будет вечерним.

Если совершить вовремя половину тарикатского вирда, а вторую половину – после указанного времени, как это оценивается? Вирд при этом будет считаться исполненным вовремя?

Что имеется в виду конкретно? К примеру, если половину шазалийского вирда сделать вовремя, а половину с опозданием, то это допускается и будет считаться исполненым. В тарикате нужно соблюдать указанное время. На рассвете и после предзакатного намаза – истигфар салават шазалийского тариката и рабита накшубандийского. Это нужно делать вовремя, а для зикра сердца, муракаба, хабсу­нафаса нет специально отведенного времени, и можно исполнять их в любое время суток.

Нужно ли возмещать вирды, пропущенные во время болезни?

Нет, не нужно. К примеру, во время дозволенного сафара, по дороге в хадж вирды тоже совершаются неполноценно, но их не нужно возмещать. Так же и при болезни, если даже год проболел, пропущенные вирды не возмещаются. Старческая слабость, болезни и прочее подобное – это уважительные причины. Аллах запишет им так, как будто они все сделали, и возмещать не надо.

Что делать в первую очередь после совершения вирдов: рабита или вукуф?

Рабита и зикр сердца – это вещи, не связанные друг с другом. Рабита – это отдельный самодостаточный путь, не связанный с чем­либо другим, так же как и зикр. Зикр сердца можно исполнять в любое время, где бы и что мюрид ни делал. Рабита же исполняют утром и вечером по одному разу. Можно делать чуть раньше или чуть позже. Но самое лучшее время – это после рассветного и после предзакатного намазов. .

Можно ли шазалийский вирд делать сидя с семьей, с джамаатом?

Я не слышал и не читал о вирде с джамаатом. Не делается, каждый отдельно делает свой

Если делал истигфар-салават накшубандийского тариката и не успел завершить его до полуденного азана, можно ли завершить после него? Не лучше ли сделать его после предзакатного намаза?

А что же еще остается, если не сделал вовремя? Что сделано после предзакатного намаза, будет предзакатным. Возмещать утренний не возбраняется. По возможности лучше возместить, чем пропускать, от этого не будет вреда.

В какой последовательности следует делать шазалийский, накшубандийский вирды и зикр сердцем?

При возможности лучше сначала делать шазалийский, затем по 500 истигфар салават накшубандийского тариката, затем после утреннего намаза рабита, а потом зикр. Это желательный порядок.

Я встаю до утреннего азана. Как мне делать вирды?

Ну, это тот же вопрос. До рассвета очень желательно делать шазалийский вирд, затем накшубандийский истигфар салават. Муракаба и сердечный зикру можно делать в любое время, а для рабита это нежелательно, самое лучшее для рабита это время после утреннего намаза. Это самое ценное время для рабита. Остальное желательно делать до рассвета. Если мюрид встал до рассвета, что же ему еще делать, как не это?!

§2. Ответы на вопросы, касающиеся исполнения рабита и вукуфуль кальби

Что такое файз? Что значит вукуф?

Например, файз подобен ручью, а место, куда он течет, – водоем. Файз – это то, что поступает к нам извне, он подобен текущему ручью, а наше сердце подобно водоему. А вукуф – следить, представлять. Если человек вообразил себе, что считает деньги, – это не вукуф. Вукуф – значит, думать об Аллахе, обратить сердце к Аллаху, держать в нем мысли об Аллахе и слушать..

О вукуфуль-кальби, рабита и хузуре раньше тоже много говорили. Чем они отличаются?

Все они связаны друг с другом. К примеру, рабита не может получиться, если нет вукуфуль кальби, ведь смысл рабита в наблюдении за сердцем. Цель и сущность их одна. А в чем же разница? Следить за сердцем, сосредоточив его на слове «Аллах» и представляя при этом, что перед тобой Махмуд­афанди, – это рабита. Если нет Махмуда афанди – это будет вукуфуль кальби. Такая между ними разница, но смысл и цель одни и те же. Если представить устаза, делая вукуф, получится рабита.

Хотелось бы понять, следить за сердцем во время рабита – это значит следить за плотским сердцем или за духовным?

Конечно, за духовным сердцем, зачем нам плотское сердце. Это полезно для того, чтобы устранить отвлеченность (гафлат). Кто осилит, пусть делает. Это называется вукуфуль кальби, но его нужно делать правильно. К примеру, если человек в мыслях считает деньги и при этом следит за сердцем, разве можно назвать это вукуфуль кальби? Правильно будет, если, обратив мысли к Аллаху, следить за сердцем, удерживая в нем слово «Аллах». Это и есть вукуфуль кальби – наблюдение за сердцем. Если же, следя за сердцем, мысленно считать деньги или размышлять над чем­то другим, это не может быть вукуфуль кальби, такова его суть.

Можно ли делать вукуф после совершения рабита, истигфара, салавата и зикра?

Вукуф делают для бараката [благодати]. Вообще, делать вукуф – значит, направить свой [внутренний] взор на сердце. Это то же, что и хузур, поэтому вукуф должен быть везде: и во время молитвы, и при чтении Корана, при совершении вирдов. Хузур и вукуф неразделимы. Быть в хузуре – значит, помнить об Аллахе, а как же помнить о Нем, если не следить за сердцем? Следовательно, вукуф обязательно должен быть, но оттого, что о нем написано в задании, многие думают, что это что­то необычное. У кого есть возможность, пусть делают и после вирдов, а если нет возможности – не делайте.

Если при совершении рабита только пять минут уложились в указанное время, а остальные десять минут вышли за его пределы, будет ли рабита считаться совершенным вовремя?

Будет. Делайте как можете, но только не пропускайте.

Можно ли рабита шазалийского и накшубандийского тарикатов исполнять подряд, друг за другом?

Можно, если хочешь, но накшубандийскому мюриду необязательно совершение шазалийского рабита. Достаточно делать рабита на Махмуда афанди. Тот, кто желает, пусть делает оба подряд, друг за другом, можно и так. Человек, совершающий два рабита, будет подобен тому, кто доит двух коров, ведь от двух коров надой будет лучше, чем от одной. Это для того, кто может и хочет, но это, повторяю, необязательно. Накшубандийскому мюриду достаточно накшубандийского рабита. Да поможет Аллах!

Делая рабита, можно ли представить перед собой образ устаза?

Это очень больной вопрос, поскольку у ваххабитов появляется повод для нападок, когда мюриды кладут перед собой фотографии. Не кладите фотографии перед собой во время рабита, это не нужно. Ведь если просто вспомнить о Махмуде афанди или Сайфулле­Кади, их равхани тут же встают перед нами, хотя мы их и не видим. Когда мы забываем о них, равхани отдаляются, вспомним – приходят снова. Не нужно пытаться представить облик устаза. К примеру, мы все видели изображения Махмуда афанди и Сайфуллы­Кади, но при рабита достаточно убежденности в том, что устаз находится перед тобой. Не ставьте впереди фотографии и не старайтесь представить их облик, просто вспомните о них и будьте убеждены, что они сидят перед вами.

Если устаз не велел делать рабита, можно ли его делать после вирдов?

Рабита можно делать в любое время, для него нет специального времени. Но после вирда лучше совершать вукуфуль кальби (сосредоточение внимания на сердце), это и рекомендуется. А в общем, рабита можно делать всем и в любое время, это даже хорошо, но не следует делать это в качестве вирда

На бумаге, которую дал устаз, не написано, чтобы после вукуфа сказали «Илагьи анта макъсуди ва ризака матлуби». Можно ли это делать?

Можно, говори когда хочешь, это приравнивается к покаянию.

На кого делать рабита, если свой устаз находится рядом?

Валлахи, я скажу, что человек, на которого делают рабита, – это Махмуд­афанди. Другое дело – помнить и о своем устазе. Если здесь, передо мной, сидит мой устаз, как же мне не помнить о нем? Это другое дело. Но рабита нужно делать на Махмуда афанди.

А если устаз реально находится рядом?

Ну да, так оно и есть, это ничего не меняет. Если есть Махмуд­афанди, можно ли делать рабита на меня? Это недопустимо, так даже думать нельзя.


§3. Ответы на вопросы, касающиеся исполнения зикра сердцем.

Как совершать сердечный зикр, поминание Аллаха сердцем?

Приведем пример, чтобы было легче понять. Если вставить в магнитофон кассету с музыкой, он будет воспроизводить мелодию, не так ли? А если извлечь эту кассету и вставить другую с мавлидом, то мы услышим мавлид. Короче говоря, что бы ни было записано на кассете, магнитофон воспроизводит именно это. Вот так же у живого человека работает сердце: если я вспомню Аллаха, что будет в этом сердце кроме Аллаха? Вот это и есть сердечный зикр. Я вспомнил Аллаха, мое сердце повернулось к Аллаху, и оно будет поминать Аллаха. А если через некоторое время, например, забуду Аллаха и вспомню о деньгах словно кассету поменяли, первую вытащили и вставили другую, на которой песня о деньгах, – и теперь сердце начнет поминать деньги. Мне кажется, здесь нет ничего непонятного. Поминание сердцем – это не то, что говорится языком, это то, что в наших мыслях. Чем заняты наши мысли, тем занято и сердце: если мысли о деньгах сердце занято деньгами, если в мыслях Аллах сердце занято Аллахом, это и есть сердечный зикр.

Можно ли возместить зикр сердца, если пропустил?.

Можно, почему нельзя. Обязательную молитву тоже возмещают, если не совершил вовремя. Тарикатские задания, пропущенные без причины, можно возмещать. Если же пропустил по уважительной шариатской причине, то его необязательно возмещать, по милости Аллаха оно записывается как совершенное.

Когда читают зикр рухом или сиру, нужно ли обращать внимание на сердце?

Известно, что сердце это основа всех латаифов. Если человека учили сердечному зикру, а потом перевели на рух, то ему во время выполнения задания считается желательным делать вукуфуль кальб одновременно с чтением зикра на рух, то есть следить за сердцем. Когда читаешь зикр, с каждым латаифом желательно делать и вукуфуль кальб, т.е. приобщить к этому сердце. Для ясности можно сравнить латаифы с чашками: к примеру, у человека 4 или 5 пустых чашек, он заполнил одну чашку водой, т.е. в нашем примере закончил делать сердечный зикр, и теперь берется за следующую чашку, т.е. начал делать зикр рухом, но ему говорят, что, хотя он перешел к следующему этапу, он не должен забывать о первой наполненной чашке, за ней надо присматривать, а то может кошка выпить из нее или еще что случиться. Короче говоря, читая зикр рухом, следует приобщить к этому и сердце. Когда вместе с каждым латаифом делаешь вукуфуль кальб, результат бывает наилучшим. По мере своих возможностей так и нужно делать.

Есть ли разница в совершении зикра сердца с четками или без четок, когда находишься среди людей?

Нет такого времени, когда запрещалось бы совершать зикр сердца. Его можно делать в любое время, где бы вы ни находились. Что же касается перебирания четок, то если человек сидит и перебирает четки рукой, а сам в это время думает о деньгах, то сердце его будет поминать деньги. Но если даже без четок вспомнить о Всевышнем во время еды, работы, лежа, стоя, где бы и что бы ни делал, даже находясь в отхожем месте, то сердце будет поминать Аллаха. Четки ничего не определяют. А перебирать их сидя в мечети можно, почему бы и нет, ведь мы совершаем поклонение ради Аллаха. Но если наша цель в том, чтобы люди увидели нас с четками, тогда все наши усилия пропадут зря. Если же нет такой цели, то в перебирании четок на виду у людей нет ничего запретного. И все же лучше делать зикр без четок, поклоняться лучше скрытно, чем явно

Можно ли воздаяние за сердечный зикр посылать родителям?

За любое верослужение детей родители и так получают вознаграждение, и специально посылать его нет никакой необходимости. Говорится же, что бывают вещи, за которые воздаяние не прекращается и после смерти человека, например, за посаженное фруктовое дерево, проведенную воду или хороших верующих потомков.

Если во время сердечного зикра в сердце будет не Аллах, а другие мысли, будет ли это ширком?

Ширка не будет. Приведем пример. Во время рабита или зикру нужно держать в сердце Аллаха, т.е. быть в хузуре. Главной целью рабита и зикра является хузур, без хузура ни того, ни другого не бывает. Однако Сайфулла­Кади (к.с.) сказал, что постоянно быть в хузуре почти невозможно. Что же делать? Делайте тавбу от беспечности (гафлата), я так делаю. Когда вспомню раскаиваюсь. В Судный день мы будем жалеть о каждом вздохе без хузура, но поскольку невозможно постоянно быть в хузуре, у нас есть милость Аллаха, совершим покаяние и смоется грех гафлата.

Аллах от всего дал нам лекарство, пусть задавший вопрос чаще делает тавбу, ведь рабита подобно свету, освещающему темную комнату. В полной темноте не наведешь порядка, а если включить свет, то можно и прибраться в комнате. И даже слегка мерцающий свет лучше, чем полная темнота. Рабита и зикру, совершенные без полноценного хузура, подобны мерцающему свету. Хоть наша лампочка и моргает от плохого контакта, но это лучше, чем находиться в кромешной тьме, т.е. чем вообще не делать. Но надо стараться сохранять хузур..

Из книги "Сборник выступлений Саида-афанди (къ.с)"

 


Источник: http://www.sufizm.org
Категория: Суфизм | Добавил: Zainab (18.03.2013)
Просмотров: 8148 | Теги: вукуф, зикр, адаб, суфизм, тассавуф, рабита, вирд | Рейтинг: 2.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]