Главная » Статьи » Суфизм

Ученые о суфизме

Истина суфизма. Ученые Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а о суфизме

 

Автор:  Курамухаммад-хаджи Рамазанов

 

Ученые Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а о суфизме

 

1. Хасан аль-Басри (да будет доволен им Аллах). В предыдущей главе вы читали историю о суфии, которую рассказал Хасан аль-Басри. 

 

[Хасан аль-Басри   сказал: «Я увидел одного суфия, который совершал таваф вокруг Каабы, и хотел было дать ему денег, но он отказался от них и сказал: «У меня есть четыре монеты (даник), этого мне достаточно»»(1).]

 

Этот суфий не стал брать деньги у Хасана аль-Басри, сказав, что ему достаточно того, что есть - а у него было даже одного дирхама. Хасан аль-Басри рассказывает эту историю, поразившись истинному богатству сердца этого человека.

 

Посланник Аллаха (صلى الله عليه و سلم) сказал:

 

Истинное богатство – это не большое количество денег, а богатство сердца (души)(2).

 

Хасан аль-Басри  – это человек, которого возвеличивают му’мины во всем мире, самый лучший человек из поколения табиинов, которые жили после сахабов.

Более того, некоторые алимы считают, что стоит выше, чем Увайс аль-Карани, Са’ид бин Мусаййиб, Умар ибн Абд аль-Азиз (да будет доволен ими Аллах) (3). И его слова признает вся Исламская Умма. Он родился в 25 году Хиджры, умер в 110.

 

2. Суфьян ас-Саври (да будет доволен им Аллах).

 

Суфьян ас-Саври  сказал:

Если бы не суфий Абу Хашим, я бы не узнал тонкости рия(4).

 

Если, как говорят востоковеды и заблудшие, суфизм – это не часть Ислама, как может быть, что один из самых крупных имамов в фикхе и хадисе Суфьян ас-Саври получил ответы по поводу рия от суфия Абу Хашима? Ведь согласно хадису, рия – это малый ширк.

Суфьян ас-Саври умер в 161 году Хиджры – он жил в самой середине трех веков, которые Посланник Аллаха назвал лучшими. Ведь имам в хадисе и фикхе Суфьян ас-Саври не сказал, что [Абу Хашим] христианин, мушрик, индус, йог или огнепоклонник, как называют суфиев кафиры-востоковедов и заблудшие.

 

3. Имам Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах).

 

Он всегда был вместе с известными суфиями - Абдуллах ибн Мубарак, Ибрахим ибн Адхам, Шакик Балхи, Ляйс бину Са’ад, Хасан бин Салим  и другими (да будет доволен ими Аллах).

 

Также Имам Абу Ханифа  брал знания у известных суфиев, например, Джа’фар ас-Сиддык, Мухаммад Бакир, Хаммад бин Абу Суляйман (да будет доволен им Аллах) (5).

 

В Хашият Ибн Абидина и ад-Дураруль-Мухтар сказано:

 

Давуд ат-Та’и, (да будет доволен им Аллах), взял от Абу Ханифы и тасаввуф, и Шариат(6).

 

Давуд Та’и  передал иджазу Ма’руфу аль-Кархи (да будет доволен им Аллах), он передал Сария ас-Сакати (да будет доволен им Аллах), он передал аш-Шибли – одна из ветвей Накшбандйского тариката шла так.

 

Имама Абу Ханифа  родился в 80 году Хиджры, т. е. и он жил в самые лучшие три века.

 

Он – самый великий имам в Шариате. Он брал знания у более чем четырех тысяч ученых, а тех, кто брал знания у него – 1500 человек, из которых 40 достигли степени муджатахида. Он каждый день дважды или более раз прочитывал весь Коран. Когда он был в Багдаде, он прочитал Коран пять тысяч раз. Его ученик Мухаммад-Хасан (да будет доволен им Аллах) написал около тысячи книг.

 

Имам 40 лет совершал фаджр с омовением, совершённым для ‘иша. То есть он не спал всю ночь и поклонялся. Этот мубарак не называл суфиев, которые его окружали, греками, индусами, зороастрийцами или мушриками. Теперь подумайте, мусульмане: кому лучше верить – Имаму Абу Ханифе  или востоковедам и заблудшими?

 

4. Имам Малик (да будет доволен им Аллах).

 

Имам Малик – имам одного из четырех мазхабов. Он тоже муджтахид мутлак, имам в хадисе, Имам Мединцев. Он брал знания у семисот ученых и триста из них были табиинами. Он родился в 90 году по Хиджре и тоже жил в самые лучшие три века. И он никогда не прорицал суфизм, напротив, его самыми лучшими учениками были суфии Ибрахим бин Адхам (да будет доволен им Аллах), Зуннун аль-Мисри (да будет доволен им Аллах), Абдуллах ибн Мубарак (да будет доволен им Аллах) (7).

 

Имам Абу Ханифа  сказал о нем:

 

Я не видел человека, который знал бы Сунну Посланника Аллаха (صلى الله عليه و سلم) лучше Имама Малика(8).

 

Посланник Аллаха (صلى الله عليه و سلم) сказал:

 

Люди будут искать знаний везде, но они не найдут того, кто знает больше, чем ученый из Медины(9).

 

Ибн ‘Уяйна (да будет доволен им Аллах) и Абд ар-Раззак (да будет доволен им Аллах) сказали, что этот хадис относится к Имаму Малику.

 

Этот великий имам (имам Малик) сказал:

 

Кто бы ни стал изучать шариатские науки и не изучил тасаввуф – он будет фасиком (т.е. станет ослушаться Алаха)(10).

 

Представьте – этот выдающийся имам в хадисе и в фикхе дружил с суфиями и говорит о том, что не обойтись без его изучения. Кому верить - этому Имаму или заблудшим и востоковедам, который вообще не мусульмане.

 

5. Имам аш-Шафи’и (да будет доволен им Аллах).

 

Имама аш-Шафи’и  – это ученый, который заполни мир знанием. Он - океан знаний хадиса и тот, кто заложил фундамент науки усуль аль-фикх. Он каждый день читал Коран полностью, в 7 лет знал его наизусть, а в 10 лет знал наизусть известную книгу Имама Малика  Муватта. В 15 лет он был муджтахидом, который давал фетвы.

 

Он - имам Шафиитского мазхаба, один из четырех имамов-мазхабов.

 

Посланник Аллаха (صلى الله عليه و سلم) сказал:

 

Не поносите курайшитов – из их числа будет ученый, который заполнит знанием весь мир(11).

 

Этот хадис, как говорят ученые, относится к Имаму аш-Шафии . Абдуль-Малик Исфахани  сказал, что этот хадис подходит только имаму аш-Шафии.

 

Также, имам аш-Шафии  – муджаддид второго века по Хиджре. Об этом сказал Имам Ахмад (да будет доволен им Аллах) (12).

 

Имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) сказал:

 

Я дружил с суфиями и узнал от них три мудрых выражения:

 

«1. Время  -  как меч, если ты его не отсечешь, он отсечет тебя.

2. Если ты не повернешь свой нафс к благу, он повернет тебя к злу.

3. Отсутствие [чего-либо] – это спасение» (13).

 

Имам аш-Шафии сказал:

 

Мне была внушена любовь к трем вещам в этом мире:

1. Отказ от неестественности

2. Мягкое отношение к людям

3. Следование пути суфиев (ахлу тасаввуф) (14).

 

Еще Имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) сказал в стихах:

 

Будь и факихом, и суфием - но не одним из них.

Поистине, я наставляю тебя ради Аллаха.

Факих, но не суфий – у него грубое сердце и оно не знает вкуса таква

Суфий, но не факих – он джахиль, а как же преуспеет джахиль?(15).

 

Теперь подумайте, дорогие мусульмане, кому верить – нашему имаму аш-Шафи’и или отрицающим [истину] или востоковедам-кафирам? Имам аш-Шафи’и сам дружил с суфиями и призывал быть суфиями. Что говорят востоковеды и отрицающие [истину] вы уже видели.

 

Некоторые приводят слова от Имама аш-Шафи'и о том, что ставший суфием к полудню станет сумасшедшим(16). Однако эти слова отвергаются другими словами самого Имама аш-Шафи’и  [которые мы уже процитировали]. Даже если эти слова были сказаны [и даже если они достоверные] – Имам аш-Шафи’и мог сказать их до встречи с [истинными] суфиями. Что касается ибн Джавзи аль-Ханбали – то многое из того, что он говорил о хадисах и тасаввуфе, было отвергнуто учеными, которые жили после него.

 

 

6. Имам Ахмад (да будет доволен им Аллах).

 

Имам Ахмад  – один из самых великих имамов в фикхе и хадисе. Он написал Муснад, в котором собрал 30 тысяч хадисов(17).

 

Он сам знал наизусть более 700 тысяч хадисов, его называют имамом Ахлю-с-Сунна.

Он поклонялся каждую ночь, и каждый день полностью прочитывал Коран. Передают, что когда он умер, на его похороны собралось более 1,5 миллиона человек. Он родился в 164 году по Хиджре, умер в 241.

 

И он был из числа тех, кто любит суфиев и дружил с ними.

 

Эти отрицающие [истину], которые появились в последнее время, стараются представить все так, что имам Ахмад был противником суфизма. И доводом в пользу этого они приводят тот факт, что имам Ахмад запретил встречаться с известным суфием Харисом аль-Мухасиби (да будет доволен им Аллах).

 

Ибн Касир пишет, что Харис аль-Мухасиби  был крайне далеким от дуния человеком, но Шариат не требует [от каждого мусульманина] такой степени отдаленности от дуния – и именно стало причиной такого запрета Имама Ахмада (да будет доволен им Аллах).

Имам аль-Байхаки  считал, что причиной этого запрета была приверженность Хариса аль-Мухасиби (да будет доволен им Аллах) ‘Ильмуль-калям.

 

Но при этом, имам Ахмад  попросил Исмаила бин Исхака Сираджа  позвать к себе в гости Хариса аль-Мухасиби  и его мюридов. Сам Имам Ахмад  в это время сел в месте, где его не видел никто из присутствовавших, но он видел [и слышал] их всех. Когда имама Ахмад  услышал проповедь Хариса аль-Мухасиби (да будет доволен им Аллах), он заплакал, и чуть было не потерял сознание. После проповеди он сказал, что никогда не слышал проповеди, в которой настолько красиво говорилось о вара’ (скрупулезность в религии) и отстранении от дуния(18).

 

Даже если бы Имам Ахмад  полностью отвергал бы Харисал аль-Мухасиби  – это не означает, что он был противником суфизма. Как бы там ни было, когда отрицающим [истину] больше не за что зацепиться, они рассказывают сказки, чтобы пустить людям пыль в глаза. Ведь они говорят, что следуют мазхабу Имама Ахамада  [поэтому им нужно найти для себя оправдание в глазах людей в том, что они не относятся к суфизму так же, как относился Имам Ахмад]. Имам Ахмад  был настолько тверд в религии, что оставлял общение со всяким, кто делал даже небольшое порицаемое [в религии] дело. Известно, что он прервал все связи с известным ученым Яхьей бин Му’ином (да будет доволен им Аллах).

 

Большинство ученых говорит о том, что Имам Ахмад  прервал общение с Харисом аль-Мухасиби  из-за его книги по каламу, которую он написал против мутазилитов.

 

Что касается суфиев – Имам Ахмад  любил их.

Когда он услышал, что умер известный суфий Бишр Хафи (да будет доволен им Аллах), он сказал:

 

Ему не было равных, кроме Амра бин Кайса. Если бы он (Бишр Хафи) был женат, то достиг бы большего совершенства.

 

Передают даже, что Имам Ахмад сказал после смерти Бишр Хафи, что не осталось человека, подобного ему(19).

 

Несмотря на то, что в ильму-захир Имам Ахмад (да будет доволен им Аллах) и Яхья бин Му’ин (да будет доволен им Аллах) были более знающими, они посещали Ма’руфа аль-Курхи (да будет доволен им Аллах), чтобы получить от него ответы на свои вопросы(20).

 

Сначала Имам Ахмад  говорил своему сыну, чтобы тот держался подальше от суфиев, но после того, как он завел дружбу с Абу Хамзатом Багдади  и узнал суфиев, он сказал [сыну]:

 

Будь с ними – они опередили нас в знаниях, в обережении сердца, в таква и в отстранении от дуния, в высоких устремлениях(21).

 

Известный Имам Ибрахим бин Абдуллах ‘Аляи (да будет доволен им Аллах) передал, что имам Ахмад  сказал:

 

Я не знаю людей, дороже суфиев.

 

Кто-то сказал, что они люди, на которых нисходят странные состояния.

 

Имам Ахмад ответил:

 

Пусть они какое-то время (в тексте – час) радуются [радостью полученной] от Аллаха(22).

 

Дорогие Мусульмане – четыре Имама жили в самые лучшие три века, они были самыми великими имамами своего времени. Они хвалят и очень высоко ценят суфизм, а востоковеды и заблудшие клевещут на него, говоря, что суфизм - это язычество, буддизм ли христианство. Подумайте об этом.

 

 

 

Сноски:

 

1. См. Изданную в Ираке Ман хува ат-Тасаввуф, стр. 27; И изданную в Египте Исламун биля Мазахиб, стр. 491; и в Аль-Лама’ Сиража ат-Туси, стр. 42.

2. Бухари, Муслим.

3. Его считают «пятым Праведным Халифом».

4. Рия – показуха. Так же называется «малым ширком».

5. Итхаф, том 1, стр. 329.

6. Ад-Дураруль Мухтар, том 1, стр. 43.

7. Итхаф, том 1, стр. 318.

8. Фатхуль-‘Аллям, том 4, стр. 315.

9. Тирмизи, Хаким.

10. Аль-Мавсу’ату Юсуфият, стр. 55; Хашият аль-‘Адави, том 3, стр. 95; [Мулла] Али аль-Кари, ‘Айн аль-‘Илли, том 1, стр. 33; Хакаику ‘ан ат-Тасаввуф, стр. 566.

11. Абу Давуд, Хаким.

12. Ибн Касир, аль-Бидая ва-н-Нихая, том 10, стр. 614.

13. Аль-Мавсу’ату Юсуфият, стр. 54; Джалалуддин Суюти, Таййидуль-Хакикат, стр. 15.

14. ‘Аджлуни, Кашфуль-Хафий, стр. 341; Хакаику ‘ан ат-Тасаввуф, стр. 567.

15. Диван аш-Шафи’и, стр. 25.

16. Противники суфизма приводят слова якобы сказанные имамом аш-Шафии: «Если человек с утра упражняется в суфизме, то не придет обеденное время, кроме как он станет глупцом». Эту цитату приводит Абу аль-Фарадж ибн аль-Джаузий, в книге «Тальбис иблис».

 

Высказывание почти похожее на это приводится и в другой книге под названием «Хульят аль-Авлия’». Приведем оригинал этой цитаты:

حدثنا محمد بن عبد الرحمن حدثني أبو الحسن بن القتات، حدثنا محمد بن أبي يحيى، حدثنا يونس بن عبد الأعلى، قال: سمعت

الشافعي يقول: لولا أن رجلا عاقلا تصوف لم يأت الظهر حتى يصير أحمق

 

«Нам рассказал Мухаммад ибн Абдуррахман, мне рассказал Абу-ль-Хасан ибн аль-Катат, нам рассказал Мухаммад ибн Аби Яхья, нам рассказал Юнус ибн ’Абд-уль-А’ля, который сказал, что слышал как имам аш-Шафии сказал: «Если умный человек не станет суфием, не придет обед, как он станет идиотом» (Хульят аль-Авлия‘, том 4, стр. 411).

 

Теперь возникает вопрос, какой вариант правильный? Что именно сказал имам аш-Шафии? Мы считаем, что версия книги «Хульят аль-Авлия‘» является верной по следующим причинам:

 

1. Автор книги Хульят аль-Авлия‘, Абу Нуайм аль-Исбахани умер в 430 году по хиджре, а автор книги «Тальбис иблис» умер в 597 году по хиджре, т.е. через 167 лет после Абу Нуайма. За это время многие люди могли перефразировать это высказывание, ведь врагов Ислама и в частности суфизма было достаточно!

 

2. В книге «Хульят аль-Авлия‘» приводится вся цепочка передатчиков (иснад) этого изречения, начиная с Мухаммада ибн Абдуррахмана, который ему это сказал, до Юнуса ибн Абд-уль-А’ля, который рассказал, что слышал от имама аш-Шафии, а в книге «Тальбис иблис» не приводится цепочка, а лишь упомянуто имя Юнуса ибн Абд-уль-А’ля, который жил во время имама аш-Шафии. Очевидно, что сам Ибн Джавзи аль-Ханбали не мог услышать эти слова от Юнуса ибн Абд-уль-А’ля, а от кого он их услышал не сказано.

 

3. Если даже допустить, что имам аш-Шафии высказался подобным образом, после изучения книги «Тальбис иблис» становится ясно, о каких именно суфиях говорил имам аш-Шафии. Эта книга посвящена порицанию ошибок, которые совершают представители многих заблудших течений, а также представителей различных религиозных наук, как чтецы Корана, мухаддисы, факихи и проповедники и другие. Например, автор пишет о чтецах Корана: «Из них [чтецов Корана] есть такие, которые заняты необыкновенными чтениями и изобретениями этих чтений [мелодий] и большую часть жизни тратят в поисках этих чтений и составление книг про это, и это их отвлекает от изучения фарзов и обязательных вещей» (стр. 137). Разве может это означать, что читать Коран нельзя, или, что чтецы Корана заблудшие люди? Конечно же, нет! Точно также, порицание так называемых суфиев, которые не следуют Шариату, не означает, что все суфии или весь суфизм есть заблуждение.

 

4. Доказательство  того, что эти слова о лжесуфиях есть в книге «Манакибу Шафии» Имама аль-Байхаки.

Имам аль-Байхаки сам разъясняет: «Этими (критичными) словами имам имел в виду тех, кто вступил в суфизм и ограничился названием (суфия), а истинным смыслом суфизма. Имам имел в виду того, кто, укрываясь за суфизмом переставал зарабатывать на жизнь и весел на шее мусульман, не беспокоясь о них (т.е. имам имел в виду того, кто укрываясь за маску суфизма, наплевательски висел на шее мусульман). Имам имел в виду того, кто не приобретал знания и не занимался поклонением (Аллаху).

Имам аш-Шафии описал таких суфиев еще и такими словами: «Суфий не бывает суфием, пока в нем не объединится четыре качества: чрезмерная лень, употребление много пищи, много спать и много не нужной речи (деяний)». Поистине имам раскритиковал из так называемых суфиев тех, кто имеет такие качества. А те же из них, кто был чистым в суфизме, с истинным упованием на Аллаха, соблюдая этику шариата в поклонении Аллаху, и в отношении людей, то имам аш-Шафии поддерживал связи с ними (т.е. с истинными суфиями) и даже получал у них знания. (Обратите внимание, имам получал советы у истинных суфиев). («Манакибу аш-Шафии, том. 2, стр. 207-208, издательство «Мактабату дари ат-Тарас»)

 

17. Итхаф, 1 том, стр. 339.

18. Ибн Касир, аль-Бидая ва-н-Нихая, том 10, стр. 692.

19. Ибн Касир, аль-Бидая ва-н-Нихая, том 10, стр. 659.

20. Итхаф, 1 том, стр. 269.

21. Хакаику ‘ан ат-Тасаввуф, стр. 567; Аль-Мавсу’ату Юсуфият, стр. 55.

22. Гизауль-альбаб, том 1, стр. 120.

Категория: Суфизм | Добавил: Администратор (27.07.2011)
Просмотров: 2947 | Теги: кто такие суфии, тарикат, суфизм, ученые о суфизме, истина суфизма, мнения ученых | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]