Главная » Статьи » Ваххабизм |
Бидъа
О Нововведениях в религии (Бид’ат) Сказано было Посланником (мир ему и благословение Аллаха): «Когда
Бид’ат распространится повсеместно, и пришедшие позже будут проклинать
предыдущих, пусть тот, кто знает, сообщит об этом всем! Если не будет
говорить и скроет, то (будет считаться, что) он скрыл Священный Коран,
ниспосланный Аллахом». [Ибни Асакир].
Бид’ат, - это то, что появилось позже: - Новшество; Нововведение.
Нововведение может быть: 1) В Мирской Жизни, Обычаях. 2) В Поклонениях (Ибадат).
1) Бид’ат в Мирской Жизни, Обычаях: К примеру,
носить не противоречащую шариату неисламскую одежду, обувь, или же пить
чай, кофе, - религия не запрещает. В хадисе сообщается, что Пророк (мир
ему и благословение Аллаха) ин огда надевал обувь, которую обычно носили
священники, пользовался одеждой греческого покроя. [Тирмизи].
От таких новшеств не ожидают каких-либо духовных
вознаграждений от Аллаха. Их цель – получение лишь мирских благ. Если
такое новшество не нарушает какое-либо религиозное поклонение, или же не
является чем-либо запрещенным (харам) в Исламе, то за это нововведение
не будет греха. Различные нерелигиозные науки и научные исследования не
являются Бид’атом в религии. Напротив, - шариат предписывает изучать
науки, стремиться к научным достижениям. В книге «Мевдуат-уль-улюм» приводятся хадисы, в которых сказано: «Получайте
знания, даже если они в Китае!» «Науки и искусство, - утраченные
имущества верующего. Пусть берет, где бы ни нашел их».
2) Бид’ат в Поклонениях: - Это выдуманные или
привнесенные из других конфессий убеждения, слова, действия в религии,
отсутствовавшие во времена Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и
четырех праведных халифов. Некоторые Нововведения (Бид’ат) в поклонениях являются большим грехом, а некоторые – куфром (выводящим из веры).
Сказано в хадисе в переводе смысла: «Всякое нововведение в религии – Бид’ат, а каждый Бид’ат – заблуждение. И каждое заблуждение ведет в Ад». [Бухари, Муслим, Ибни Маджа, Насаи].
Те, кто вносит нововведения в религию, считают, что в шариате
есть недостатки и выдумывают новые условия. Например, они считают, что в
сборниках выдающихся мухаддисов могут быть выдуманные хадисы. Это
неуважение к ученым, как правило, объясняется их гордыней, повышенной
самооценкой.[1]
Ахмад б. Мухаммад ат-Тахтави (ум. в 1231/1816) в своих комментариях к книге «Дурру’ль-Мухтар»[i] пишет: «Спасшаяся община (Фырка-и наджиййа) объединилась
в 4-х мазхабах ахлю-с-сунна валь-джамаа (Ханафи, Малики, Шафии,
Ханбали). Кто не следует ни одной из этих 4-х религиозно-правовых школ,
относится к числу Ахл-и Бид’ат, которые стоят на пути, ведущий к Аду». ["Хашийатуаля-д-Дурр-уль-МухтаршархуТанвир-уль-Эбсар"].
О Бид’ате, Сунне и Различии в Мнениях (в Иджтихаде) ученых
Вопрос: Имам Раббани (да будет
милостив к нему Аллах) считает, что принимать словесное намерение перед
вступлением к молитве, является бид’атом. Он не принимает выражение
«Бид’ат-уль-хасана» - хорошее деяние. Так что же теперь, принимающие
словесное намерение совершают бид’ат, а ученые, считающие это бид’атом
хасана, - в заблуждении?
Ответ: Различие во мнениях
муджтахидов по одному и тому же вопросу – это милость Аллаха! Об этом
говорится в хадисе от Байхаки. Один ученый по какому-либо вопросу может
сказать, что это бид’ат; другой – что это дозволено, а третий может
сделать вывод (иджтихад), что это сунна. И таких выводов среди
муджтахидов по религиозному праву - великое множество. Даже в одном
мазхабе могут быть разные иджтихады алимов. Например, на сегодняшний
день начало времени Предвечерней молитвы (Саляту’ль-Аср) дается по
иджтихаду Имамейна.[2] А по иджтихаду Имама А’зама Абу Ханифы, намаз, исполненный в это время – будет недействительным.[3]
Такое положение существует как внутри мазхабов, так и между мазхабами. К
примеру, участие в праздничной молитве по мазхабу Ханафи – ваджиб, а по
остальным трем – сунна. Может быть и такое различие в иджтихаде: чтение
«аят-аль-курси» после фард намаза по мазхабу Шафии – сунна, а по
мазхабу Ханафи – бид’ат, так как «аят-аль-курси» у ханафитов читается
после полного окончания молитвы (фард+сунна). Нельзя обвинять ученых
из-за такого различного иджтихада, ведь шариат обязывает их, достигших
уровня вынесения решений, действовать только по своему личному пониманию
существа вопроса.
Принятие перед молитвой намерения в душе,
является условием обязательным (фардом) во всех 4-х мазхабах. Ни в одном
из них не будет намерение действительным, если оно произнесено только
словесно. Человек должен быть готов к молитве, прежде всего, – душой.
Есть ученые, которые считают, что дозволено призносить намерение еще и
словесно. Такое же положение и при поднятии пальца при ташаххуде в
молитве. Одни алимы говорят, что лучше этого не делать, а другие – что
это сунна. Что делать в этом положении нам, обычным мусульманам? У нас
один единственный путь познания Шариата, и это – следование выводам
ученых своего мазхаба! Нет таких проблем, которые бы не были разрешены в
нашей религии!
Ученые Ислама разделили Нововведения – Бид’аты на два вида: Бид’ат-уль-хасана и Бид’ат-ус-сеййиа.Появление школ и книг ученые относят к хорошим нововведениям - Бид’ат-уль-хасана. В книге «Хадика…»
говорится: «Наша религия дает разрешение на использование таких
новшеств из-за того, что они помогают совершать определенные
поклонения».
Хазрат Имам Раббани считает, что нельзя осквернять хорошие вещи, дозволенные религией, словом Бид’ат, а надо их называть «Суннат-уль-хасана» - «Хорошие деяния». Слово «Сунна» применяется здесь в значениях путь, дело, которые могут быть и хорошими, и плохими. Об этом сказано в хадисе от Муслима, да будет милостив к нему Аллах.[4]
Нельзя считать, что хазрат Имам Раббани не принимает Бид’ат-уль-хасана.
Он не принимает лишь такое название хорошему деянию. К примеру, если
назвать слово «бид’ат» скверной, то получится, что скверна бывает
хорошая (Бид’ат-уль-хасана), и бывает плохая (Бид’ат-ус-сеййиа). Если
совершаемое деяние – хорошее, то и называть его надо «хорошим деянием» -
Суннат-уль-хасана, а не осквернять это деяние словом «Бид’ат».
Бид’ат, совершаемый в наши дни
Как известно, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) после окончания намаза (сунны или фарда), произносил: «Аллахумма антассаляму ва минкяссалям табаракта йа зель-джеляле вель-икрам», и
сразувставал к исполнению фарда или сунны. Однако в наши дни вместо
того, чтобы после этого сразу встать на следующую молитву, читают дуа.
Известно так же, что после полного окончания молитвы (сунна+фард+сунна)
обращаться с мольбой (дуа) к Всевышнему Аллаху надо в соответствие с
сунной только после прочтения Аят-аль-Курси и произнесения тасбихов, но в
наши дни, часто, вместо Аят-аль-Курси читают дуа «Салятан Тунджина» или
еще какую-либо мольбу к Аллаху. Это и есть нововведение, которое меняет
сунну Посланника (мир ему и благословение Аллаха). Если эти действия
совершать постоянно, то получится, что в религию добавлено новшество – Бид’ат. А ведь сказано было Посланником, салялЛаху алейхи ве селлем: «Кто совершает поклонения не так как мы, тот не из нас». [«Мизан-уль-Кубра» - книга Имама Абд-уль-Ваххаба аш-Ша'рани].
Еще некоторые из бид’атов (новшеств в религии):
Бид’ат: - Между молитвами «Сунна» и «Фард», а так же «Фард» и «Сунна», делать дуа, читать три суры «Ихляс», делать зикр и т.п.
[Об этом новшестве сказано в «Рэдду’ль-Мухтар…» Имама Ибни Абидина].
Бид’ат: - После исполнения молитвы и дуа, делать земной поклон благодарения (суджуд-уш-шукр). [«Дурру’ль-Мухтар…» Имама аль-Хаскафи].
Бид’ат: - Вместо мытья ног при малом омовении (вуду, абдест), протирать по тонким носкам или по голым ногам. [В книге «Дурар ва Гурар» Имама Молла Хусрева].
Бид’ат: - В мечети после каждого намаза пожимать руки друг другу.[5] [«Рэдду’ль-Мухтар…» Имама Ибни Абидина ад-Димашки].
Бид’ат: - Обвинять кого-либо из сахабов, или принижать достоинства кого-либо из них. [«Шарх-и Акаид» Имама Тафтазани].
Бид’ат: - При сопровождении покойника и при захоронении произносить громко такбиры, или еще что-либо громким голосом. [«Халеби-уль-Кабир» Имама Ибрахима аль-Халеби ].
Бид’ат: - В благословенные, праздничные ночи развешивать между минаретами светящиеся надписи в виде гирлянды. [«Мират-уль-Харамейн» Имама Эййуба Сабри Паша].
Бид’ат: - Не верить в мучения в могиле. [«Акаид-и Шэйбаниййа» Имама Мухаммада аш-Шэйбани].
Бид’ат: - Раздавать сладости из дома покойника в день захоронения. Зажигать поминальные свечи. Отмечать 3-й, 7-й (9-й), 40-й, 52-й (53-й) дни после смерти кого-либо.[6] [Об этом Бид’ате говорится в книге «Хашияту аля Мараки’ль-фалях
шарху Нуру’ль-Изах» имама Тахтави].[7]
Некоторые хадисы об Ахли-Бид’ат
- «Каждое нововведение – заблуждение» [Муслим].
- «Всевышний Аллах не примет у Сторонника Новшеств ни дуа,
ни закят, ни хадж, ни намаз, ни милостыню. Он выйдет из религии так же
легко, как волос из масла». [Дейлеми].
- «Пока Ахли Бид’ат не оставит свое новшество ради Аллаха, никакие его поклонения не будут приняты». [Дейлеми, Ибни Наджар, Абу Наср, Ибни Аби Асым].
- «Ни один из Ахли Бид’ат не сможет пройти через мост Сырат. Он свалится в Ад». [Ибни Асакир]. - «Пусть будут прокляты те, которые выдумали и практиковали новшество. [Дара Кутни].
- «Да будет проклят тот, кто выдумал новшество, и тот, кто его защищает». [Бухари].
- «Самые лучшие поклонения – фарды, а самые худшие – бид’аты». [Байхаки].
- «Ахли Бид’ат – наихудшие из всех созданных». [Абу Нуайм].
- «Не оказывай уважения Ахли Бид’ат! Всевышний Аллах враждует с ними». [Ибни Асакир].
- «Тот, кто выказывает уважение нововведенцу, - принимает участие в разрушении Ислама». [Табарани].
«Когда появятся нововведения в религии (бид’аты), пусть знающие оповестят об этом. Если же скроют, - да будут прокляты». [Дэйлеми].
( Из сборника по фикху мазхаба Ханафи "Мухтасар Ильмихал" Мухаммада аль-Коккози. Книга Первая) [1] См. сноску в первом разделе к главе: «Дозволено ли чтение Корана у могил?»
[2] "Имамейн"; "Сахабейн" –
Абу Йусуф и Мухаммад аш-Шэйбани, - наиболее известные ученики Имама
А’зама Абу Ханифы, достигшие уровня «Муджтахид филь-Мазхаб», да будет
милостив к ним Аллах. Значимость согласованного мнения этих двух имамов,
приравнивается к мнению Имама А’зама.[См. «Люди Сунны и Согласия – Кто Они» Абу Асада аль-Ханафи, СПб-2009].
[3] См. выше, главу: 5-ое Предварительное Условие молитвы: ВРЕМЯ
[4]
Сказано в хадисе в переводе смысла: «Тому, кто даст начало хорошему
деянию (Суннат-уль-хасана), запишется вознаграждение, а также
вознаграждения тех, которые до судного дня будут продолжать эти деяния
после него, и это не уменьшит наград, принадлежащих им. А тому, кто
положит начало плохому деянию (Суннат-ус-сеййиа), запишется его грех, а
также грехи тех, которые до судного дня будут продолжать это деяние
после него». [Муслим].
[5]
Речь не идет о том, что запрещено после молитвы приветствовать друг
друга, а о том, что не надо связывать данный салям с молитвой. В
последнее время стало распространяться новшество (бид’ат) в виде
хождения по кругу в зале мечети, для того, чтобы дать салям друг другу.
Оно возникает в результате своего рода чинопочитания (или
имамомпочитания), которое отсутвовало в духовной практике мусульман
времен сахабов, табиинов и их последователей. Особенно заметно это после
Пятничного намаза: Имам остается стоять в михрабе и к нему (справа со
стороны джамаата) выстраивается длинная череда желающих отдать ас-саляму
алейкум вначале лично ему, а уж потом тем, кто встал за имамом. Причем,
стоящие в левой части зала, торопятся туда, вправо, и становятся друг
за другом!?! И попробуйте пожать руку кому-нибудь из таких братьев в
левой половине, - он смерит вас непонимающим взглядом, и поспешит в
правую часть зала. И что мы в результате имеем? Вместо того чтобы пожать
руку брата, находящегося рядом, мусульманин идет занимать очередь.
Налицо оставление сунны взамен нововведению – Бид’ату.
А ведь избавиться от этого - легко! Надо только после
молитвы имаму не оставаться в михрабе, а пожав руку первому же брату,
начинать движение в сторону выхода. Кто имеет сильное желание
поздороваться лично с ним за руку прежде, чем с другими, может сделать
это в любой части мечети, или во дворе. Ладно бы все имамы, практикующие
это нововведение, не понимали происходящее. Многие понимают, но
оправдываются тем, что везде так делают, что джамаат к этому привык, и
что люди не поймут их, если они это оставят. Очень интересно! А кто же тогда их к этому приучил?
Возможно, этот обычай перешел к нам от шиитов, у которых
почитание имамов имеет особенный смысл. Но мы, альхамдулильЛях, –
Сунниты! Мы тоже уважаем наших имамов! Ведь они, прямо скажем, в это
смутное время изо всех сил стараются объеденить джамаат. Однако их
желание объединить джамаат и наше уважение к ним не должно обретать
форму Нововведения - Бид’ата!
[6]
Для того чтобы читать Коран, давать милостыню, обращаться с мольбой о
прощении душ умерших, и т.п., не следует ждать определенного дня после
смерти, а надо делать это при первой же возможности, чтобы хоть на миг
раньше прийти покойному на помощь. И делать это по возможности каждый
день. Отодвигать такую помощь на 3-й, 7-й (или 9-й), 37-й (или 40-й), 52-й (или 53-й) дни,
это все равно, что предложить утопающему подождать несколько дней, а уж
там мол, мы тебе поможем, кинем спасательный круг. Мухаммад Ма’сум
аль-Фаруки (ум. в 1079/1668, да будет милостив к нему Аллах)пишет в своей книге "Мактубат-и Ма’сумиййа",
что если кто-либо накормит бедных, раздаст милостыню, а возможные
благости Аллаха посвятит душам умерших, то окажет им большую помощь.
Однако не надо это делать в определенные дни. Нет никаких надежных
сообщений по этому поводу, а значит, нет и оснований для установления
таких сроков. [См. выше, главу: «Нежелательные и Запрещенные действия во время Похорон»].
[7] Имам Тахтави: - Саййид Ахмад б. Мухаммад б. Исмаил аль-Ханафи аль-Мисри; ум. в 1231/1816.
[i] "Хашийату аля-д-Дурр-уль-Мухтар шарху Танвир-уль-Эбсар"
– Книга имама ат-Тахтави (Саййид Ахмад б. Мухаммад б. Исмаил аль-Ханафи
аль-Мисри. Умер в 1231/1816 г.). Является комментариями к книге
"Дурр-уль-Мухтар" имама аль-Хаскафи (ум. в 1088/1677).
Источник: http://www.darulfikr.ru | |
Просмотров: 4927 | | |
Всего комментариев: 0 | |