Главная » Статьи » Ваххабизм

Фетва о нововведении (бидъа)

     Что такое нововведение в шариате? Допустимо ли делить нововведения? Правильно ли деление на новшество в поклонении и новшество в мирском? Всякое ли новшество в шариате это заблуждение? Что говорят великие ученые по этому поводу?

 

      Под запретным новшеством подразумевается нововведение, противоречащее основам шариата или не имеющие подтверждения в шариате. То новое, что не противоречит шариату, не запрещено.

      Ученые определяют нововведение в шариате двумя способами: Первое дает аль-Азз ибн Абд ас-Салям, говоря что все, чего не делал Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) - новшество. Он поделил новшества по степени их запретности - дозволенности. В своей книге "Каваид аль-ахкям фи масалих аль-анам" (том 2 стр. 204) он пишет: "То, что не делалось во времена Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), делится на: обязательное новшество, запретное новшество, желательное, нежелательное и разрешенное. Чтобы определить, каким является новшество, его сравнивают с нормами шариата.

     Если новшество соответствует обязательному, то оно обязательно, если запретному, то оно запретно, если желательному - желательно, нежелательному - нежелательно, разрешенному - разрешено". Имам ан-Навави подтверждает это. Как передает его слова аль-Хаджар ибн Хафиз в "Фатх уль-Бари" (том 2, стр. 394), имам ан-Навави сказал: "Все, чего не было в его (Пророка) время - новшество. Но из этого есть хорошее и не только". Второй вид определения - это когда понятие нововведения применяют только в отрицательном его значении. То есть шариатское понятие новшества более узко, чем языковое значение этого слова. Обязательное, желательное, нежелательное, разрешенное не называется новшеством, как у аль-Азза. В соответствии с этом определением, нововведением называется только запретное. Из ученых, защищающих эту точку зрения Ибн Раджаб аль-Ханбали (ханбалит). Он пишет в книге "Джами аль-улюм ва-ль-хикам" (с. 223): "Нововведением называется то новое, чему нет основ в шариате. То, чему в шариатском законодательстве можно найти основу не считается нововведением, даже если это можно назвать так с точки зрения языка". В действительности оба способа определения согласуются друг с другом в определении сути нововведений. Расхождение касается того, что относить к нововведениям в шариате. При этом оба определения согласны в том, что порицаемое нововведение - это то, которое не имеет основы в шариате, и совершение которого является прегрешением.

       Именно об этом сказал Пророк (мир ему и благословение Всевышнего): "Всякое нововведение является заблуждением" (Куллю бид'а даляль). Хадис приводится имамом Ахмадом в "Муснаде" (том 3 стр. 310) и Муслимом в "Сахихе" (том 2 стр. 592). Именно таково правильное понимание, которого придерживаются ученые - факихи и имамы уммы. Аль-Байхаки в книге "Авакиб аш-Шафии" передает слова имама аш-Шафии: "Есть два вида нововведений. Первый - это когда нововведение противоречит Корану, Сунне, преданиям и единогласному мнению ученых. Такое нововведение - даляль (заблуждение). Второе - это то хорошее, что вновь появилось, и не противоречит ни одному из упомянутых источников. Такое новшество - не порицаемо". Также эти слова передает Абу наим в "Аль-хуллия" (том 9, стр. 113). Имам аль-Газали сказал в книге "Ихья улюм-ут-дин" (том 2, стр. 248): "Не все новое запретно. Запретно только то, что противоречит достоверной Сунне и шариатским постулатам". Ибн аль-Асир пишет в книге "Ан-нихая" (том. 1 стр. 80): "Нововведение бывает двух видов - нововведение правильного пути и нововведение пути заблуждения. То, что противоречит тому, что приказывал Аллах и Его Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) - это порицаемо и запретно. А то, что можно отнести к разрешенному и поощряемому - то это приветствуется, даже если этому нет примера в прошлом, как проявление щедрости, совершение добрых дел - все это относится к восхваляемому. Такие нововведения не могут противоречить шариату. Потому что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: "Кто ввел хороший обычай, будет получать вознаграждение всех тех, кто следует этому обычаю". И далее сказал также: "кто ввел плохой обычай, получит воздаяние за грехи тех, кто ему следовал". То есть такой обычай, который противоречит тому, что повелевает Коран и Пророк (мир ему). Сюда же относится высказывание Умара (да будет им доволен Аллах) : "Славно это нововведение!", когда он назвал нововведением доброе дело (чтение молитвы "таравих") и похвалил его. Пророк совершал эту молитву лишь несколько ночей, а затем перестал делать это и не собирал для этого людей.

      Абу Бакр во время своего правления не практиковал ее, а Умар ввел ее и поощрял ее совершение. Поэтому он назвал ее новшеством, хотя по сути это сунна, в соответствии со словами Пророка (мир ему и благословение Всевышнего): "Следуйте моей сунне и сунне праведных халифов после меня". И его словами: "Берите пример с тех, кто после меня - Абу Бакра и Умара". Подобным же образом толкуется хадис "Всякое нововведение является заблуждением". Имеется ввиду нововведение, противоречащее Шариату и Сунне". Таким образом, позиция ученых на протяжении веков заключается в том, что не каждое новшество запретно. Новое либо согласуется с основами шариата в общем их понимании - и в этом случае является законным, пусть даже не будучи упоминаемым в текстах, - либо противоречит ему, и является незаконным. При этом можно называть это нововведением или нет - суть не меняется. Утверждение же о том, что всякое нововведение - хорошее или плохое - запрещено - ложно и не заслуживает внимания.

Категория: Ваххабизм | Добавил: Администратор (19.06.2011)
Просмотров: 2442 | Теги: что такое бида, заблуждение, ислам, мнения ученых, бида, фетва, нововведение | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]