Главная » Статьи » Ваххабизм |
Что такое нововведение в шариате? Допустимо ли делить нововведения? Правильно ли деление на новшество в поклонении и новшество в мирском? Всякое ли новшество в шариате это заблуждение? Что говорят великие ученые по этому поводу?
Под запретным новшеством подразумевается нововведение,
противоречащее основам шариата или не имеющие подтверждения в шариате. То
новое, что не противоречит шариату, не запрещено. Ученые определяют
нововведение в шариате двумя способами: Первое дает аль-Азз ибн Абд ас-Салям,
говоря что все, чего не делал Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) -
новшество. Он поделил новшества по степени их запретности - дозволенности. В
своей книге "Каваид аль-ахкям фи масалих аль-анам" (том 2 стр. 204)
он пишет: "То, что не делалось во времена Пророка (мир ему и благословение
Всевышнего), делится на: обязательное новшество, запретное новшество,
желательное, нежелательное и разрешенное. Чтобы определить, каким является
новшество, его сравнивают с нормами шариата. Если новшество соответствует
обязательному, то оно обязательно, если запретному, то оно запретно, если
желательному - желательно, нежелательному - нежелательно, разрешенному -
разрешено". Имам ан-Навави подтверждает это. Как передает его слова аль-Хаджар
ибн Хафиз в "Фатх уль-Бари" (том 2, стр. 394), имам ан-Навави сказал:
"Все, чего не было в его (Пророка) время - новшество. Но из этого есть
хорошее и не только". Второй вид определения - это когда понятие
нововведения применяют только в отрицательном его значении. То есть шариатское
понятие новшества более узко, чем языковое значение этого слова. Обязательное,
желательное, нежелательное, разрешенное не называется новшеством, как у
аль-Азза. В соответствии с этом определением, нововведением называется только
запретное. Из ученых, защищающих эту точку зрения Ибн Раджаб аль-Ханбали (ханбалит).
Он пишет в книге "Джами аль-улюм ва-ль-хикам" (с. 223):
"Нововведением называется то новое, чему нет основ в шариате. То, чему в
шариатском законодательстве можно найти основу не считается нововведением, даже
если это можно назвать так с точки зрения языка". В действительности оба
способа определения согласуются друг с другом в определении сути нововведений.
Расхождение касается того, что относить к нововведениям в шариате. При этом оба
определения согласны в том, что порицаемое нововведение - это то, которое не
имеет основы в шариате, и совершение которого является прегрешением. Именно об
этом сказал Пророк (мир ему и благословение Всевышнего): "Всякое нововведение
является заблуждением" (Куллю бид'а даляль). Хадис приводится имамом
Ахмадом в "Муснаде" (том 3 стр. 310) и Муслимом в "Сахихе"
(том 2 стр. 592). Именно таково правильное понимание, которого придерживаются
ученые - факихи и имамы уммы. Аль-Байхаки в книге "Авакиб аш-Шафии"
передает слова имама аш-Шафии: "Есть два вида нововведений. Первый - это
когда нововведение противоречит Корану, Сунне, преданиям и единогласному мнению
ученых. Такое нововведение - даляль (заблуждение). Второе - это то хорошее, что
вновь появилось, и не противоречит ни одному из упомянутых источников. Такое
новшество - не порицаемо". Также эти слова передает Абу наим в
"Аль-хуллия" (том 9, стр. 113). Имам аль-Газали сказал в книге
"Ихья улюм-ут-дин" (том 2, стр. 248): "Не все новое запретно.
Запретно только то, что противоречит достоверной Сунне и шариатским
постулатам". Ибн аль-Асир пишет в книге "Ан-нихая" (том. 1 стр. 80):
"Нововведение бывает двух видов - нововведение правильного пути и нововведение
пути заблуждения. То, что противоречит тому, что приказывал Аллах и Его Пророк
(мир ему и благословение Всевышнего) - это порицаемо и запретно. А то, что
можно отнести к разрешенному и поощряемому - то это приветствуется, даже если
этому нет примера в прошлом, как проявление щедрости, совершение добрых дел - все
это относится к восхваляемому. Такие нововведения не могут противоречить
шариату. Потому что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
"Кто ввел хороший обычай, будет получать вознаграждение всех тех, кто
следует этому обычаю". И далее сказал также: "кто ввел плохой обычай,
получит воздаяние за грехи тех, кто ему следовал". То есть такой обычай,
который противоречит тому, что повелевает Коран и Пророк (мир ему). Сюда же
относится высказывание Умара (да будет им доволен Аллах) : "Славно это
нововведение!", когда он назвал нововведением доброе дело (чтение молитвы
"таравих") и похвалил его. Пророк совершал эту молитву лишь несколько
ночей, а затем перестал делать это и не собирал для этого людей. Абу Бакр во время своего правления не практиковал ее, а Умар ввел ее и поощрял ее совершение. Поэтому он назвал ее новшеством, хотя по сути это сунна, в соответствии со словами Пророка (мир ему и благословение Всевышнего): "Следуйте моей сунне и сунне праведных халифов после меня". И его словами: "Берите пример с тех, кто после меня - Абу Бакра и Умара". Подобным же образом толкуется хадис "Всякое нововведение является заблуждением". Имеется ввиду нововведение, противоречащее Шариату и Сунне". Таким образом, позиция ученых на протяжении веков заключается в том, что не каждое новшество запретно. Новое либо согласуется с основами шариата в общем их понимании - и в этом случае является законным, пусть даже не будучи упоминаемым в текстах, - либо противоречит ему, и является незаконным. При этом можно называть это нововведением или нет - суть не меняется. Утверждение же о том, что всякое нововведение - хорошее или плохое - запрещено - ложно и не заслуживает внимания. | |
Просмотров: 3049 | | |
Всего комментариев: 0 | |