Главная » Статьи » Ваххабизм

Комментарий Имама ан-Навави на хадис «О положившем начало хорошему и дурному обычаю»

Комментарий Имама ан-Навави на хадис «О положившем начало хорошему и дурному обычаю»


     Имам Муслим передал, что Пророк (صلى الله عليه و سلم) сказал: «Тот, кто положил, начало какому-нибудь хорошему обычаю в Исламе, получит награду за это, а также награду тех, кто станет придерживаться этого обычая после него до Судного Дня. Тот же, кто положит начало какому-нибудь дурному обычаю в Исламе, понесет на себе как бремя самого этого греха, так и бремя грехов тех, кто станет придерживаться этого обычая после него до Судного Дня».

     Имам ан-Навави пишет в своих комментариях к «Сахиху» Муслима: «В этом хадисе содержится побуждение к совершению добрых дел и закладыванию добрых традиций, а также предостережение от выдумывания недостойных и плохих новшеств. Этот хадис говорит о случае, когда один человек принес мешочек с деньгами, который он еле держал в руках от тяжести. И люди, глядя на него, тоже стали жертвовать деньги. И в этом большая заслуга человека, положившего начало этому доброму делу. Также в этом хадисе содержится разъяснение других слов Пророка (мир ему и благословение Всевышнего): «Всякое новшество является нововведением. Всякое нововведение является заблуждением». Здесь имеется ввиду порицаемое нововведение. Об этом мы уже говорили в «Книге о пятничной молитве». Мы говорили, что новшества делятся на 5 видов: обязательное, желательное, запрещенное, нежелательное и разрешенное". (Шарх Имама ан-Навави на «Сахих» Муслима, т. 16, стр. 226). Конец цитаты. 
Таким образом, из слов имама ан-Навави можно заключить, что этот хадис является доказательством того, что можно вводить хорошие (благие) нововведения.

 

Хадис: «Всякое нововведение заблуждение» Шарх Имама Навави

فإن أصدق الحديث كتاب الله وخير الهدي هدي محمد صلى الله عليه وسلم وشرّ الأمور محدثاتها، وكلّ محدثةٍ بدعة وكل بدعةٍ ضلالة، وكل ضلالة في النار"

     Этот хадис передал Муслим. А что говорит имам ан-Навави в своем шархе на "وكل بدعةٍ ضلالة" ("кулля бидгъа доляля")? Говорит "هذا عم مخصوص" ("хаза ъам махсуус") - это общее утверждение, которое ограничено. В усуль фикъх "ъам махсуус" - значит некое утверждение, которое носит общий характер, у которого есть ограничения, не абсолютное, не имеющего абсолютный смысл. Например аят "Все исчезнет кроме Лика Аллаха", это тоже "ъам махсуус". И каждый у усулиюн так понимает. Это понимание наших ученых факъыхов, которым эти знания передаются по непрерывной цепочке до пророка.

      Дальше имам ан-Навави пишет "Сказали ученые, что бидъа имеет 5 видов: обязательное, желательное, запретное, нежелательное, дозволенное"
Зависит от того под какую основу шариата они подпадают, ибо в шариате есть принцип - то, без чего ваджиб не выполняется, то само по себе явл. ваджибом.

      Вот на такой основе наши ученые строят все хадисы о нововведениях и это понимание наших ученых, именно понимание а не приведение хадисов дословно, как делают некоторые.

"قال النووي في شرح صحيح مسلم( شرح صحيح مسلم (6/154)) ما نصه: "قوله صلى الله عليه وسلم: "وكل بدعة ضلالة" هذا عام مخصوص والمراد به غالب البدع".ا.هـ. ثم قسم البدعة إلى خمسة أقسام: واجبة ومندوبة ومحرمة ومكروهة ومباحة. وقال: "فإذا عُرِف ما ذكرته عُلم أن الحديث من العام المخصوص

وكذا ما أشبهه من الأحاديث الواردة، ويؤيد ما قلناه قول عمر بن الخطاب رضي الله عنه في التراويح: "نعمت البدعة"، ولا يمنع من كون الحديث عاما مخصوصًا قوله: "كل بدعة" مؤكدًا بكل، بل يدخله التخصيص مع ذلك كقوله تعالى: }تدمر كل شىء{ [سورة الأحقاف]" ا.هـ."


      Что такое бида?

      Выдающийся ученый Ибн Раджаб (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Бид’а – это нововведение, которое не имеет основы в Шариате. Что касается нововведения, основа которого есть в шариате, фактически оно не является бид’ой, даже если оно бид’а в языке».
Имам Ахмад, Аль-Баззар и Табрани (да будет доволен ими Аллах) передают от Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах):
ما رآه المسلمون حسنا فهو عند الله حسن وما رآه المسلمون قبيحا فهو عند الله قبيح
«То, что мусульмане видят благим, перед Аллахом является благим, а то что мусульмане видят порицаемым, мерзко и порицаемо перед Аллахом».

Передает Абу На’им от Имама Шафии (да смилуется над ними Аллах) его слова:


البدعة بدعتان : بدعة محمودة وبدعة مذمومة فما وافق السنة فهو محمود وما خالفها فهو مذموم

«Нововведение делится на два вида: одобряемое и порицаемое. Нововведение, которое соответствует Сунне Пророка (солляллаху алейхи ва саллям) – похвально, а то, что противоречит ему, – порицаемо».

Аль-Байхаки (да смилуется над ним Аллах) передает в «Манакиб аш-Шафии» что имам Шафии сказал:


المحدثات ضربان : ما أحدث يخالف كتابا أو سنة أو أثرا أو إجماعا فهذه البدعة الضلالة وما أحدث من الخير لا يخالف شيئا من ذلك فهذه بدعة غير مذمومة

«Нововведения бывают двух видов: нововведения, противоречащие Корану, Сунне и единогласному мнению ученых – такие ведут к заблуждению, А нововведения, не противоречащие этим основам, одобряемы»

Автор: шейх Абдул Хади аль Харса

Категория: Ваххабизм | Добавил: Администратор (29.03.2011)
Просмотров: 3941 | Теги: ученый, ислам, Навави, бида, нововведение | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]