Главная » Статьи » Ваххабизм |
Мазхаб – фанатизм или неукоснительное следование Корану и Сунне?
На самом деле ещё за много лет до нас великие учёные факихи, ученики основоположников мазхабов уже провели ревизию, и на данный момент в мазхабах имеются только те фетвы, которые имеют под собой доказательства. Сегодня люди, отклонившиеся от истины, пытаясь посеять смуту среди мусульман, говорят: «Ислам — это единая религия, в ней не должно быть течений и мазхабов, кроме одного пути – пути Пророка (мир ему и благословение)». Также могут сказать: «Знайте, что в Исламе может быть один-единственный мазхаб и путь – это путь Пророка (мир ему и благословение). Никто из имамов – ни Абу Ханифа, ни Малик, ни аш-Шафии, ни Ахмад – не говорил: «Следуйте за мной, придерживайтесь моего мазхаба». Все, и Абубакр, и Умар, запрещали следовать за ними. Кто выдумал мазхабы? Заметьте, что они появились только после окончания золотого века Ислама. Мазхабы – дело рук невеж и учёных». На это мне бы хотелось ответить следующим образом. Если мы признаем, что должны следовать Корану и Сунне, то необходимо признать и то, что понимать Коран и Сунну следует так же, как это делали сподвижники, табиины и имамы-муждтахи. Да, никто из сподвижников не призывал следовать за собой или за кем-либо другим. Но знайте, что истинное следование Корану и Сунне будет только в том случае, если мы последуем за мнениями сподвижников в понимании Корана, и в этом нет никаких разногласий.
Разногласия имеются только в отношении того, как это делать. Первыми иджтихадом занялись сподвижники Пророка (мир ему и благословение) и имамы, последовавшие за ними. При этом некоторые из них основывались на доказательствах, а другие выводили законоположения на основе логических размышлений, сравнений и общеизвестных правил Шариата, например «Не наложил на вас в религии никакого затруднения» (22:78) или «Не вреди и не отвечай вредом на вред». Причиной этого могло быть незнание доказательства, или же наличие более сильного доказательства, или же разногласия в трактовке текста, в определении статуса (считать то или иное фардом или сунной), в определении правил и принципов иджтихада. После третьего века всем учёным было известно большинство доводов, поэтому они начали оспаривать мнения, высказанные более ранними имамами. Некоторые из выводов своих предшественников они признавали, а некоторые отменяли в связи с наличием более сильного довода. Таким образом появились мазхабы, однако это не основная причина их появления. Более серьёзная причина появления мазхабов заключалась в том, что у учёных были разногласия по поводу правил иджтихада и трактовки текстов. Далее мы приведём примеры этого. Аллах в Коране сказал: «...или соприкоснулся с женщиной» (5:6). Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал, что в этом аяте речь идёт о половом акте, и Аллах вправе использовать переносные значения, как Ему это будет угодно. После него ибн Джарир высказал такое же мнение и подкрепил его хадисом от Аиши (да будет доволен ею Аллах): «Пророк (мир ему и благословение) совершал малое омовение, потом целовал своих жён, а потом отправлялся на молитву и при этом не обновлял омовения». Что касается Абдуллы ибн Масуда, то он считал, что в этом аяте речь идёт о прикосновении, поэтому после прикосновения и поцелуя следует обновить омовение. Малик придерживался этого мнения и в доказательство приводил слова ибн Умара (да будет доволен им Аллах): «Кто прикоснулся к жене или поцеловал её, тот должен совершить малое омовение». Этого же мнения придерживались ученики имама Малика, а также имам аш-Шафии и Ахмад. Они сказали, что в этом аяте речь идёт о прикосновении, так же, как и в аяте «И если бы Мы даже ниспослали тебе Писание в свитке и они ощупали бы его руками своими» (6:7). Также Пророк (мир ему и благословение), отговаривая одного из сподвижников от признания в прелюбодеянии, сказал: «Может, ты только прикоснулся или поцеловал?» В другом хадисе сказано: «Прелюбодеяние руки – прикосновение». Как видите, разногласие по этому вопросу зародилось уже во времена сподвижников. У каждого из них была своя трактовка и своё доказательство, позже эти мнения переняли табиины и имамы. И нет сомнения в том, что каждая сторона была знакома с доводами своих оппонентов.
Следует ли отменить мазхабы?
Вам могут сказать: «Мазхабы являются причиной раздора между мусульманами. Поэтому, после того как была собрана вся достоверная Сунна и после того как Коран и хадисы были разъяснены в тафсирах и комментариях, нам следует провести ревизию мнений учёных-муджтахидов и факихов и отменить мазхабы. Однако проблема – в фанатизме, с которым последователи того или иного имама придерживаются своего мазхаба, и их не волнуют ошибки, которые присутствуют в их мазхабе». Все эти слова лживы, они указывают на то, что их авторы очень плохо думают об имамах. По их мнению, все имамы отказались от Сунны и начали давать фетвы, которые противоречат хадисам. Однако это страшная клевета на великих и праведных людей. На самом деле ещё за много лет до нас великие учёные-факихи, ученики основоположников мазхабов, уже провели ревизию и изменили те фетвы, которые не соответствовали правилам мазхаба, и на данный момент в мазхабах имеются только те фетвы, которые имеют под собой доказательства.
Объединение мазхабов в один
Некоторые люди предлагают объединить всех мусульман под одним мазхабом, говоря: «Следует создать большую комиссию, в которую войдут все великие мусульманские учёные, а также специалисты в различных областях Шариата. Они и займутся объединением всех мазхабов в один». На это можно ответить следующим образом. Как мы можем говорить об иджтихаде и уважении мнения каждого муджтахида и в то же время утверждать, что все иджтихады следует объединить? Даже если мы созовём такую комиссию, то нет никакой гарантии, что её члены во всех вопросах придут к единому мнению, ведь каждый из них имеет свои правила иджтихада, своё понимание смысла текстов Корана и Сунны, свои доказательства, которые он считает достоверными. Точно таким было состояние первых муджтахидов, и точно такое же оно у современных муджтахидов. Ведь если бы можно было прийти к одному мнению, то более ранние учёные уже сделали бы это до нас: они были более грамотными, более сведущими в этих вопросах, священные тексты им были более доступны, чем нам. Великие имамы видели благо для религии только в соблюдении законов и желаний Аллаха, именно поэтому и был дозволен иджтихад. Люди же, последовав за этими муджтахидами, только сгладили те противоречия, которые могли бы возникнуть в результате следования каждого человека за своим муджтахидом. Антимазхабисты, призывающие объединить мазхабы, на самом деле сами противоречат друг другу в своём иджтихаде, и никто из них не собирается делать уступки своему оппоненту. Во время дискуссии одного такого антимазхабиста с нашим шейхом Адибом аль-Калласом ему был задан вопрос: «Вы критикуете нас за то, что мы следуем за мнением нашего имама, но ведь вы сами следуете мнению своего учителя». На это он ответил: «Я не во всём согласен с ним, у нас есть моменты, в которых мы придерживаемся различных мнений». Как такой человек, который не может прийти к единому мнению даже со своим учителем, может призывать к единогласию между муджтахидами из различных концов мира? Ведь каждый из учёных имеет своё мнение, своё понимание, а также условия жизни, среды обитания, отличающиеся от того, что у другого. Разве в словах этого человека нет противоречия?
Разногласия между мазхабами
Учёные говорят, что фетвы, к которым пришли имамы на основе иджтихада, могут служить шариатским основанием. За фетву учёный получает вознаграждение от Аллаха, а нам следует её исполнять независимо от разногласий между учёными. Например, имам Малик считал, что прикосновение к женщине не портит омовения, а имамы аш-Шафии и Ахмад говорили обратное. Однако все они были правы. Многие люди не могут понять: как же так – два противоречащих друг другу мнения, и оба верные? На это мы ответим следующее. Верность этих мнений относительна, то есть для тех, кто признаёт доказательство Малика, верным будет его мнение, а кто признаёт доказательство других учёных, для того верным будет их мнение; истина же известна только одному Аллаху. И если последователи имама не видят ошибки в его доказательствах и рассуждениях, то они должны опираться на его иджтихад даже в том случае, если другие учёные высказали противоположное мнение. Так происходит во всех вопросах, по которым есть разногласия среди мазхабов. Примеры подобного разногласия существуют даже среди сподвижников Пророка (мир ему и благословение). Вспомните хадис о том, как двое сподвижников вышли в путешествие и, не обнаружив воды, совершили молитву с таяммумом. Когда они обнаружили воду, то один из них перечитал молитву, а другой – нет. И Пророк (мир ему и благословение) одобрил обоих. Одному он сказал: «Ты угадал Сунну, и твоя молитвы действительна», а второму он сказал: «Ты получил двойную награду». Как видите, в иджтихаде сподвижников есть разногласие, однако иджтихад обоих был признан верным в соответствии с доводами каждого из них. Иджтихад относится к отличительным признакам Ислама, и, следовательно, результаты иджтихада тоже являются признаками Ислама, несмотря на противоречие. Поэтому никто не имеет права обвинять учёных в фанатизме, предвзятости и противоречии Корану и Сунне.
Доктор Юсуф Хаттар Мухаммад | |
Просмотров: 3745 | | |
Всего комментариев: 0 | |