Главная » Статьи » Ваххабизм |
Вопрос. Нужно ли мусульманину носить бороду? Насколько это обязательно?
Ответ. Обязательным (фард) это категорически не является. Одно из проявлений неграмотности, присущей немалому числу людей, – возведение желательного (мустахаб, сунна, сунна муаккяда) до уровня обязательного (фард) и вместе с тем пренебрежение последним. Приведу хадисы по данной теме: – пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) оповестил: "К "фитре”[1] относится следующее[2]: стрижка усов[3], отпускание бороды, чистка зубов палочкой "мисвак”, промывание носа, обрезка ногтей, промывание меж пальцев, выщипывание волос под мышками[4], стрижка волос на лобке[5], подмывание водою и обрезание[6]”[7]; – ‘Умаром ибн Харуном было передано, "что пророк Мухаммад подстригал бороду как по ширине, так и по длине”[8]; – Божий посланник говорил: "Брейте усы и отпускайте бороду” (хадис от Ибн ‘Умара; св. х. ат-Тирмизи и др.); "Не будьте похожи на язычников! Брейте усы и отпускайте бороду” (хадис от Ибн ‘Умара); "Стригите усы и отпускайте бороду. Не будьте похожи на огнепоклонников!” (хадис от Абу Хурайры)[9]. Имам ат-Табари пояснил: "Отпускание бороды”, упомянутое в хадисах, не может пониматься буквально. Ведь если человек беспорядочно ее отпустит, то покажется неряшливым, о нем будет ходить молва как о неопрятном человеке, что никак не присуще мусульманину”; – Однажды второй праведный халиф ‘Умар увидел человека с длинной и неухоженной бородой. Он приказал подарить ему новую одежду и подстричь бороду на длину сжатого кулака[10]. Затем сказал: "Иди и поступай как тебе заблагорассудится!” И, обращаясь ко всем, воскликнул: "Некоторые из вас совсем не смотрят за собой и ходят как дикари!”[11] Наш современник, доктор богословия ‘Али Ахмад Мар‘и говорит: "С учетом хадисов и мнений богословов по данной теме считаю, что важным фактором в отпускании бороды является аккуратность и внешняя опрятность. Если борода становится главной отличительной чертой человека, а порой и причиной насмешек над ним, то это ненормально, то есть теряется смысл обязательной опрятности, аккуратности и солидности мусульманина. Он перестает быть примером для подражания, превращаясь в предмет насмешек, и олицетворяет неряшливость. Сподвижники Ибн ‘Умар и Абу Хурайра, передававшие хадисы от пророка Мухаммада об отпускании бороды, раскрывали смысл пророческого повествования своими действиями. Они стригли и ровняли бороды, длина которых не превышала длины сжатого кулака”[12]. Наряду со многими аятами и хадисами, в которых прямо или косвенно говорится о необходимости опрятного внешнего и внутреннего облика верующего, в Священном Писании имеется явный призыв к красоте внешнего вида: "О дети Адама! Будьте красивы, заходя в какую-либо из мечетей”[13] (Св. Коран, 7:31). Также в своде хадисов имама Абу Дауда приводятся слова Пророка: "Воистину, вы предстаете перед своими братьями![14] Пусть же будет хорошим ваше средство передвижения, пусть будет хорошей ваша одежда, чтобы вы были примером[15] среди людей. Воистину, Господь не любит непристойность, неприличность, неряшливость”[16]. Одним из имен Всевышнего Творца является имя "аль-Джамиль”, то есть Тот, Кому присуща безграничная красота. И Он, Всевышний, любит красивое. Теперь немного о том, что говорят ученые об уровне обязательности ношения бороды мужчинами. Во-первых, важно заметить, что мнения большинства ученых расходятся лишь в том, насколько данная сунна желательна, не переходит ли данное положение на уровень обязательности (ваджиб) и не грешен ли тот, кто бреется и не отпускает бороду. Основное мнение таково: отпускание бороды является тем действием, которое было присуще Пророку постоянно, поэтому классифицируется как "сунна”[17]. Беспричинно сбривать отпущенную бороду, по мнению многих богословов, является крайне порицаемым и греховным деянием. Богословы-ханафиты говорили о крайней нежелательности сбривания бороды (макрух тахриман). Ученые шафиитского мазхаба говорили о нежелательности этого (макрух танзихан)[18]. Только Всевышнему Аллаху ведома истина, но считаю уместным заметить, что в свете событий последних десятилетий (конец XX – начала XXI века), когда борода с подачи российских и зарубежных СМИ стала ассоциироваться с терроризмом и бандитизмом, никак не свойственными Исламу и миропониманию настоящего мусульманина, лучше воздерживаться от ношения бороды. Воздержаться от соблюдения того, что желательно, в пользу того, что обязательно[19]. К сожалению, люди часто предпочитают то, что полегче и побыстрее сделать взамен кропотливой работе над собою как личностью, как последователем заветов заключительного Посланника. Над собою как полноценным и примерным гражданином своего общества. Людей, чаще молодых, привлекает нечто дающее им возможность быстро (особенно по внешнему виду) сформироваться как личности[20], а вот на суть и нутро, религиозное благородство и воспитанность, которые требуют постоянной, кроткой пред Богом и терпеливой работы, они обычно не обращают внимания. Порой многие "слепы” в видении мудрости, Божественного замысла во всем. А политологи, работники СМИ по восприятию внешних атрибутов, сказанных кем-то громких слов или совершенных неординарных действий делают умозаключения, не стараясь понять внутреннего содержания… Ношение бороды – это сунна (путь и пример к подражанию) последнего Божьего посланника. Поэтому те, кто ее носит, должны понимать, что через этот бросающийся в глаза атрибут (так как находится на лице) окружающие смотрят на сподвижников Пророка и самого пророка Мухаммада, а через них – на огромное количество предшествовавших посланников Всевышнего, которые тоже носили бороды… Смотрят на многих иудейских, христианских и мусульманских праведников. Все это требует неослабного внимания к себе и значительной ответственности. Быть причиной плохого мнения о простом человеке – грешно, а причиной плохого мнения или умозаключения о пророках и праведниках – особо греховно. И только Всевышнему ведомо, сколь это наказуемо. [1]Фитра (араб.) – естество, первозданная, подлинная природа человека, качества, данные ему Богом при сотворении. Духовную фитру составляет истинная, неповрежденная вера в Единого Бога, Создателя. К "физической” фитре относится упомянутое в хадисе. Слово "фитра” некоторые богословы толковали и как "сунна” (путь). Они говорили: "Фитра – это те действия, которые совершались пророками Всевышнего Творца”. См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]: В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 2. Ч. 3. С. 148. [2]О том, что именно относится к "фитре”, есть несколько достоверных хадисов, которые отличаются перечнем пунктов, но, как говорили ученые-богословы, являются взаимодополняющими. См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 3. С. 147. [3]Длинные усы не приветствуются. Желательно, чтобы усы не закрывали верхнюю губу. [4]Допустима и другая форма удаления волос, например, бритье. [5]В соответствии с назиданием пророка Мухаммада, стрижка усов, обрезка ногтей, выщипывание (бритье) волос под мышками и стрижка волос на лобке должны быть не реже одного раза в сорок дней. То есть эти гигиенические процедуры должны быть не реже этого срока, но могут быть чаще. См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 776, хадис № 2763, 2764. Многие считали желательным делать все это к пятнице, к пятничной молитве. См.: Мар‘и ‘А. Аль-бидая фи фикх ас-сунна [Начало в понимании Сунны]. Каир: ат-Тыба‘а аль-мухаммадия, 1995. С. 121. [6]Сподвижник Пророка, передававший данный хадис, сомневался относительно десятого пункта и предположительно назвал "полоскание рта”. Однако, как упомянуто у имама ан-Навави, наиболее вероятно, что забытым пунктом в данном хадисе является "обрезание”. См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 3. С. 150. [7]Хадис от Абу Хурайры; св. х. ат-Тирмизи. См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 776, хадис № 2762. [8]См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 777, хадис № 2767. [9]См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 776, хадис № 2768; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 3. С. 146, 147. [10]Наибольшая часть авторитетных ученых считает, что сунной в длине отпускаемой бороды является длина сжатого кулака. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 4. С. 2659. [11]См.: Мар‘и ‘А. Аль-бидая фи фикх ас-сунна. С. 128. [12]См.: Мар‘и ‘А. Аль-бидая фи фикх ас-сунна. С. 130, 131. [13]Здесь не имеется в виду наличие опрятности и красоты внешнего вида только при входе в мечеть, а подчеркивается, что "особенно там, где вы молитесь”. [14]Братство бывает кровным, религиозным и общечеловеческим. [15]При подстрочном переводе: "подобно родинке”, то есть будьте украшением, важной составляющей любого общества. [16]См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 152, хадис № 2539, "сахих”; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]: В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994 (1989). Т. 3. С. 503; ат-Табарани С. Аль-му‘джам аль-кябир: В 25 т. Каир: Ихья ат-турас аль-‘араби, 1985. Т. 6. С. 95, хадис № 5617; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]: В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989. Т. 4. С. 595, глава № 13, хадис № 220. [17]См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 1. С. 465; т. 4, с. 2659. [18]См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 1. С. 462. О запретности (харам) сбривания бороды говорили богословы ханбалитского и маликитского мазхабов. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 4. С. 2659. [19]Есть богословско-правовое правило: "Если стоит выбор между сунной и фардом, то приоритет отдается фарду”. См., например: Бешер Ф. Фетвелер [Фетвы]. Измир: Ниль, 1991. С. 103. [20]Обычно желание молодых людей "спрятаться” за вещи вызывается неуверенностью в себе, им необходимо утвердиться, выразить свою уникальность "через внешние атрибуты (одежды), но по мере взросления самооценка растет, развивается самоуважение и интерес к вещам падает”. См.: Psychologies, март 2008, №25. С. 46. | |
Просмотров: 17059 | | |
Всего комментариев: 0 | |