Главная » Статьи » Ваххабизм

Нововведения в Исламе. Мнения ученых

Определение нововведения и высказывания ученых о нем. Исследование иджтихада и таклида, разделение нововведения и сунны.

Автор: Шейх Абд аль-Малик ас-Саади(1)

Книга: Истинное понимание нововведений в Исламе(2).

Перевод: Зайнулла Атаев

Определение нововведения.

 

Вопрос: Что такое нововведение? Существует ли нововве­дение хорошее и плохое, бесспорное и чем-либо обусловлен­ное?

Ответ: Слово «нововведение» (бид'а) в арабском языке означает: «введение чего-либо, чего не было прежде».

 

          В Коране сказано об Аллахе Всевышнем: «Создатель (бади'у) небес и земли», т. е. Он их создал, не имея аналога им до этого.

В исламской терминологии бид'а - это введение действия, убеждения, слова, относительно которого не имеется дозволения Законодателя в Коране, Сунне, иджме или кыясе, или которое не подпадает под общие основы и начала Ислама, или же введение чего-либо, не соответствующего всему этому или противоречащего ему.

         Из этого определения следует, что при появлении какого-либо явления, слова или убеждения его изучают, и если на него указывает аргумент из Корана, Сунны, иджмы или кыяса, то оно признается дозволенным; если же на него не указывает ни одно из перечисленных доказательств, то следует определить, подпадает ли рассматриваемое под общие принципы Ислама и его основы или нет. Если подпадает, то оно также признается дозволенным и не является нововведением; если же не подпадает под действие перечисленных аргументов, то оно есть нововведение и заблуждение.

         Основываясь на этом определении, мы можем согласовать  доказательства,   предостерегающие  от  нововведений и запрещающие их, как например слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Вам надлежит слушать и повиноваться, даже если вами будет править эфиопский раб. Воистину, тот из вас, кто будет жить [долго], станет свидетелем больших распрей, так что при­держивайтесь моей сунны и сунны моих сподвижников - не от­ступайте от них ни на йоту. Бойтесь нововведений, потому что каждое нововведение - это заблуждение»(3) (в одной из версии хадиса добавлено: «а всякое заблуждение - в огне»), с доказательствами, дозволяющими хорошие нововведения и призыва­ющими к ним, как слова Посланника Аллаха: «Тот, кто положил, начало какому-нибудь хорошему обычаю в Исламе, получит награду за это, а также награду тех, кто станет придерживаться этого обычая после него до Судного Дня. Тот же, кто положит начало какому-нибудь дурному обычаю в Исламе, понесет на себе как бремя самого этого греха, так и бремя грехов тех, кто станет придерживаться этого обычая после него до Судного Дня»(4). Если мы посмотрим на это разделение, то увидим, что первая часть призывает закладывать хорошие обычаи и тради­ции, поскольку они [вытекают] из Ислама и приемлемы для его принципов, а вторая часть порицает закладывающего дурные обычаи, приводящие к греху, и это именно то нововведение и заблуждение, о котором говорится в первом хадисе.

 

Подобное разделение проистекает также из слов Посланника Аллаха, об определении нововведения: «Дело того кто введет в наше дело то, что не из него, будет отвергнуто»(5)

(в другой версии хадиса: «Любое дело того, кто совершит нечто несоответствующее нашему делу, будет отвергнуто»)(6), поскольку этот хадис указывает, что «новое» делится на две категории:

 

1. новое отвергаемое: то, что, опираясь на логику хадиса противоречит религии;

2. новое принимаемое: то, что, исходя из обратного смысла хадиса: «Любое дело того, кто совершит нечто соответствующее нашему делу, или кто введет в наше дело то, что из него, то оно принимаемо», соответствует религии.

 

Под «нашим делом» в хадисе понимается религия, вне зависимости - поклонение ли это или взаимоотношения людей.

Под словом «обычай» имеется в виду «путь»; это понятие также охватывает поклонение и взаимоотношения людей. Любое новое дело, соответствующее правилам Шариата, - это добрый обычай, а любое новое дело, противоречащее источни­кам Ислама, правилам Шариата, - это нововведение и дурной обычай.

Из приведенного становится ясно, что разделение но­вовведений на хорошие и плохие, или же на бесспорные и чем-либо обусловленные, как это сделал аш-Шатаби в книге «аль-И'тисам», или же на обязательные, желательные, запре­щенные, нежелательные и дозволенные нововведения, как это сделал Иззу ибн Абд ас-Салям, - это лишь лексическое разделение.

 

Поклонения [Всевышнему], указанные Пророком (мир ему и благословение Аллаха)

Поклонения, указанные Пророком (мир ему и благословение Аллаха), можно разделить на две категории:

1. Поклонения, для которых указаны время, место и способ совершения, количество, и состояние [поклоняющегося].

Эти виды поклонения следует выполнять именно так, как пере­дано от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), ничего не добавляя, убавляя или изменяя. Кто изменит этот вид поклонения, совершая его не так, как приведено от Пророка, - тот нововведенец. Это относится к совершению молитвы, количеству ее ракаатов, дням и продол­жительности поста, правилам хаджа, размеру заката, опреде­лению размера имущества, с которого следует выплачивать закат, и тому подобное.

 

2. Поклонения, указанные Пророком (мир ему и благословение Аллаха), в виде веления, направления, побуждения без четкого определения вида, времени, места, количества и состояния и без запрета на такое
поклонение в какое-либо время. [В этом случае] мусульмане свободны в выборе места, времени для совершения такого по­клонения и в форме исполнения этого поклонения при условии, что такое поклонение, его время или место не будут связывать­ся с Пророком (мир ему и благословение Аллаха), - его следует совершать, опираясь на общее дозволение этого поклонения, полученное от Законодателя.

 

К этой второй категории должны быть отнесены дополнительные молитвы, добровольный пост, поминания Аллаха (Свят Он и Велик), чтение Корана, обращения к Аллаху (Свят Он и Велик) с мольбами (ду'а), благословения Пророка (мир ему и благословение Аллаха), угощения, закалывание животного с це­лью раздачи милостыни, приближение к Всевышнему Аллаху (Свят Он и Велик)  и тому подобное.

Например, если мусульманин пожелает совершать допол­нительную молитву в какое-либо время, кроме нежелательного для молитвы, и будет постоянно совершать ее в это время, то это действие не будет расценено как нововведение. Если он возьмет за правило совершать определенную мольбу в опре­деленное время или же читать каждый день в определенное время какие-либо аяты Корана, это также не будет нововведе­нием. Нововведением не будет и призывание благословения Пророку (мир ему и благословение Аллаха), но если мусульманин будет поклоняться именно Посланнику Аллаха, то это будет считаться нововведением, поскольку это измышление и ложь о Посланнике Аллаха.

 

Убавление и прибавление к тому, что четко определено Шариатом

 

Убавление (чего-либо) в четко определенных поклонениях запретно, является нововведением и делает данное поклонение недействительным. Например, сокращение числа ракаатов, дней поста, количества обходов Каабы, количество бросаний камней (в обрядах хаджа), небрежость в определении размера заката и нисаба (7), а также убавление одного из столпов в поклонении.

Прибавление (чего-либо к обрядам) можно разделить на «внутреннее» и «внешнее», другими словами – «прибавление в поклонении» и «прибавление к поклонению».

Прибавление в поклонении («внутреннее прибавление») – это нововведение и заблуждение. Таковы, например, умышленное увеличение количества поясных или земных поклонов в молитве, умышленное добавление ракаатов молитвы, добавление слов к одобренной Пророком формуле азана, в том числе слов, нарушающих порядок азана, его форму и смысл, как например добавление высказываний к азану, слова саййидина («наш господин») перед именем Пророка (мир ему и благословение Аллаха), поскольку это нарушает смысл и форму азана.

Если же результатом прибавления не является искажение смысла и формы азана, а добавление было сделано без намерения усовершенствовать поклонение, но из уваже­ния, как прибавление слова саййидина перед упоминанием Пророка (мир ему и благословение Аллаха), в салавате Ибрахимия, то нет препятствия для этого, и данное добавление не будет считаться нововведе­нием.

Прибавление к поклонению («внешнее») может быть как запрещенным, так и позволительным. Совершение запрещен­ного прибавления является нововведением, как, например, дополнительная молитва после утренней или послеобеден­ной молитвы, которую молящийся начинает бездоказательно считать обязательной. Если мусульманин совершает такую молитву, считая, что поклонение без такой молитвы является и несовершенным, и собирается усовершенствовать его допол­нением, то такое нововведение запретно. Если же он соверша­ет дополнение, считая его отдельным поклонением, совершать которое в общем допустимо, то нет ничего, препятствующего подобному добавлению до или после поклонения, если только молящийся не считает, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха), совершал поклонение именно таким образом.

Так же следует относиться к выплате суммы, превышающей необходимый закят, или к совершению двух дополнитель­ных ракаатов после обязательной молитвы, если только совершение молитвы в это время не является нежелательным. К этой же категории относятся прибавление благословения Пророку после слов: «О Аллах, Ты - мир, и от Тебя мир, благословен и высок Ты, о Обладатель величия и почета», добавление поминаний Аллаха и мольб, помимо приведенных Пророком (мир ему и благословение Аллаха), дополнительный обход Каабы после совершения обязательного обхода, добавления напоминаний о наступлении времени молитвы до и после азана и тому подобное.


Высказывания ученых о нововведении

Приведенное определение нововведения, являющегося заблуждением, подтверждается мнением авторитетных уче­ных прошлого, придерживавшихся различных основ и направ­лений. Приведем несколько цитат.

      Имам аль-Газали, да помилует его Аллах, в «Возрож­дении наук о вере» после рассказа о еде за столом говорит: «Знай, даже если мы и говорим, что кушать на полу на скатерти лучше, то это не значит, что есть за столом нежелатель­но или запрещено, поскольку запрет на это отсутствует. Если скажут, что это было введено уже после Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то ведь не все, что было введено после Пророка, запретно. Запретным является нововведение, противоречащее досто­верной Сунне или же отменяющее одно из велений Шариата, в то время как причина этого веления не исчезла. Напротив, при изменении ситуации нововведение в некоторых случаях становится обязательным, а стол - это лишь то, при помощи чего еда становится выше и употребление пищи становится легче»(8)

      Ибн Таймийя в книге «Пути сунны Пророка» после paссказа о собрании сподвижников Пророка для коллективно совершения молитвы таравих передает со слов Умара слова Пророка: «Какое это прекрасное нововведение!», и комментирует. «[Нововведением тут названо] общее собрание, поскольку раньше подобного не было, поскольку то, чего ранее не было, называется в арабском языке нововведением. Но в Шариате оно не является нововведением, поскольку, например, нельзя считать желательным то, что таковым не сделал Аллах (Свят Он и Велик), или вменять в обязанность то, что не вменил в обязанность Аллах (Свят Он и Велик), или запрещать то, что не запретил Аллах (Свят Он и Велик)  - такие действия отвергаются и считаются нововведением в силу тех убеждений человека, которые противоречат Шариату».

      Ибн Хаджар аль-Аскалани, да помилует его Аллах, в «Фатх аль-бари» комментирует толкование слов Умара, да будет доволен им Аллах, «Это хорошее нововведение!» в «Сахих» аль-Бухари: «Нововведение в арабском языке - это то, что введено [заново] и чему не было прежде аналогов, а в Шариате это антоним сунны, и оно порицаемо. Истина же в том, что если оно (нововведение) из тех поступков, что подпадают под одобряемое в Шариате - то это хорошее нововведение, а если оно подпадает под порицаемое, то это порицаемое нововведение, в противном случае оно относится к дозволенному. Иногда его делят на пять категорий...»(9)

      Имам ан-Навави, да помилует его Аллах, приводит в «Тахзиб-уль-асма ва аль-лугат»: «Нововведение в Шариате - это введение того, чего не было в эпоху Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха); оно делится на хорошее и мерзкое».

       Шейх и имам, чье величие, владение различными науками и достоинство общепризнанны, Абу Мухаммад Абдулазиз ибн Абдуссалям, да помилует его Аллах и  да будет Он им доволен, в конце книги «Основы» сказал: «Нововведение делится на обязательное, запрещенное, желательное, нежелательно и дозволенное... Определить это можно, оценив нововведение мерами норм Шариата. Если оно подпадает под обязывающую норму, то оно обязательно, если же под запрещение, то оно запрещено, если под «желательность» - тогда оно желательно, если под нежелательность - тогда оно нежелательное, или же если под дозволение - тогда оно дозволено.

 

        Примеры обязательного нововведения:

1. Обучение и изучение грамматики, с помощью которой можно понять речь Всевышнего Аллаха(Свят Он и Велик) «или же речь Посланника Аллаха, а это обязательно, поскольку оберегание Шариата также обязательно и невозможно иначе, кроме как при помощи изучения грамматики, а то, без чего обязательное невозможно исполнить, также обязательно.

2. Заучивание редких слов из Корана и Сунны.

3. Создание основ религии и основ фикха как наук.

4. Создание науки, определяющей праведных и неправед­ных передатчиков хадисов и разделяющих достоверные и недостоверные хадисы.

 

Основы Шариаты указывают, что сохранение Шариата яв­ляется фарз аль-кифая (10) (за исключением того, что относится к (фарз аль-айн(11)), а это достижимо только при помощи указанных мер.

 

     Среди примеров запретного нововведения укажем мазхабы кадаритов(12) и джабаритов(13), мурджиитов(14), муджассимитов (15), а опровержение этих мазхабов относится к обязательным нововведениям.

К желательным нововведениям относятся возведение пограничных крепостей, школ и вообще все хорошее, чего не было во время Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Сюда же относятся таравих, наука тонкостей суфизма, наука о диспутах, собрания для приведения доказательств истинности Ислама, если с помощью этого стремятся к лику Аллаха Всевышнего (Свят Он и Велик).

Нежелательным нововведением является богатое украшение мечетей, а также переплетов Корана.

Дозволенное нововведение - пожимание рук после утренней и послеобеденной молитв, чрезмерность в хорошей еде, одежде и жилье, например надевание таялиса(16), широких рукавов...».

 

       Затем имам ан-Навави пересказывает слова имама аш-Шафии: «Новшества делятся на две категории: первая - то, что противоречит Корану, Сунне, асарам (это могут быть как хадисы, так и высказывания сподвижников и табиунов), иджме, и эти нововведения - заблуждение; вторая - новшества из числа благого, относительно которых нет разногласий среди ученых. Эти новшества не порицаемы. Умаром было сказано о коллективном исполнении намаза таравих в месяц Рамадан - «Это хорошее нововведение», т. е. это новшество, которого не было прежде; если же оно было при Пророке, то не отвергается».

Он сказал также: «Новшество, которое не имеет основы в Шариате, определяется Шариатом как нововведение, а то, что имеет в Шариате основу, указывающую на это новшество, не называется нововведением...» (17).

      Аз-Заркани, да помилует его Аллах, в «Муватта» прокомментировал слова Умара: «Это хорошее нововведение» так: «Запрещенное нововведение - это то, которое противоречит Сунне». Слова же Ибн Умара о молитве духа: «Это хорошее нововведение» аз-Заркани прокомментировал так: «Это разъ­ясняет действительность утверждений, основанных на мнении и иджтихаде» (18).

Ибн Раджаб аль-Ханбали, да помилует его Аллах, гово­рил: «Под нововведением понимается новшество, не имею­щее указывающей на него основы в Шариате. Что же касается того, чему есть основа в Шариате, то оно не является нововведением, даже если оно будет новшеством в лексическом значении» (19).

Ибн Хаджар аль-Хайтами, да помилует его Аллах, сказал:

[Лексическое значение - это то, что было изобретено, а для Шариата «новшество» - противоречащие велению, общим и частым доказательствам Шариата» (20)

Аз-Заркаши, да помилует его Аллах, сказал: «Нововведение в Шариате относится к новшеству, появление которого порицаемо».

 

В книге по маликитскому фикху «Исаф би-тталаб, мухтасар шарх аль-манхадж аль-мунтахаб аль каваид аль-мазхаб» Ахмада ибн Али аль-Манджура приводятся слова имама аль-Курафи: «Знай, что сподвижники единогласны в осуждении нововведений, - об этом сказано Ибн Абу Зайдом и другими. На самом деле следует проводить разделение нововведений на пять видов:

1. Обязательные - то, что затрагивает обязывающие нормы и признается Шариатом, например: составление Корана, введение законов, если есть опасность их утери, поскольку передача последующим поколениям единогласно является обязательным, а халатность в этом также единогласно признается запретной. В этом виде не допускаются разногласия об обязательности.

2. Запретные - нововведения, затрагивающие запрещаю­щие нормы Шариата: налоги и другие новшества, приводящие к притеснению; новшества, противоречащие нормам Шариата, например предпочтение невежд ученым, передача шариатских должностей по наследству тому, кто их не достоин, опираясь на то, что этот пост занимал его отец, в то время как он сам не соответствует этой должности.

3.Желательные - молитва таравих, определенная одежда судей и правителей, чего не было при сподвижниках, да будет доволен ими Аллах, поскольку цели и блага Шариата достига­ются только проявлением почтения к судьям в душах людей.

4. Нежелательное нововведение - например, выделение благословенных дней особым поклонением.

5. Дозволенное нововведение - примером этого является использование сита для [просеивания] муки. Сообщается, что это было первое новшество, появившееся после Посланника Аллаха. Поскольку улучшение жизни и ее облагораживание являются дозволенными, средства достижения этого также являются дозволенными.

Из всего этого мы узнали, что не все то, что называют нововведением, является заблуждением. Поскольку часть нововведений подпадает под весомые нормы Шариата, их совершение не является заблуждением. То, что их называют «нововведениями», - это лишь название, но не смысл по Шариату. «Нововведением» следовало бы считать то, что является запретны или нежелательным, и то, что не подпадает под основы и oбщие нормы Шариата» (21).

Сноски:

1. Абд аль-Малик ас-Саади - крупный современный шафиитский ученый из Ирака. В данное время живет и преподает в Иордании, является профессором иорданского университета "Ярмук". Бывший Муфтий Ирака.

Его мазхаб в фикхе: шафиитский; шейх имеет две разные иджазы (разрешение) преподавать и давать фетвы по религиозным вопросам; одна из этих иджаз восходит к Али бин Абу Талибу.

2. Истинное понимание нововведений в Исламе стр. 4-14

3. Привели Абу Дауд и ат-Тирмизи, который сказал: «Хадис хороший, достоверный» (Сады праведных», глава «Оберегание сунны»).

4. Привел Муслим, см. «Сады праведных», глава «О положившем начало хорошему и дурному обычаю».

5. Привели аль-Бухари и Муслим, см. «Сады праведных», раздел «О запрете нововведений».

6. Привел Муслим, см. «Сады праведных», раздел «О запрете нововведений»

7. Нисаб – определенный минимальный размер или количество имущества, по достистижению которого выплачивается закят с этого имущества, например нисаб с золота – 96 гр, нисаб овец – 40 голов.

8. Имам аль-Газали, «Ихья улум ад-дин», т. 2, стр. 3.

9. Ибн Хаджар аль-Аскалани, т. 4, стр. 253.

10. Фарз аль-кифая - коллективная обязанность мусульман, исполнение которой хотя бы одним мусульманином снимает ответственность с остальных мусульман какого-то города, села или населенного пункта, Например если в городе умер мусульманин, то его необходимо омыть, завернуть в саван, совершить за ним погребальный намаз и похоронить на мусульманском кладбище, и если все это возьмет на себя хотя бы один мусульманин, то с остальных этот фарз снимается, если же не исполнит, то грех ложится на всех мусульман этого города.

11. Фарз аль-айн - индивидуальная обязанность каждого мусульманина, как например совершение намаза.

12. Школа, отвергающая волю Аллаха.

13. Школа, отвергающая волю человека.

14. Школа, утверждающая, что грехи не вредят мусульманам.

16. Школа, придающая Аллаху тело.

16. Зеленая мантия

17. Имам ан-Навави, «Тахзиб аль-асма ва аль-луга», т, 3, с. 22; см. также: Иззу ибн Абдуссалям «Каваиду аль-ахкам фи масалих аль-анам», т. 2, с. 173.

18. Аз-Заркани, «Комментарий к Муватта», т. 1, с. 238.

19. Ибн Раджаб аль-Ханбали, «Джами аль-улум ва аль-хикам», с. 160.

20. Ибн Хаджар аль-Хайтами, «Аль-фатави аль-хадисия», с. 205.

21. Ахмад ибн Али аль-Манджур аль-Малики, «Исаф би-тталаб, мухтасар шарх аль манхадж аль-мунтахаб аля каваид аль-мазхаб», с. 258. См. также: «Ат-Табайюну би шарх аль-арбаина», с. 241.

 

 

Категория: Ваххабизм | Добавил: Администратор (29.03.2011)
Просмотров: 6119 | Теги: высказывания, ислам, иман, мнения, ученые, бида, нововведения | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]